Психическое развитие ребенка в раннем детстве. Кризис трех лет
По мнению Д. Б. Эльконина, основными новообразованиями раннего детства выступают развитие речи и наглядно-действенное мышление.
До того как ребенок начнет осмысленно произносить слова, обозначать словами предметы окружающего мира, грамматически правильно строить предложения, в развитии его речи можно выделить следующие стадии.
1-я стадия —в первой половине второго года жизни ребенок начинает произносить слова, которые непосредственно связаны с его текущей деятельностью или общением. Для этого этапа развития речи характерны общение ребенка посредством отдельных слов, чаще всего существительных. При этом часто семантическое значение слов понимается ребенком неправильно и одним и тем же существительным он может обозначать различные предметы. Фонематическая сторона речи также является недостаточно развитой: часто ребенок пропускает в словах слоги, неправильно произносит, либо вообще опускает некоторые звуки. Ребенок не умеет грамматически согласовывать произнесенные слова. Данный этап можно условно назвать стадией «слов-предложений».
2-я стадия наступает где-то во втором полугодии второго года жизни ребенка и характеризуется произнесением простейших предложений. Ребенок более четко начинает понимать некоторые морфологические особенности слов. Так, он может пытаться правильно употреблять единственное или множественное число в именах существительных, лицо в глаголах. Этот этап характеризуется бурным развитием речи ребенка. Ребенок более четко начинает понимать значение слов.
3-я стадия начинается с 2,5 лет, когда происходит быстрое усвоение и использование в речи разного типа простого и сложного предложений, а также служебных слов. Совершенствуется фонематический слух, и на этом основании ребенком строится правильное произношение звуков. В это время важным является правильное произношение слов воспитателями и родителями, поскольку ребенок учится, подражая взрослым. Дети начинают понимать не только речь-инструкцию, но и речь-рассказ, что способствует развитию ребенка, поскольку в рассказе содержатся предметы, недоступные непосредственному его опыту.
Наглядно-действенное мышление является другим важнейшим новообразованием раннего детства. Ребенок совершенствует операции установления связи между предметами методом проб и ошибок. Например, он пытается открыть коробку с игрушками различными способами, и при использовании одного из них у него это получается. Эти действия и способствуют развитию наглядно-действенного мышления. Когда ребенок усваивает способы использования предметов, он также усваивает и отношения между ними, а также возможности воздействия одного предмета на другой. Это помогает ему в дальнейшем перейти к более развитым видам мышления — наглядно-образному и абстрактно-логическому.
Центральным новообразованием раннего детства является позиция, которая обозначается как «Я сам».
«Я-сам»— центральное новообразование раннего детства, проявляющееся в стремлении ребенка к автономии и выполнении самостоятельных действий, связанное с развитием первичных форм самосознания.
Появление феномена «Я-сам» является результатом его общения с другими людьми. В 2,5—3 года он начинает осознавать себя как отдельного человека. Е. П. Ильин пишет: «Сначала он говорит о себе в третьем лице. Затем начинает использовать местоимение «ты», обращаясь так ко всем людям. И лишь потом он понимает, что «Я» может относиться к нему самому. С этого момента и начинается процесс формирования самосознания. Его начало зависит от того, насколько благополучен климат в семье ребенка. Там, где имеют место грубость, агрессия, ребенок начинает говорить «я» довольно поздно».
Помимо появления новообразования наблюдаются и другие достижения в психическом развитии ребенка в данный период.
Среди познавательных процессов активно развиваются ощущение, восприятие, память, мышление ребенка. О развитии ощущения свидетельствует уменьшение времени реакции на различные раздражители. Данное совершенствование обусловлено психофизиологическим развитием ребенка.
Особое место в познавательном развитии ребенка занимает восприятие. По мнению Л. С. Выготского, все психические функции в рассматриваемом периоде развиваются «вокруг восприятия, через восприятие и с помощью восприятия».
