Вопрос Развитие немецкой психологии в XVIII-XIX веках. Х. Вольф, И. Канта, И. Гербарт.(не весь)
Великий немецкий философ слыл педантом и буквоедом, прожил жизнь холостяком и до конца дней своих любил хорошее вино и красивых женщин. Сын шорника учил человечество принципам морального совершенства. При прусском дворе его почитали, но не любили и не жаловали. После его смерти две недели безутешные жители города прощались со своим гениальным земляком, но не прошло и полгода - и его дом был продан некоему купцу под кафе.
Иммануила Канта назвают самой загадочной и самой знаковой личностью Кенигсберга. Несмотря на то что вся его жизнь связана только с этим городом и прошла на виду у земляков, и первый вариант биографии философа был написан еще при его жизни, имя Канта до сих пор овеяно невероятными легендами и мифами. Великий пересмешник всегда гордился своим кенигсбергским происхождением и даже не подозревал, что после смерти его трактаты станут объектом нешуточных притязаний и споров между Западом и Востоком. В Европе уверяли, что в основу трудов Канта легли открытия Ньютона. В Азии до сих пор существует мнение, что базисом работ ученого послужили рассуждения имама Газали и Аль-Араби. Бытует даже утверждение, что на склоне жизни на одном из вариантов собственной биографии Кант начертал арабской вязью: "Во имя Аллаха милостивого и милосердного!" Это лишь легенда.
Автором самой известной на постсоветском пространстве легенды по праву считается Михаил Булгаков. Рассказ мессира Воланда, на первых страницах "Мастера и Маргариты" поведавшего Берлиозу и Безродному о своей беседе за завтраком с профессором Кантом, выглядит более чем убедительно.
Но приходится Булгакова опровергать. Во-первых, Кант никогда не формулировал пяти доказательств существования Бога. В его трудах систематизированы мысли предшественников - философов античности, и сконцентрированы они только в три постулата: теологический, онтологический и космологический. Собрав их формулировки воедино, Кант на самом деле раскритиковал эти воззрения, за что впал в лютую немилость церкви. Уже после его смерти кому-то из богословов очень захотелось приписать философу еще одно, четвертое, доказательство Божьего бытия - нравственное, сформулированное как "осознание наших обязанностей в виде божественных заповедей". Но Кант, не особо опасаясь прослыть безбожником, часто говорил своим студентам: "В области разума никаких доказательств Его существования не было и быть не может".
Однако если все-таки согласиться принять систему координат романа Михаила Булгакова, то будет правомерным и такой деликатный исторический нюанс: Воланд, несомненно, бывал в Кенигсберге. В любом другом городе мира завтрак с Кантом состояться не мог - философ никогда не покидал пределов своей малой родины, за что еще при жизни получил прозвище "прусский затворник". Значит, ради теологического спора с гениальным человеком сатана приезжал к нему в Кенигсберг.
Жизнь вряд ли могла сулить сыну бедного шорника большие перспективы, если б не его неутолимая жажда познаний. Рано потеряв мать и отца, Кант влачил в юности нищенское существование. Бедность преследовала великого мыслителя почти до самой смерти: только на склоне лет он мог позволить себе купить небольшой домик. Поступив в Кенигсбергский университет, молодой Кант не смог его закончить: все по той же - финансовой - причине. Зарабатывал на жизнь чем только мог - от репетиторства до игр на бильярде и в карты. Нередко случалось: чтобы выйти в город, будущий почетный гражданин Кенигсберга брал взаймы обувь у своих друзей по альма-матер.
Сложилось мнение, что Кант был великим педантом. Но в юности он вовсе не был обязательным и весьма вольно трактовал само понятие "пунктуальность". К скрупулезной точности во всем будущего мыслителя чуть ли не силой приучил его друг - английский купец Грин. Британец не прощал Канту малейших опозданий и устраивал по каждому поводу разнообразные демарши и откровенные выволочки. С возрастом педантичная точность и аккуратность вошли в привычку. Горожане сверяли часы, завидев пожилого Канта на прогулке. Он не любил неопрятно одетых студентов, решительно игнорировал беззубых собеседников. Пунктуальность, педантизм и приверженность традициям настолько определяли уклад жизни Канта и душевный комфорт, что доходило до абсурда: скажем, избавление от хамоватого и заносчивого слуги Мартина Лямке послужило причиной сердечного приступа.
