Античная эстетика

Стремление к гармонии внутреннего и внешнего мира человека (калокагатия)

Античная эстетика - эго эстетическая мысль, развивав­шаяся в Древней Греции и Риме с VII-VI вв. до н. э. по V -VII кв. н. э. Античная эстетика, имея своим истоком мифологические представления, зарождается, переживает время расцвета и при­ходит в упадок в рамках рабовладельческой формации. Для эс­тетических представлений, как и для всего мироощущения ан­тичности, характерен подчеркнутый космологизм. Космос, с точки зрения древних, хотя и пространственно ограниченный, не) отличающийся гармоничностью, соразмерностью и правильно­стью в нем движения, выступал как воплощение красоты. По­добные представления о чувственно-материальном, видимом, слышимом, осязаемом космосе присущи раннему периоду ан­тичной мысли, пытавшейся сконструировать его из таких физи­ческих элементов, как огонь, земля, вода, воздух. Искусство в этот период еще не отделилось от ремесла и не выступало в ка­честве самоцельного эстетического объекта. Для древних греков искусство - это производственно-техническая деятельность. От­сюда - нерасторжимое единство практического и чисто эстети­ческого отношения к предметам и явлениям. Поэзия, скульпту­ра, архитектура, музыка, риторика ставились весьма высоко, но не просто как виды искусства, а как виды деятельности, самым непосредственным образом связанные с жизнью человека, вы­ражающие жизненно важное для него отношение к окружающей действительности.

В V в. до н. э. на смену чувственно-наглядному представлению о космосе (этим понятием обозначали древние Вселенную и красоту) приходит интерес к самому познающему его человеку (софисты, Сократ). У Сократа это приняло форму учения о необ­ходимости устанавливать общие понятия (прекрасное, мера, гармония), не ограничиваясь лишь отдельными, внешне наблю­дательными фактами, а составляя и индуктивно возводя их в общее. Он стал рассматривать прекрасное как общее понятие, отличая его от отдельных прекрасных вещей. Прекрасное, по мнению Сократа, всегда полезно, но для этою оно должно быть именно прекрасным. Другими словами, должен существовать гот прекрасный предмет, о полезности которого мы говорим.

Особое место в своей теории Сократ отводил прекрасному духом и телом человеку. Поэзия и скульптура должны выражать ею чувства и его переживания, ибо состояние души зримо отра­жается на лице, в жестах и действиях. В учении о гармонии Со­крат рассматривает единство внешней формы с прекрасными свойствами духа.

После Сократа мы можем выделить Платона и Аристоте­ля, которые тоже обращали внимание на вопросы эстетики. Если у Сократа идея красоты рассматривается как непосредственно присущая сознанию человека, то у Платона она безразличная, существующая реально и вечно, выступающая как образец, мо­дель, порождающая прекрасные вещи. В диалоге «Федр» Платон утверждает, что каждый, кто видит здешнюю красоту, вспоми­нает и пламенно стремится вверх в божественном восторге. Эти воспоминания достигают особой живости и яркости, когда чело­век пребывает в состоянии вдохновения, облегчающего созерца­ние вечных идей. Вдохновение же, - отмечает он в диалоге «Ион», - род одержимости, исступления, от которого умолкает рассу­док. Л пока действует', поэт бессилен в истинном творчестве. В диалогах <• Георгий», «Филеб», «Тимей», говоря об удовольствии, доставляемом произведениями искусства, Платон приходит к выводу, что оно не регулируется мудростью н благом, а пробуждает, питает и усиливает низменные импульсы человека, подры­вает и губит возвышенное. А смотря трагические пьесы, люди получают удовольствие даже от самого плача.

Одним из самых крупных философов древности был Ари­стотель. В своих произведениях он касался всех научных про­блем современного ему мира: физики, астрономии, математики, философии, эстетики. Эстетике он посвящает целое сочинение «Поэтику».