В возрасте одного года ребенок еще не способен к последовательному и всестороннему рассмотрению предмета. Чаще всего при восприятии он фокусируется на одном признаке, обычно форме или величине. Развитие восприятия в раннем детстве происходит в предметной деятельности ребенка. Особое значение при этом имеют так называемые соотносящие действия ребенка. Их суть состоит в том, что малыш пытается соотносить предметы между собой по какому-либо свойству (форме, размеру, плотности и т. д.). Первоначально соотносящие действия преимущественно основываются на методе проб и ошибок. Однако с дальнейшим развитием восприятия ребенок получает возможность зрительно соотносить свойства. Теперь ему не нужно выполнять действия с предметом для того, чтобы определить то или иное его свойство. Это проявляется, например, в том, что ребенок способен на глаз выбирать из нескольких кубиков различного размера тот, который соответствует отверстию определенного размера. В 2—2,5 года ребенок способен подбирать сходные с образцом предметы. К трем годам у ребенка обычно имеются некоторые образцы, содержащие определенные свойства, с которыми он сравнивает предметы окружающего мира. Эти образцы выражаются у детей в виде определенных предметов. Например, круглая форма может обозначаться в формулировке «как мячик» и т. п. Таким образом, следует отметить, что восприятия в раннем детстве тесно связано с предметными действиями. Ребенок определяет свойства предмета с большей точностью, если этот предмет необходим для выполнения текущих действий. В то же время восприятие свойств сложных по форме предметов для детей данного возраста является еще затрудненным.
Память в раннем детском возрасте характеризуется преимущественно процессом узнавания, которое характеризуется опознание воспринимаемого объекта как уже известного, находившегося в сфере прошлого опыта.
Эмоциональная сфера ребенка также активно развивается. В этот период эмоции большинства детей имеют бурный, но неустойчивый характер, что выражается в быстрой смене одного эмоционального состояния другим, в частых аффективных «вспышках», в особой подверженности заражению эмоциями, переживаемыми другими детьми и взрослыми.
На втором году жизни ребенок способен испытывать эмоции страха, любви, обиды, радости и т. п. Вся жизнедеятельность ребенка в раннем возрасте, как правило, сопровождается яркими эмоциональными реакциями. Ребенок очень восприимчив к различным переживаниям, но в то же время часто, в силу эгоцентризма, не способен в полной мере проявить эмпатию (сопереживание).
По сравнению с младенчеством диапазон страхов в раннем детстве увеличивается. Это связано с тем, что возможности в восприятии, передвижении, общении у ребенка увеличиваются, он сталкивается с большим количеством информации, которую не понимает. Обычно страхи исчезают со временем сами по мере освоения ребенком более тонких способов мышления. Однако раздражительность, гневное отношение родителей в ответ на детские страхи может вызвать их закрепление.
К концу раннего детства у ребенка начинают формироваться более устойчивые эмоциональные переживания — чувства. Так, некоторые действия ребенка осуществляются с учетом того, как они воспринимаются взрослыми. Ребенок может отказаться от «плохого» поведения и вести себя в соответствии с ожиданиями взрослых. Часто это становится предметом гордости.
Мотивационная сфера в раннем детстве характеризуется своей нестабильностью. Мотивы и потребности ребенка имеют тенденцию быстро сменять друг друга. Поэтому если ребенок чем-то расстроен, его легко можно переключить на положительные эмоции, заинтересовав его, например, новой игрушкой.
В этом возрасте впервые наблюдается способность поступать не только «как хочется», но и «как надо». Но спонтанное поведение чаще доминирует над произвольным. Важнейшими особенностями развития мотивационной сферы являются преобладание неустойчивых и несдерживаемых желаний, наличие мотивов, имеющих одинаковую побудительную силу (нет отчетливо выраженного доминирования одних мотивов над другими), появление потребностей в самостоятельных действиях и мотивов достижения успеха.