Став эталоном аккуратности и даже аскетизма, Кант сумел сохранить в себе задор отчаянного студента Альбертины - Кенигсбергского университета.
Он обожал вино и презирал пиво. В одном из своих трудов Кант дал напитку из солода и хмеля весьма нелестную оценку: "Пиво - пища дурного вкуса". К женской красоте всегда относился с благоговением. Будучи уже глубоким стариком, во время приемов и торжественных обедов он всегда просил одну из юных красавиц сесть за стол рядом с ним с правой стороны. В то время все в Кенигсберге знали: философ слеп на левый глаз.
Несмотря на преклонение перед прекрасным полом, Кант так никогда и не был женат. Причина, по которой он не смог решиться на создание семьи, достаточно банальная: бедность. Кант иронизировал над своим холостяцким бытием: мол, когда была нужна женщина, он не мог ее прокормить, когда же положение позволило содержать жену, надобность в женщине отпала. Но тут же оговаривался: впрочем, ничто не оправдывает безбрачия.
Кант никогда не был диссидентом, напротив, первые, еще не очень зрелые свои труды, от которых в преклонном возрасте он постарался отречься, философ посвящал губернатору Кенигсберга и императору Фридриху II. Тем не менее ученая карьера Канта продвигалась с большими сложностями.
Во время Семилетней войны Восточная Пруссия вошла в состав Российской империи. Новоиспеченный подданный Елизаветы Петровны в марте 1758 года обратился к своей императрице с просьбой предоставить ему освободившуюся в университете вакансию заведующего кафедрой логики и метафизики. До государыни прошение не дошло. Рассмотревший челобитную по существу губернатор Восточной Пруссии Николай Корф отказал философу по типично бюрократическим мотивам: другой претендент на эту вакансию имел больший стаж преподавательской деятельности, что и решило вопрос не в пользу Канта. Уже к середине XVIII века перед его талантом преклонялась вся Европа. При прусском дворе философа также почитали, но не любили и не жаловали.
По мнению историка, Кант был гениален даже в своих ошибках.
- На лекциях по физической географии философ рассказывал своим ученикам, что в России обитает рыба осетр, которая, чтобы погрузиться на дно, глотает камни. А под Оренбургом живут маленькие люди с небольшими хвостиками. Впрочем, отнюдь не все его парадоксальные утверждения были далеки от истины. Чего стоит, скажем, такое: "В далекой Сибири живут магометане, язычники и христиане. Магометане вообще не пьют крепкого. Но нигде в мире не предаются так пьянству, как в Сибири остальные ее обитатели".
Со славой к Канту пришли и все сопутствующие ей издержки. Еще при жизни мыслителя по всей Европе начали появляться авантюристы, именующие себя его детьми. Томные красавицы из высшего общества спешили уведомить свет, что были любимы великим философом. Как правило, такие откровения прикрывали меркантильные интересы.
Кант умер в достатке. Он оставил своим трем сестрам и брату состояние в 20 тысяч гульденов. Смерть философа вызвала неподдельную скорбь во всем городе. Достаточно сказать, что гражданская церемония прощания с ним длилась вместо положенных трех дней почти две недели. 28 февраля гроб учителя несли 28 лучших студентов Альбертины. Город был охвачен трауром: Кенигсберг потерял самого великого своего сына.
Но скорбь жителей не помешала им же самим дискредитировать память о прусском затворнике. Не прошло и полугода после смерти автора "Критики практического разума", как его домик был продан некоему купцу под кафе. Слабые голоса возмущенных коллег Канта потонули в море равнодушия. Никто из родственников или богатых друзей философа даже не попытался протестовать. Спустя 90 лет этот дом был снесен. Причина? Весьма прагматичная: новым хозяевам понадобилось место для магазина дамских шляпок. В 1924 году Европа готовилась отмечать 200-летие со дня рождения великого философа. Чтобы "соблюсти лицо", бургомистр Кенигсберга под давлением "Общества друзей Канта" обязал коммерсантов повесить на шляпном павильоне мемориальную доску. Надпись на доске отличалась безысходностью и циничностью: "На этом месте стоял дом, в котором Иммануил Кант жил и учил с 1783 по 1804 год".
Кант очень гордился своей национальностью, своим городом и, наверное, очень бы удивился, узнав о том, что основная ветвь его генеалогического дерева прервется не в Германии, не в Пруссии, а в Центральной России - точнее, в СССР. В середине 30-х годов ХХ века репрессировали единственного прямого потомка брата Иммануила Канта, который имел несчастье быть одним из руководителей "Уралмаша".
