Процессы памяти: способы хранения и воспроизведения информации
Память (П) – это сложный процесс. Сохранение в памяти какой-то информации включает три процесса. Первый из них - это запечатление или кодирование, в ходе которого выделяется та информация, которая будет храниться. Второй - это собственно хранение информации и ее связывание с той, которая уже есть в памяти. И наконец, третий этап - это извлечение (воспроизведение) хранящейся информации; без него мы никогда не могли бы знать, что именно мы действительно запомнили.
1) Кодирование
Процесс кодирования начинается уже на стадии сенсорной памяти, когда распознаются физические характеристики стимула. Далее он несколько углубляется во время передачи информации в кратковременную память, так как здесь происходит первая перегруппировка разных элементов запоминаемого. Однако основной процесс кодирования происходит на стадии долговременной памяти, так как именно здесь осуществляются анализ и идентификация различных характеристик информации.
Кодировка инф. – это процесс п., обозначающий введение в память вновь поступающей инф. Оно м.б. произвольным и непроизвольным.
Непроизвольное – запоминание происходит автоматически без особых усилий со стороны ч-ка. Ч-ек не ставит перед собой цели, специальной мнемической задачи на запоминание инф. Непроизвольная п. связана с эмоциональной, смысловой стороной деятельности. Так лучше запоминается материал, с которым связана интересная, сложная умственная работа, и которая для ч-ка имеет большее значение. Если с материалом проводится работа по его осмыслению, преобразованию, классификации, то непроизвольно он запоминается лучше, чем произвольно.
Произвольное – ч-ек ставит перед собой задачу, установку на запоминание, сохранение через воспроизведение инф, а сам процесс запоминания требует волевых усилий. ПП связана с кругом трудовых и социальных обязанностей. В ПП выделяется не смысл, а значение событий для ч-ка. Продуктивность связана с мотивами, целями и способами осуществления.
Механическое запоминание – объекты запоминаются в том порядке, в котором запоминались. Опирается на пространственно-временную смежность объектов. Неэкономно, требует много повторений. Осмысленное запоминание – основано на понимании внутренних логических связей.
В процессе кодирования происходит прежде всего анализ и идентификация различных характеристик поступающей инф. Выделяется та инф, которая будет храниться. Процесс кодирования начинается уже на стадии сенсорной П. СП – это мех-зм, позволяющий инф, уловленной рецепторами сохраняться в течении 0,25 сек. с тем, чтобы мозг мог принять решение, стоит ли на ней концентрировать внимание. Далее процесс кодирования углубляется при передачи инф в КП, здесь происходит первая перегруппировка разных элементов запоминаемого. Основной процесс кодирования происходит на стадии долговрем П, здесь осуществляется анализ и идентификация различных характеристик инф.
2) Хранение (архивизация)
Архивизация - это накопление материала в ДП. По Тульвингу (1972) ДП подразделяется на две формы (выполняет две функции): эпизодическая и семантическая. Архивизация происходит по-разному в зависимости от того, вовлекается ли при этом эпизодическая или семантическая память,
В эпизодической памяти хранится вся информация о событиях нашей жизни. По сути своей эта память автобиографична.
Семантическая память включает все те структуры, которые свойственны данной культуре и позволяют познавать мир. Кроме того, в семантической памяти хранятся правила, лежащие в основе языка и различных умственных операций. Таким образом, семантическая память - каркас для событий текущей жизни, которые хранятся в эпизодической памяти. Благодаря семантической памяти мы знаем, что такое экзамен, друг, отрочество или справедливость вообще, как понятия, но когда мы имеем дело с конкретными проявлениями этих понятий в нашей жизни, это отображается уже в эпизодической памяти.
Несмотря на различие этих функций ДП, они дополняют друг друга и в различной степени обе определяют, как будет организована информация для хранения в памяти.
Выделяют несколько способов «укладки» информации в памяти; они зависят от важности и других особенностей запоминаемого материала.
1) Формы организации ДП, которые определяются чисто внешними причинами - самой сущностью того, что следует запомнить.
1.1. Пространственная организация, позволяющая установить связи и «опорные точки» в нашем физическом и социальном окружении. Именно такая организация лежит в основе построения «когнитивных карт».
