Вопрос. Эволюция требований к менеджеру
Руководитель– это особая профессия, и к ней нужно иметь определенную предрасположенность и тщательно готовиться. Забвение этой простой истины дорого обходится и организациям, и рядовым сотрудникам, и самим руководителям – неудачникам. Как правило, силой никого руководителем не делают.
Руководитель как лидер коллектива рассматривается как носитель инновационной организационной культуры, как основной инициатор последовательных изменений в организации.
Профессиональная управленческая деятельность имеет давнюю историю и глубокие традиции, отражающие специфические требования к личности менеджера. При этом перечень требований с течением времени расширялся. См. 266 (Феденя)
По мнению Ф.Тейлора мастер обязан обладать такими качествами как «ум, образование, специальные или технически познания, физическая ловкость или сила, такт, энергия, решительность, честность, рассудительность и здравый смысл, крепкое здоровье».
Ф.Файоль считал, что руководителям крупных предприятий необходимы следующие качества: умственная работоспособность, здоровье и физическая выносливость, нравственные качества; административные способности; значительный кругозор познаний; общее знакомство со всем, что имеет отношение к существенным функциям.
В бывшем СССР при выдвижении управленческих кадров руководствовались четырьмя основными требованиями: политическая грамотность, моральная устойчивость, компетентность, организаторские способности
Сложность и динамизм внутренней и внешней среды предприятия в 70-е годы ХХ века предопределили изменения критериев оценки деятельности руководителей, необходимо было эффективно строить процесс управления в создаваемых ситуациях
Современный менеджмент формирует особый тип руководителя — менеджера
Менеджер — это профессиональный управляющий, как правило, нанимаемый собственником по контракту, действующий на основе единоначалия и отвечающий за результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия, учреждения и др.
Менеджер — это особая профессия, специалист по управлению, добивающийся результатов путем организации работы других людей.
Менеджер — это новая современная специальность, со своими статусными, ролевыми, функциональными, мотивационно-стимулирующими, ценностно-ориентирующими характеристиками.
Итак, менеджер организации по своему статусу представляет сегодня, прежде всего, профессионального управляющего. Важнейшие черты современного руководителя:
· Профессионализм и высокая квалификация,
· способность вести за собой коллектив,
· стремление создавать и поддерживать хороший психологический климат.
Таким образом, менеджер организации — это специалист, обладающий высоким социальным статусом, особыми профессиональными и личностными качествами.
Важнейшим признаком этого специалиста является его профессиональная компетентность и высокая квалификация. Профессионализм менеджера предполагает наличие у него определенных знаний, навыков и умений в области управления. Современный менеджер организации должен быть хорошо подготовлен в области теории управлении, социальной психологии, социологии, политологии, экономики культуры, права, управления и других наук. В этой связи ему важно знать проблемы и тенденции развития теории, методики и практики управления. Специалист по управлению должен,
во-первых, умело осуществлять аналитическую деятельность, анализировать состояние и тенденции развития процессов и явлений, происходящих в организации;
изучать интересы и запросы персонала организации.
Во-вторых, ему необходимо иметь практические навыки в управлении организацией.
Таким образом, менеджер организации должен иметь хорошую профессиональную подготовку, обладать эрудицией и культурой, сочетать фундаментальную теоретическую и практическую подготовку, в совершенстве владеть специальностью, уметь применять на практике передовые методы управления персоналом.
Следует отметить также, что кроме статуса профессионального управляющего менеджер организации призван выполнять важную коммуникативную роль.
Это предполагает его умение (способность) общаться с людьми на основе дифференцированного подхода к различным категориям персонала. Менеджер должен быть готов к общению с группой людей или массовой аудиторией, организовывать и направлять общение людей в группе, вести с ними дискуссию. В этой связи менеджеру должны быть присущи важные личные качества: коммуникативность, доброжелательность, отзывчивость, напористость, дисциплинированность, ответственность, инициативность, коллективизм, самообладание, выдержка, интеллигентность и др.
Наконец, менеджер социально-культурной сферы по своему статусу — новатор. Он должен быть ориентирован на инновационную, творческую деятельность. Постоянной целевой установкой этого специалиста является поиск принципиально новых подходов, форм и методов решения сложных управленческих задач. В условиях рыночных отношений без инициативы и творчества менеджера не обойтись. Как показывает опыт, сегодня добиваются лучших результатов те руководители организаций, которые постоянно ориентируются на творчество, инициативу, освоение новых методов хозяйствования.
Вопрос _____. Разделение и кооперация управленческого труда
Развитие управленческого труда сопровождается процессами разделения и кооперации.
Под разделением труда на производстве понимается разграничение деятельности людей в процессе совместного труда, а под кооперацией труда — совместное участие людей в одном или нескольких, связанных между собой процессах труда.
Разделение и кооперация труда — взаимосвязанные и дополняющие друг друга стороны трудовой деятельности людей.
Разделению труда менеджеров (специализации управленческих работников на выполнении определенных видов деятельности, разграничении полномочий, прав и ответственности) способствует повышения результативности труда управляющих
Разделение управленческого труда способствует специализации управленческих работников на выполнение его специфических видов, разграничение их положений, прав и ответственности.
В управлении, как и в любом другом виде трудовой деятельности, имеет место разделение труда: функциональное, горизонтальное, вертикальное, технологическое, профессионально-квалификационное и т.д..