Иммануил Кант - немецкий философ и ученый, основоположник классического немецкого идеализма - родился 22 апреля 1724 года в Кенигсберге (ныне Калининград), умер 12 февраля 1804 года там же. Четвертый ребенок в небогатой семье шорника. Наречен в честь святого Иммануила, в переводе это библейское имя означает "с нами Бог". Всю жизнь прожил в Кенигсберге. С января 1757 г. по июль 1762 г. - российский подданный.
В 1745 году закончил университет. В течение девяти лет жил и работал домашним учителем в аристократических семьях, что давало материальные средства для занятий - на досуге - философскими исследованиями. В 1755 году получил звание приват-доцента университета. Следующие 15 лет, в ожидании профессуры, служил в Кенигсбергской дворцовой библиотеке в должности помощника библиотекаря.
Этот период философского развития Канта называют "докритическим". В числе основных работ - "Всеобщая естественная история и теория неба" (1755), "Новое освещение первых принципов метафизического познания" (1755), "Грезы духовидца" (1766).
С 1770 года принято вести отсчет "критического" периода в творчестве Канта. В этом году в возрасте 46 лет он назначен профессором логики и метафизики Кенигсбергского университета, где до 1797 года преподавал обширный цикл дисциплин - философских, математических, физических.
К этому времени вызрело принципиально важное признание Канта о целях его работы : "Давно задуманный план относительно того, как нужно обработать поле чистой философии, состоял в решении трех задач: 1) что я могу знать? (метафизика); 2) что я должен делать? (мораль); 3) на что я смею надеяться (религия); наконец, за этим должна была последовать четвертая задача - что такое человек? (антропология, лекции по которой я читаю в течение более чем двадцати лет)". В этот период Кантом были написаны "Критика чистого разума" (1781), "Критика практического разума" (1788), "Критика способности суждения" (1790) - фундаментальные философские работы, принесшие ученому репутацию одного из выдающихся мыслителей XVIII века и оказавшие огромное влияние на дальнейшее развитие мировой философской мысли. Но даже далеким от философии людям известно его знаменитое изречение: "Две вещи наполняют душу все новым и нарастающим удивлением и благословением, чем чаще, чем продолжительнее мы размышляем о них, - звездное небо надо мной и моральный закон во мне".
Творчество И. Канта (1724-1804) является вершиной философско-психологической мысли XVIII в., знаменуя одновременно поворот к новой научной традиции. Кант выступает за преобразование философии, развивающейся в духе догматизма и скептицизма, в критическую философию, способную научить людей думать, рассуждать критически. Он - родоначальник немецкой классической философии.
Философская система Канта имеет ряд особенностей.
Во-первых, она носит критический характер. Кант скептически относился к любым авторитетам, если их утверждения не доказательны. Вслед за Декартом важнейшим принципом познания он провозглашает критику. Ссылке на авторитеты он противопоставляет опору на собственные мысли.
Во-вторых, Кант - сторонник научного естествознания. Он поддерживает взгляды И. Ньютона, естественно-научные воззрения Ж. Бюффона и т.д. Кант утверждает, что основа мира - не духовный атом (монада), а физический элемент - материальный атом. На этой основе он создает глобальную концепцию возникновения, развития и гибели миров во Вселенной, отвергнув идею абсолютной неизменной природы. Он ставит вопрос о материалистическом объяснении природы из нее самой: "Дайте мне материю, и я построю из нее мир… покажу, как из нее должен возникнуть мир".
В-третьих, подчеркивая большую, сравнительно с неживыми телами, трудность в объяснении происхождения живых существ и невозможность сделать это на основе механистических законов, Кант утверждал в то же время, что и биологические явления имеют естественные причины. Происхождение жизни он рассматривал как естественный процесс, отвергая тем самым идею Божественного творения жизни. Его ссылки на Бога и творение им мира являются декларативным заявлением, призванным отвести от себя обвинения в безбожии.
В-четвертых, Кант - сторонник эмпирических идей Дж. Локка, Д. Юма. Он считал, что опыт - важнейший метод научного познания, хотя при этом фактически разрывал связь между опытом, чувственностью и научными идеями, полагая, что сам по себе чувственный опыт не несет знаний о предметах, они возникают благодаря доопытным, априорным формам, которые оформляют чувственный опыт. "Строгая всеобщность" - признак априорного знания.
