Вопрос 12. Возникновение учений о нравственности . эпоха античности (аристотель эпикур
Вопрос 11 . нравственные чувства их характеристика.
Проблемой для этики является нравственное отношение к природе. Проблема природы в этике предстаёт как скандал. Под «этической проблемой природы» мы разумеем проблему анализа того, что составляет моральность, добро самой природы, а также проблему анализа нравственного отношения к природе, в целом всё то, что связанно в морали и этике с естественным фактором. Начиная с Аристотеля, собственно этический анализ морали имел основным своим предметом человека, его добродетели, его поведение и отношения. И поэтому логично, что для подобного «собственно этического» подхода природа в лучшем случае могла осознаваться как определённые естественные нравственные чувства, как врождённые трансцендентальные императивы разума. Природа сама по себе, а также живые наши братья меньшие оказывались не интересными для этики, отношение к природе представлялось адиафорным, как это отмечено выше на примере этики Канта, советской марксистской этики, теории справедливости Ролза.
Но подобное отношение к природе противоречит нашим нравственным чувствам, нашей интуиции добра и зла. Мы всегда будем видеть определённый смысл в восточных этических учениях, проповедующих любовь ко всему живому, христианской молитве «Всякое дыхание да хвалит Господа», в благородном принципе «благоговения перед жизнью». Нельзя не признать очевидность истины, выраженную в следующих прекрасных словах: «Поистине нравственен человек только тогда, когда он повинуется внутреннему побуждению помогать любой жизни, которой он может помочь, и удерживается от того, чтобы причинить живому какой-либо вред. Он не спрашивает, насколько та или иная жизнь заслуживает его усилий, он не спрашивает также, может ли она и в какой степени ощутить его доброту. Для него священна жизнь, как таковая. Он не сорвёт листочка с дерева, не сломает ни одного цветка и не раздавит ни одного насекомого. Когда он летом работает ночью при лампе, то предпочитает закрыть окно и сидеть в духоте, чтобы не увидеть ни одной бабочки, упавшей с обожжёнными крыльями на его стол.
Вопрос 12. Возникновение учений о нравственности . эпоха античности (аристотель эпикур.
Аристотель (384 - 322 гг. до н. э.) из города Стагира:
* ввел термин "этика";
* классифицировал этические понятия;
* обосновал этику как систему научного знания;
* написал первые этические труды "Никомахова этика", "Эвдемова этика", "Большая этика";
* обобщил этические взгляды предшественников в синтетическую теорию морали;
* сформулировал основные проблемы этики и т. д.
Согласно Аристотелю этика - это прикладная наука, изучающая нравственность, добродетели, цель которой - сделать человека моральным (а значит, счастливым).
Этике Аристотеля присущ эвдемонизм: высшая цель человека - блаженство, счастье, которое заключается в разумной деятельности (благо - не только результат морального действия, но и само действие), чувстве удовлетворения от моральной деятельности.
Аристотелю чужд идеализм Платона. Он считал, что человек должен обрести счастье в эмпирическом, видимом мире. Поэтому задачами этики являются: дать человеку моральные знания, научить его моральному поведению.
Аристотель утверждал, что добродетели:
* являются не врожденными, а благоприобретенными в процессе воспитания качествами;
* в основе имеют природные страсти (страх и т. п.), которые морально нейтральны;
* возникают тогда, когда человек дает оценку страстям.
Воспитание, по Аристотелю, - борьба с крайностями в проявлении страстей. Добродетель - это "золотая середина" между крайностями. Например, добродетель - щедрость, крайности - скупость и мотовство добродетелями не являются.
Главная добродетель - справедливость. Аристотель выделял справедливость:
* распределяющую (политическую): разделение благ соответственно достоинству людей;
* уравнивающую (экономическую).
"...Мерило достоинства... граждане демократии видят... в свободе, олигархия - в богатстве, аристократия - в добродетели" (Аристотель).
Согласно Аристотелю человек способен достичь счастья, только руководствуясь разумом.
Аристотель разделял добродетели на дианоэтические (интеллектуальные и этические (волевые). Истинно нравственным поведение является тогда, когда разум согласован с чувствами (единство этических и дианоэтических добродетелей).
Поступки могут быть:
* добровольными, преднамеренными - их характеризуют наличие мотиве сознательный выбор. Только добровольные поступки можно оценивать этически (одобрять или порицать);
* недобровольными, которые совершаются без свободного волеизъявления (могут вызывать сочувствие и т. п.).
Аристотель считал, что гармония во взаимоотношениях человека и общества возможна при выполнении следующих условий:
* со стороны индивида - разумно ограничивать потребности, ориентироваться на общественное благо;
* со стороны государства - защищать интересы граждан, учитывать потребности человека.
Аристотель также рассматривал проблемы, имеющие большое значение для развития этики:
* общения (учение о дружбе);
* единства этики и политики;
ответственности в морали и т. д.
1. Эпикурейство
2. Эвдемонизм Демокрита
3. Стоицизм
1. Эпикур (341 - 270 гг. до н. э.) создал философскую школу, которая просуществовала 600 лет. Он был последователем традиции эвдемонизма. Согласно Эпикуру счастье - это свобода от физических и душевных страданий, самодостаточность индивида, свобода от внешнего мира.
Условия, необходимые для счастья:
* атараксия - безмятежность, невозмутимость духа;
* правильное отношение к удовольствиям;
* избавление от страхов;
* равнодушие к внешнему;
* дружба.
Эпикурейцы считали, что человек должен:
* отдавать предпочтение духовным удовольствиям;
* соблюдать меру в удовольствиях;
* избегать неестественных удовольствий. Эпикур выделял удовольствия:
* естественные, необходимые (еда, питье, одежда и пр.);
* естественные, не необходимые (вкусная еда и т. п.);
* неестественные, не необходимые (власть, слава, богатство).
Естественные потребности (в отличие от неестественных) легко удовлетворяются, их удовлетворение не сопряжено с опасностями, нарушением душевного равновесия.
Для счастья и покоя человеку необходимы только естественные удовольствия. Эпикур говорил: "Живи незаметно".
В иерархии удовольствий высшими являются духовные удовольствия, в том числе занятия философией. Философия помогает людям избавиться -- от страхов:
* перед богами: боги, достигнув высшего блаженства, замкнуты на себе не проявляют никакого интереса к миру людей, не вмешиваются в их жизнь;
* страха смерти: смерть не зло, а переход в небытие, отсутствие всяких ощущений (в том числе страданий). Счастье определяется качеством жизни, а не ее продолжительностью;
* страха перед необходимостью, перед судьбой: человеку предоставлена свобода выбора поведения (и судьбы), эта свобода - проявление общеприродной закономерности.
Достижению счастья способствует дружба. Это межличностное общение, происходящее по доброй воле, взаимному желанию и приносящее участникам общения удовольствие.
Государство является благом, оно обеспечивает безопасность и независимость людей.
Человек, по мнению Эпикура, должен соблюдать законы (что позволило избегать страданий), не заниматься политической активностью, поскольку она ведет к желанию неестественных удовольствий (власти и др.).
Живущий в обществе человек может уклониться от всего негативного приходящего извне, сам стать источником моральных ценностей. Независимость - одно из условий счастья.