Аристотель высоко ценил искусство, так как считал, что оно облагораживает человека и дает ему знания. Он определил принципы, на которых должен строиться анализ художествен­ных произведений, и говорил, в каком случае произведение ис­кусства заслуживает порицания. Произведение искусства долж­но быть осуждено, если его содержание логически невозможно, непонятно, вредно для нравственности, имеет внутренние про­тиворечия и идет вразрез с правилами искусства

Аристотель впервые выдвинул критерии, определяющие художественные качества, которые не устарели и поныне. Он четко определил эстетические качества предметов, доказывая, что прекрасное - свойство самих предметов, вещей, явлений. Он считал обязательным для произведений искусства - целост­ность, ясность, соответствие формы содержанию.

Из римских теоретиков искусства назовем поэта Горация. Его эстетические взгляды изложены в «Послании к Пизонам», названном еще в древности «Наукой поэзии». «Послание к Пизонам», написанное в стихотворной форме, осуждает бессо­держательную поэзию, подчеркивает значение содержания, не­обходимость производить тщательную отделку произведения, которое должно быть целостным, простым и гармоничным, «...нужны во всем простота и единство».

Важная роль отводится изучению классиков: «...всем нам Гомер показал, какою описывать мерою [розные битвы, деяния царей и вождей знаменитых» .

Рассмотрев интерес античных философов к эстетике, нель­зя не отметить, что одним из центральных понятий античной эстетики, важность которого отмечали Геродот, Сократ. Платон, Ксенофонт, Аристотель, является калокагатия.

Калокагатия (от греч. саlоs - прекрасный и аqathos - хоро­ший, нравственно совершенный) - понятие, обозначающее гар­монию внешнего и внутреннего, которая является условием кра­соты человека. Как идеал физического и нравственного совер­шенства калокагатия получила отражение в скульптуре (творче­ство Фидия и Поликлета, V в. до н. э.), в поэзии и трагедии (на­пример, у Софокла, около 496 - 406 гг. до н. э.).

Эстетическая культура как учебная дисциплина имеет немаловажное значение в системе образования и практической деятельности сотрудников ОВД. Приобщение курсантов и слушателей учебных заведений системы МВД к вопросам теории и истории эстетики способствует расширению их кругозора, формированию профессиональной правовой культуры, усвоению общечеловеческих ценностей мировой и отечественной культуры.

Выпускники университета должны усвоить и уметь использовать полученные знания по вопросам теории и истории культуры в их будущей работе с подчинёнными и гражданами.

Таким образом, то или иное понимание права определяет организацию, содержание и направленность всей правоохранительной деятельности. Вот почему изучение эстетической культуры юристами, сотрудниками правоохранительных органов – необходимое условие овладения навыками сознательного труда по обеспечению законности и правопорядка в условиях современной России.

Нормы прежнего Закона «О милиции», принятого в 1991 году, когда были другое время, государство и условия жизни, откровенно устарели. В них отсутствовала главная норма: полиция – для каждого гражданина. В новом Федеральном законе от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" в первой же статье изменена профессиональная идеология органов внутренних дел - она становится действительно правоохранительной.

Полиция станет не столько институтом государственного принуждения, сколько институтом, защищающим права и свободы человека и гражданина, противодействующим преступности, охраняющим общественный порядок, собственность и обеспечивающим общественную безопасность.

Литература

Основная:

1. Федеральный закон «О полиции». М., 2011.

2. Золкин А.Л. Эстетика: учебник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

3. Гришин А.А., Пылев С.С., РумянцевН.В., Щеглов А.В. Эстетическая культура сотрудников ОВД России: Учебное пособие. – М.: МосУМВД России. Изд. «Щит - М», 2008.

4. Борев Ю.Б. Эстетика. М., 2005.

5. Яковлев Е.Г. Эстетика: учебное пособие для студентов вузов / Е.Г.Яковлев – М.: Гардарики, 2006.

Дополнительная:

1. Бычков В.В. Византийская эстетика. – М.: Искусство, 2002.

2. Гегель. Эстетика. Т.1 -2 - СПб.: Наука, 2004.

3. Гилберт К.Э., Кун Г. История эстетики. – СПб, 2004.

4. История эстетической мысли. Т.1-5. - М.: 1985-1990.

Наши рекомендации