В-пятых, исходным методологическим положением в учении Канта является утверждение о существовании вне нас реальных предметов - "вещей-в-себе". Но, как он считал, о них ничего нельзя сказать, так как они непознаваемы. Нам же даны только явления сознания, которые производятся "вещами-в-себе", но не выражают их сущность. То, что нам представлено в сознании - это мир "явлений", не похожий на мир вещей.
В-шестых, Кант критикует односторонний рационализм Декартова типа и дает свое видение этого подхода.
В работе "Критика чистого разума" (1781), исследуя познание, Кант выделяет два его источника: чувства и рассудок, различные по своей природе.
Исходным пунктом познания, по Канту, является воздействие на нас предметов внешнего мира. Чувственность обеспечивает восприятие объектов, их попадание в область нашего внимания. Кант указывает, что "посредством чувственности предметы нам даются…". С чувственностью (восприимчивостью) связана интуиция, определяемая Кантом как непосредственное проникновение в суть предметов. В чувственном опыте имеет место не предмет как таковой, а способ, которым он предстает перед нами, ибо ощущение - это изменение, производимое предметом в субъекте.
В феномене, или вещи, представленной в чувственном опыте, Кант выделяет материю и форму. Материя представлена в отдельных чувственных явлениях и всегда является результатом опытного познания. Ощущение - это "эмпирическое интуитивное знание". Форма же - это способ функционирования чувственности. Это упорядочивающие сырой сенсорный материал и предшествующие конкретным ощущениям априорные принципы, "чистая интуиция". Они задаются субъектом и определяют содержание чувственного образа ("явления"), чем обусловливается зависимость последнего не от объективных предметов, а от сознания человека. Таким образом, в отличие от Декарта и других сторонников априоризма и рационализма, Кант связывает априорные основания знания не только с интеллектом, но и с чувственностью.
Кант выделяет 2 априорные формы чувственности ("чистой интуиции"): пространство и время. Различие их состоит в том, что пространство - форма "внешнего чувства" (средство представления событий и внешних предметов как существующих в пространстве), а время - способ функционирования "внутреннего чувства" (охватывающего все внутренние события). Являясь формами чувственности, пространство и время обладают трансцендентальной идеальностью. Их источник - сознание, в реальности их как свойств материи нет; они не существуют вне "субъективных условий созерцания". Одновременно они представляют эмпирическую реальность (как способы, посредством которых осуществляется представление и о предмете, и о субъекте).
Человек характеризуется также способностью анализировать, мыслить. Кант утверждает базисную роль чувственности по отношению к мышлению, подчеркивает, что всякое мышление должно "прямо или косвенно… иметь отношение к созерцаниям". Это сближает его позиции с материалистическим сенсуализмом.
Последовательность чувственной и рациональной ступеней познания описывается им так: сначала предметы действуют на чувства, затем происходит обдумывание результатов чувственного познания. Чувственность и рассудок, несмотря на различие их природы, функционально связаны друг с другом. Чувственность дает исходные эмпирические знания об объекте, а рассудок позволяет их осмыслить и понять.
Описывая сферу интеллекта, Кант выделяет в ней "эмпирические понятия", включающие чувственные элементы, и "чистые понятия", утрачивающие чувственное содержание. Восхождение от чувственной интуиции к "эмпирическим понятиям" и от них - к "чистым понятиям" отражает реальную динамику познавательного процесса.
Переход чувственных интуиций к понятиям и категориям осуществляется посредством "трансцендентальной схемы", являющейся промежуточным звеном, рассудочным и чувственным одновременно. Это продукт неэмпирического воображения, вид чувственных образных понятий. Она помогает понять суть вербальных формулировок.
Систематизация и обобщение содержания, полученного опытным путем, обеспечивается априорными формами мышления, которые представлены категориями рассудка (12) и идеями чистого разума (4). Разум у Канта - высшая познавательная способность души. "Всякое знание начинается с чувств, переходит к рассудку и заканчивается в разуме, выше которого нет в нас ничего". Это воплощение синтезирующей функции интеллектуального знания. Разум направлен не на опыт и предмет, а на рассудок. Вырабатывая общие принципы мысли, разум управляет рассудком. В разуме содержатся главные априорные идеи: Бог, душа, мир, "вещь-в-себе". Эти идеи не даны в опыте, не могут быть ни подтверждены, ни опровергнуты им.