Слайд
Вертикальное разделение труда построено на выделении трех иерархических уровней управления — низового, среднего и высшего.
К низовому уровню управления относятся менеджеры, имеющие в своем подчинении работников преимущественно исполнительского труда. Они осуществляют управление такими первичными подразделениями, как бригады, смены, участки (первичное звено: мастера, бригадиры, начальники участков, руководители подразделений внутри функциональных групп);
Средний уровень (50—60% численности управленческого персонала) включает менеджеров, ответственных за ход производственного процесса в подразделениях. Сюда входят менеджеры штабных и функциональных служб аппарата управления фирмы, ее филиалов, отделений, а также руководство вспомогательных и обслуживающих производств, целевых программ и проектов (среднее звено: руководители отделений и крупных отраслевых подразделений, юристы, зоотехники и т.п.)
Высший уровень (3—7%) — администрация предприятия, осуществляющая общее стратегическое руководство организацией, ее функциональными и производственно-хозяйственными комплексами (высшее звено: директора и председатели сельскохозяйственных производственных кооперативов и т.п.)
Горизонтальное разделение труда менеджеров осуществляется на каждом отдельном уровне системы управления.
По мере роста масштабов производства, при которых эффективность управления снижается, его делят на подразделения, каждый из которых получает свой орган управления.
Динамический процесс горизонтального разделения управленческого труда определяет и рост числа отраслей.
Если этот процесс происходит на уровне отраслевого управления, когда оптимальное управление требует его разделения, то возникают новые отрасли в экономике страны
На каждом уровне управления предусматривается определенный объем работ по функциям управления. Это горизонтальное разделение труда менеджеров зависимости от выполняемых функций (планирование, организация, мотивация, контроль). Более глубокое разделение предполагается по основным подсистемам предприятия (персонал, НИОКР, маркетинг, производство, финансы).
Функциональное разделение труда. Основывается на выделении функций, объективно необходимых для успешного управления, выполнение которых закрепляется за конкретными работниками или подразделениями аппарата управления.
Следуя этому одни работники аппарата специализируются на работах по планированию, другие занимаются организацией деятельности по осуществлению целей деятельности, третьи занимаются координацией деятельности в подразделениях
Технологическое разделение управленческого труда – дифференциация процесса управления на операции по сбору, передаче, хранению и преобразованию информации
Профессионально-квалификационное разделение управленческого труда – это разделение работ по функциям управления и закрепление их за управленческими работниками в соответствии с профессиональной подготовкой и квалификацией трудовыми навыками и личными способностями
Учитывая виды и сложность выполняемых работ. Выделяют
руководителей (линейные и функциональные) - принятие решений, организация их реализации. Руководители возглавляют коллективы, направляют и координируют их работу, контролируют результаты их деятельности. Руководители могут быть линейными и функциональными.
Линейные руководители действуют на основе единоначалия и ответственны за состояние и развитие организации или ее части: объединения предприятия, цеха, участка, бригады. В сельскохозяйственном производстве к линейным руководителям относятся председатели СПК, начальники отделений и участков, бригадиры.
Функциональные руководители возглавляют подразделения, осуществляющие конкретные функции управления (бухгалтерский учет, материально-техническое снабжение, планирование). К функциональным руководителям относятся главные специалисты сельскохозяйственного предприятия, специалисты отраслевых подразделений, руководители лабораторий и т.п.
специалистов - проектирование и разработка вариантов решений Специалисты играют важную роль в управлении сельскохозяйственным производством. Они решают конкретные производственные и управленческие задачи, разрабатывают проекты решений, нормы и нормативы, а также предоставляют руководителям информацию (инженеры, юристы, зоотехники, экономисты, агрономы и т.д.).
служащих (технические исполнители) - информационное обеспечение процесса. Технические исполнители передают, фиксируют и обрабатывают информацию, выполняют учетные, вычислительные и контрольно-множительные работы, отвечают за обслуживание аппарата управления. Это лаборанты, чертежники, техники, экспедиторы, лаборанты, секретари, машинистки, и т.п.
Структурное разделение управленческого труда исходит из таких характеристик управляемого объекта, как
организационная структура,
масштабы,
сфера деятельности,
отраслевая,
территориальная специфика.
В силу разнообразия факторов, воздействующих на структурное разделение труда, оно специфично для каждой организации. Можно выделить общие черты, касающиеся вертикального и горизонтального разделения труда менеджеров.
При возникновении новых видов трудовой деятельности усиливается его разделение.
С углублением разделения труда возрастает необходимость кооперации труда
Кооперация труда – это объединение обособившихся видов труда для совместного участия в одном или разных, но связанных между собой процессах труда.
В условиях рыночных отношений побудительным мотивом кооперированного труда являются неадминистративные воздействии, а экономический коллективный стимул……. С 248 Феденя 1
Правильно выбранные формы разделения труда и его кооперации позволяют обеспечить рациональную загрузку исполнителей, четкую координацию и синхронность в их работе, сократить потери времени.
Вместе с тем велика роль социального аспекта научно обоснованного разделения и кооперации труда. Правильный выбор форм разделения и кооперации труда способствует повышению содержательности труда, что и обеспечивает удовлетворенность своей работой, развитие коллективизма и взаимозаменяемости, усиление ответственности за результаты коллективного труда, укрепление трудовой дисциплины.