1.2. Линейная (= последовательная) организация позволяет найти какое-либо слово в словаре или имя в телефонной книге благодаря тому, что мы знаем алфавит. Этот же принцип дает нам возможность ориентироваться в днях недели, месяцах, находить нужную страницу в книге.
2) Формы организации ДП, более или менее произвольно формирующиеся «изнутри».
2.1. Ассоциативная организация, при которой мы группируем совместно элементы с какими-либо общими признаками - например, с одной и той же первой буквой («Как звали сотрудника Павлова на «Б»? Нет, не Бандура...»), из одной и той же грамматической категории (существительные с существительными, глаголы с глаголами и т.д.) или со сходными функциями (например, предметы одежды, пищевые продукты, музыкальные инструменты и т.п.).
2.2. Можно думать, однако, что оптимальную деятельность семантической памяти обеспечивает иерархическая организация. При такой организации мы относим каждый элемент к тому или иному уровню в зависимости от того, соответствует ли он какой-то общей или более специальной категории. Например, воробей сначала относится к категории «птиц» (т.е. не рыб и не млекопитающих), затем учитывается, что он маленький, серый и не умеет петь (в отличие, скажем, от канарейки, которая тоже относится к птицам, но желтого цвета и петь умеет).
Но всегда ли память организована столь рационально по принципу «от общего к частному» (как организованы, например, науки)? Более поздние исследования показали, что испытуемые быстрее воспринимают утверждение типа «собака - животное», чем «собака-млекопитающее», зато дольше анализируют фразу «канарейка-животное», чем «канарейка-птица». Из этого ясно, что форма иерархической организации в значительной степени зависит от большей или меньшей привычности тех или иных понятий, а также от информации, накопленной в эпизодической памяти (скорость реакции измерялась по времени нажатия испытуемым на кнопку в знак того, считает ли он данное утверждение истинным или ложным).
Хранение (архивация) – удержание в п. полученной инф, это накопление материала в п. В зависимости от того включается ли при этом эпизодическая или семантическая п. архивация происходит по-разному.
3) Извлечение
Эффективность извлечения информации тесно связана с тем, насколько хорошо организован материал в памяти, поскольку информация всегда воспроизводится на основе той структуры, в составе которой она запоминалась. Идет ли речь о том, чтобы назвать пятый месяц года, вспомнить, кто такой Фрейд или что такое теория относительности - в каждом из этих случаев приходится обращаться к тому контексту, в который «встроен» извлекаемый из памяти элемент. Так, в первом случае, очевидно, потребуется пересчитать все месяцы, начиная с января (или, наоборот, в обратном порядке - с июня, если мы знаем, что эго шестой месяц); во втором случае надо будет вспомнить эпоху и родину ученого и ту область, в которой он работал, а в третьем - вспомнить особенности именно той из множества теорий, о которой требуется рассказать.
На все это, разумеется, наслаивается содержимое эпизодической памяти, в которой хранятся те события, что происходили в момент кодирования искомых элементов, или те воспоминания о прошлом, которые в то время возникали.
Именно потому, что в извлечении информации из памяти столь важную роль играет контекст, нам всегда легче узнать какой-то элемент среди других, предъявляемых вместе с ним, чем вспомнить что-то без каких-либо опорных точек или объектов для сравнения. Это касается людей всех возрастов, но в наибольшей степени - пожилых. Видимое ослабление памяти (особенно кратковременной) у стариков, которые часто видят в этом начало «склероза», нередко бывает связано не с нарушением самой памяти, а с уменьшением способности извлекать из нее информацию. Очевидным подтверждением этого служит тот факт, что способность к узнаванию практически не изменяется.
Все эти соображения - одна из причин того, что именно узнавание, а не вспоминание считают более чувствительным показателем фактического объема усвоенного материала. Поэтому с педагогической точки зрения тесты на выбор правильных ответов вернее отражают уровень знаний, чем прямые вопросы, при которых подчас можно отделаться простым повторением заученных слов из лекции или учебника.
Воспроизведение, извлечение. Вспоминание – это воспроизведение по п. какой-либо ранее воспринятой инф. Качество извлечения инф зависит от того, насколько хорошо организован материал в п.. Инф воспроизводится на основе той стр-ры, в составе которой запомнилась. На все это наслаивается содержимое эпизодической п., в которой хранятся те события, которые происходили в момент фиксации искомых элементов. Т.е. при воспроизведении инф из памяти большую роль играет контекст.