Античная эстетика
Стремление к гармонии внутреннего и внешнего мира человека (калокагатия)
Античная эстетика - эго эстетическая мысль, развивавшаяся в Древней Греции и Риме с VII-VI вв. до н. э. по V -VII кв. н. э. Античная эстетика, имея своим истоком мифологические представления, зарождается, переживает время расцвета и приходит в упадок в рамках рабовладельческой формации. Для эстетических представлений, как и для всего мироощущения античности, характерен подчеркнутый космологизм. Космос, с точки зрения древних, хотя и пространственно ограниченный, не) отличающийся гармоничностью, соразмерностью и правильностью в нем движения, выступал как воплощение красоты. Подобные представления о чувственно-материальном, видимом, слышимом, осязаемом космосе присущи раннему периоду античной мысли, пытавшейся сконструировать его из таких физических элементов, как огонь, земля, вода, воздух. Искусство в этот период еще не отделилось от ремесла и не выступало в качестве самоцельного эстетического объекта. Для древних греков искусство - это производственно-техническая деятельность. Отсюда - нерасторжимое единство практического и чисто эстетического отношения к предметам и явлениям. Поэзия, скульптура, архитектура, музыка, риторика ставились весьма высоко, но не просто как виды искусства, а как виды деятельности, самым непосредственным образом связанные с жизнью человека, выражающие жизненно важное для него отношение к окружающей действительности.
В V в. до н. э. на смену чувственно-наглядному представлению о космосе (этим понятием обозначали древние Вселенную и красоту) приходит интерес к самому познающему его человеку (софисты, Сократ). У Сократа это приняло форму учения о необходимости устанавливать общие понятия (прекрасное, мера, гармония), не ограничиваясь лишь отдельными, внешне наблюдательными фактами, а составляя и индуктивно возводя их в общее. Он стал рассматривать прекрасное как общее понятие, отличая его от отдельных прекрасных вещей. Прекрасное, по мнению Сократа, всегда полезно, но для этою оно должно быть именно прекрасным. Другими словами, должен существовать гот прекрасный предмет, о полезности которого мы говорим.
Особое место в своей теории Сократ отводил прекрасному духом и телом человеку. Поэзия и скульптура должны выражать ею чувства и его переживания, ибо состояние души зримо отражается на лице, в жестах и действиях. В учении о гармонии Сократ рассматривает единство внешней формы с прекрасными свойствами духа.
После Сократа мы можем выделить Платона и Аристотеля, которые тоже обращали внимание на вопросы эстетики. Если у Сократа идея красоты рассматривается как непосредственно присущая сознанию человека, то у Платона она безразличная, существующая реально и вечно, выступающая как образец, модель, порождающая прекрасные вещи. В диалоге «Федр» Платон утверждает, что каждый, кто видит здешнюю красоту, вспоминает и пламенно стремится вверх в божественном восторге. Эти воспоминания достигают особой живости и яркости, когда человек пребывает в состоянии вдохновения, облегчающего созерцание вечных идей. Вдохновение же, - отмечает он в диалоге «Ион», - род одержимости, исступления, от которого умолкает рассудок. Л пока действует', поэт бессилен в истинном творчестве. В диалогах <• Георгий», «Филеб», «Тимей», говоря об удовольствии, доставляемом произведениями искусства, Платон приходит к выводу, что оно не регулируется мудростью н благом, а пробуждает, питает и усиливает низменные импульсы человека, подрывает и губит возвышенное. А смотря трагические пьесы, люди получают удовольствие даже от самого плача.
Одним из самых крупных философов древности был Аристотель. В своих произведениях он касался всех научных проблем современного ему мира: физики, астрономии, математики, философии, эстетики. Эстетике он посвящает целое сочинение «Поэтику».