В рассматриваемом периоде у ребенка впервые отчетливо проявляется потребность в самостоятельных действиях. Неслучайно, что он, отстаивая право на самостоятельность, начинает все чаще выражать несогласие с родителями. В связи с этим очень важной задачей является создание оптимальных условий для удовлетворения потребности ребенка в самостоятельности. Правильная позиция помогает ребенку становиться более уверенным в себе, формировать чувство самоуважения и уважения к другим людям. В противном случае у него развиваются пассивность, зажатость, агрессивность, чувство беспомощности и неполноценности.
Поведение ребенка определяется многими факторами и изменяется в течение всего периода. Особое значение имеет механизм подражания другим людям. Уже в начале раннего детства ребенок пытается активно подражать, воспроизводить сложные действия, которые осуществляют взрослые (например, чистить зубы, читать книгу, водить машину и т. п.). К двум годам поведенческий репертуар ребенка уже достаточно широк и разнообразен и все в большей большой степени начинает носить преднамеренный характер.
Поведение детей в дошкольном образовательном учреждении часто характеризуется направленностью на индивидуальную предметную деятельность. В раннем детстве нехарактерным является сотрудничество со сверстниками. Вмешательство других детей в игру может вызвать конфликтную ситуацию. Однако элементы сотрудничества со сверстниками начинают проявляться уже на этой возрастной стадии.
На формирование поведения ребенка влияют результаты его наблюдений за взаимоотношениями других людей (воспитателя, детей, родителей между собой, старших детей и т. д.). Общение со взрослыми чаще всего происходит в ходе игры. Ребенок, столкнувшись со сложной для него задачей, обращается за помощью взрослого, от которого требуется не только непосредственная помощь в решении, но и понимание важности данного акта поведения для ребенка, при всей его простоте и кажущейся бессмысленности. Особое значение для всего психического развития ребенка имеет готовность родителей и педагогов эмоционально откликаться на его «дела».
Как следствие, развития всех сфер психики, а также самосознания ребенка является обострение отношений, что может вызвать так называемый кризис трех лет.
Кризис трех лет — один из возрастных кризисов, возникающий на рубеже перехода ребенка с раннего детства в дошкольное детство и связанный с развитием самооценки, стремлением делать все самому. Симптоматикой, предшествующей возникновению данного кризисного периода в развитии являются:
— острый интерес к своему изображению в зеркале;
— ребенок озадачивается своей внешностью, заинтересован тем, как он — выглядит в глазах других;
— озабоченность собственной эффективностью в своих делах, острое реагирование на неудачу.
Кризис трех лет — один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Как и любой возрастной кризис, он связан с разрушением старой системы социальных отношений. Л. С. Выготский назвал кризис трех лет кризисом отношений, так как во многом он обусловлен неспособностью взрослых перестроить систему отношений с ребенком по мере роста его самостоятельности и активности.
Л. С. Выготский на основе работы Э. Келер описывает 7 характеристик кризиса трех лет: негативизм (негативная реакция не столько на само действие, которое он отказывается выполнять, сколько на то, что требование или просьба исходит от взрослого); упрямство (настаивание на чем-то не потому, что ребенку чего-то очень хочется, а для того, чтобы ощутить, что с его мнением считаются); строптивость; своеволие и своенравие; протест-бунт; обесценивание требований; деспотизм.Как отмечает О. Б. Дарвиш, все эти явления свидетельствуют о том, что у ребенка изменяется отношение к другим людям и к самому себе. Он психологически отделяется от близких взрослых (Дарвиш, О. Б. Возрастная психология / О. Б. Дарвиш. М., 2003).
Позитивное разрешение кризиса в раннем детстве, по мнению Э. Эриксона, зависит от готовности родителей и воспитателей предоставлять детям свободу в осуществлении тех действий, на которые они способны. Но это не означает, что детям должна быть предоставлена абсолютная свобода в поведении. Взрослые должны умело, ненавязчиво, но четко ограничивать ребенка в тех сферах жизни, которые могут оказаться опасными для жизни и здоровья как их самих, так и окружающих.