Организация обучения на Marks & Spenser
В торговой фирме Marks & Spenser обучение персонала ведется по трем основным направлениям:
1. Обучение продавцов в магазинах, которое входит в обязанности заместителя управляющего по кадрам, а также подчиненных ему специалистов и технических работников.
2. Обучение руководителей для работы в магазинах, которое координируется непосредственно отделом обучения и профессиональной подготовки, входящим в состав центрального отдела кадров.
3. Обучение персонала центрального офиса, которое осуществляется в основном соответствующими функциональными подразделениями.
Задачи, решаемые при построении системы внутрифирменного обучения
Среди задач, решаемых руководителями и специалистами отделов обучения, при разработке системы внутрифирменного обучения, можно выделить следующие:
· стратегические;
· исследовательские;
· методические;
· организационные.
Стратегические задачи
Руководитель отдела обучения совместно с вышестоящим руководством формулирует общий план деятельности в сфере обучения и повышения квалификации персонала. Полезными здесь могут оказаться ответы на следующие вопросы:
· Чего наша организация стремиться достичь в ближней и дальней перспективе?
· Каким требованиям для успешного достижения этих целей должна отвечать квалификация работников нашей организации?
· Каких знаний, умений и навыков не хватает нашим сотрудникам?
· Что следует предпринять для приведения в соответствие уровня подготовки персонала тем задачам, которые придется решать организации в самом скором времени?
На "Пермских моторах" отдел управления развитием персонала, оставляя за собой прежние кадровые функции, добавляет новую важную функцию – оказание помощи линейным руководителям в развитии и лучшем использовании подчиненных. Частью этой функции является активное вовлечение линейных руководителей в управление человеческими ресурсами, особенно в развитие человеческого потенциала акционерного общества.
Исследовательские задачи
Сбор информации до, во время и после обучения различных категорий персонала, ее анализ и обобщение полученных результатов - это те задачи, которые необходимо решить в первую очередь при определении потребности работников организации в обучении и при разработке структуры и содержания учебных программ. Особенно сложные исследовательские задачи связаны с подготовкой учебных программ для руководителей. Обучение призвано показать слушателям новые подходы к решению управленческих задач, сформировать такие установки по отношению к производительности, качеству труда и к персоналу и такую систему приоритетов, которые будут максимально способствовать росту эффективности работы как отдельных работников, так и всей организации и ее подразделений. Для этого при разработке программ обучения особенно важно обратить внимание на изучение установок и поведенческих моделей, которые определяют подходы к работе руководителей разных уровней.
Решение исследовательских задач требуется не только на стадии подготовки учебных программ, но и при оценке эффективности проведенной учебы. Для того чтобы определить, насколько полезной была учебная программа для той или иной категории работников, часто требуется проведение опросов и специальное тестирование слушателей.
Методические задачи
Другая задача, решаемая при организации обучения персонала, - это подбор методов обучения и разработка программ повышения квалификации и развития персонала. В первую очередь это должны быть такие методы и формы обучения, которые в наибольшей степени могли бы помочь организации в достижении стоящих перед ней целей (повышение качества товаров и услуг, снижение себестоимости продукции, формирование новой организационной культуры, повышение отдачи от каждого работника и др.).
Главная сложность в решении методических задач состоит в том, чтобы подобрать оптимальные методы обучения и/или определить их правильное соотношение (сочетание) для каждой категории слушателей. Современные тенденции в организации обучения персонала состоят в сокращении времени чисто лекционной подачи материала и все более широком использовании методов активного обучения (деловые игры, групповые обсуждения, разбор опыта работы отечественных и западных компаний и др.). Кроме того, все больше внимания отводится практической отработке изучаемого материла и закреплению практических навыков слушателей.
В круг обязанностей специалистов, занимающихся работой по обучению персонала обычно входит решение следующих методических задач:
Ø определение и согласование с администрацией предприятия форм (с отрывом или без отрыва от производства, на рабочем месте) и методов обучения;
Ø разработка программ обучения или выбор из программ, предлагаемых учебными центрами;
Ø выбор организации, которой будет поручено проведение обучения;
Ø подбор и подготовка (возможно, с привлечением сторонних организаций) собственных преподавателей;
Ø оценка эффективности обучения.
Организационные задачи
Невозможно приступить к построению системы внутрифирменного обучения, если предварительно не определена потребности работников организации в обучении и развитии. В решении этой задачи должны участвовать не только представители кадровой службы, но руководители всех уровней.
Обучение персонала должно опираться на четкое распределение ответственности, ясную систему планирования и контроля. К организационным задачам можно отнести такие рутинные задачи, как назначение ответственных за проведение обучения, подготовка соответствующих приказов и распоряжений, комплектование учебных групп и контроль посещаемости, подбор преподавателей, подготовка помещений, в которых будет проходить обучение, решение вопросов технического оснащения учебы и других вспомогательных вопросов.
В компании почти всегда есть лица (или подразделения), решающие широкий круг организационных вопросов, связанных с обучением персонала. Эти вопросы по своей сути не требуют специальных знаний, но от качества их решения часто зависит успех всей учебы. Эффективность обучения может сильно снизиться от таких "мелочей", как духота в помещении, отсутствие фломастеров, мела или постоянно отвлекающие слушателей посторонние звуки за дверью.
Важным направлением работы является ведение документации и отчетность по вопросам обучения и повышения квалификации.