Аристотель высоко ценил искусство, так как считал, что оно облагораживает человека и дает ему знания. Он определил принципы, на которых должен строиться анализ художественных произведений, и говорил, в каком случае произведение искусства заслуживает порицания. Произведение искусства должно быть осуждено, если его содержание логически невозможно, непонятно, вредно для нравственности, имеет внутренние противоречия и идет вразрез с правилами искусства
Аристотель впервые выдвинул критерии, определяющие художественные качества, которые не устарели и поныне. Он четко определил эстетические качества предметов, доказывая, что прекрасное - свойство самих предметов, вещей, явлений. Он считал обязательным для произведений искусства - целостность, ясность, соответствие формы содержанию.
Из римских теоретиков искусства назовем поэта Горация. Его эстетические взгляды изложены в «Послании к Пизонам», названном еще в древности «Наукой поэзии». «Послание к Пизонам», написанное в стихотворной форме, осуждает бессодержательную поэзию, подчеркивает значение содержания, необходимость производить тщательную отделку произведения, которое должно быть целостным, простым и гармоничным, «...нужны во всем простота и единство».
Важная роль отводится изучению классиков: «...всем нам Гомер показал, какою описывать мерою [розные битвы, деяния царей и вождей знаменитых» .
Рассмотрев интерес античных философов к эстетике, нельзя не отметить, что одним из центральных понятий античной эстетики, важность которого отмечали Геродот, Сократ. Платон, Ксенофонт, Аристотель, является калокагатия.
Калокагатия (от греч. саlоs - прекрасный и аqathos - хороший, нравственно совершенный) - понятие, обозначающее гармонию внешнего и внутреннего, которая является условием красоты человека. Как идеал физического и нравственного совершенства калокагатия получила отражение в скульптуре (творчество Фидия и Поликлета, V в. до н. э.), в поэзии и трагедии (например, у Софокла, около 496 - 406 гг. до н. э.).
Эстетическая культура как учебная дисциплина имеет немаловажное значение в системе образования и практической деятельности сотрудников ОВД. Приобщение курсантов и слушателей учебных заведений системы МВД к вопросам теории и истории эстетики способствует расширению их кругозора, формированию профессиональной правовой культуры, усвоению общечеловеческих ценностей мировой и отечественной культуры.
Выпускники университета должны усвоить и уметь использовать полученные знания по вопросам теории и истории культуры в их будущей работе с подчинёнными и гражданами.
Таким образом, то или иное понимание права определяет организацию, содержание и направленность всей правоохранительной деятельности. Вот почему изучение эстетической культуры юристами, сотрудниками правоохранительных органов – необходимое условие овладения навыками сознательного труда по обеспечению законности и правопорядка в условиях современной России.
Нормы прежнего Закона «О милиции», принятого в 1991 году, когда были другое время, государство и условия жизни, откровенно устарели. В них отсутствовала главная норма: полиция – для каждого гражданина. В новом Федеральном законе от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" в первой же статье изменена профессиональная идеология органов внутренних дел - она становится действительно правоохранительной.
Полиция станет не столько институтом государственного принуждения, сколько институтом, защищающим права и свободы человека и гражданина, противодействующим преступности, охраняющим общественный порядок, собственность и обеспечивающим общественную безопасность.
Литература
Основная:
1. Федеральный закон «О полиции». М., 2011.
2. Золкин А.Л. Эстетика: учебник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
3. Гришин А.А., Пылев С.С., РумянцевН.В., Щеглов А.В. Эстетическая культура сотрудников ОВД России: Учебное пособие. – М.: МосУМВД России. Изд. «Щит - М», 2008.
4. Борев Ю.Б. Эстетика. М., 2005.
5. Яковлев Е.Г. Эстетика: учебное пособие для студентов вузов / Е.Г.Яковлев – М.: Гардарики, 2006.
Дополнительная:
1. Бычков В.В. Византийская эстетика. – М.: Искусство, 2002.
2. Гегель. Эстетика. Т.1 -2 - СПб.: Наука, 2004.
3. Гилберт К.Э., Кун Г. История эстетики. – СПб, 2004.
4. История эстетической мысли. Т.1-5. - М.: 1985-1990.