Наряду с чувствами и рациональной сферой, Кант выделяет волю, рассматривая ее как способность человека управлять своими поступками в соответствии с осознанными представлениями о законах. В основе волевого акта - цель; волевое действие всегда целенаправленно. Воля у него близка к практическому разуму, "ибо для выведения поступков из законов требуется разум". Так как воля базируется на осознании, она может быть только у разумных существ. Таким образом, Кант выделяет трихотомию души и дает определение каждому из ее элементов.
В работах Канта - "Основы метафизики нравственности" (1785); "Критика практического разума" (1788); "Метафизика нравов" (1797) - развивается новое понимание нравственности. Он писал, что предметом его размышления являются две вещи - "это звездное небо надо мной и моральный закон во мне".
Кант отвергает богоустановленность нравственных правил, как и их социально-историческую природу. Считает, что "моральный закон" находится в сознании всех людей как неизменная данность, одна из его априорий. Он полемизирует с Шульцом, считавшим, что все склонности и побуждения субъекта детерминируются чувством его любви к себе. С точки зрения Канта, в данном утверждении недооценивается роль свободной воли, понимания человеком своего долга и обязанностей. Он доказывает, что стержень нравственности - "добрая воля", которая почти тождественна "моральному закону", и без нее невозможно совершение нравственных поступков. Подлинно моральный поступок - тот, который человек совершает во имя нравственного долга, а не руководствуясь соображениями о личном и общественном интересе, субъективными склонностями. В Германии идеи ассоциативной психологии своеобразно преломились в концепции Иоганна Фридриха Гербарта (1774-1841), который считается основоположником немецкой эмпирической психологии.
В 1814 г. выходит в свет его главный труд под названием "Психология, по-новому обоснованная на метафизике, опыте и математике". Под метафизикой ученый понимал философские, неэмпирические предпосылки новой психологической системы. Он утверждает (как и ассоцианисты), что в душе нет ничего изначального. В то же время он сохраняет понятие о душе, полагая, что иначе немыслимо объяснить единство психической жизни и первоначальный источник ее активности (и в этом исследователь расходится со сторониками ассоцианистского учения). Вместе с тем душа, согласно Гербарту, непознаваема. Поэтому она не может быть предметом науки. Этим предметом являются феномены, доступные опытному изучению - представления. Каждое представление не только имеет некоторое содержание (в этом случае оно совпало бы с "идеей" у Локка, или "ощущением" у Кондильяка), но и является "энергетической" (силовой) величиной.
Исходя из этого тезиса, Гербарт разрабатывает учение о "статике и динамике представлений". Представления должны быть или полностью, или частично противоположны друг другу. В результате они взаимно сдерживаются. Между ними складываются отношения конфликта, противоборства. Они теснят друг друга, стремятся удержаться в "жизненном пространстве" сознания и не быть вытолкнутыми за его пределы, в область бессознательного. Психодинамика представлений выражена в их противоположности (когда одно вытесняет другое), сходстве (ведущем к слиянию) и компликации (объединении, при котором сохраняется их раздельность).
Гербарт возвращается к лейбницевской категории "бессознательного" и соответственно к идее градации представлений, их динамике. Но Лейбниц понимал под монадой сущность, в которой отражается Вселенная, у Гербарта же представление есть феномен индивидуальной души, т.е. явление, которое исчерпывается тем, что дано субъекту.
Объем сознания, по Гербарту, не совпадает с объемом внимания. Последний и есть апперцепция. Запас представлений, силой которых удерживается преимущественно данное содержание, был назван им "апперцептивной массой". Будучи воодушевлен стремлением внести в психологию "нечто похожее на изыскания естественных наук", Гербарт выдвигает гипотезу о том, что представления в качестве силовых величин могут быть подвергнуты количественному анализу. Он исходил из того, что каждое представление обладает интенсивностью (субъективно воспринимаемой как ясность) и ему свойственна тенденция к самосохранению. Взаимодействуя, они оказывают друг на друга тормозящий эффект, который может быть вычислен.
Гербартовское положение о порогах сознания. То, что было у Г Лейбница в зародыше, стало явью у И. Гербарта. Сознательными или ясными считались те представления, которые по своей силе и тенденции к самосохранению находятся выше порога. Слабые представления, лежащие ниже порога, не дают субъективного переживания ясности. Представления, попавшие в сферу сознания, имеют возможность ассимилироваться в общую массу ясных представлений, названную И. Гербартом «апперцепируюшей» [Гербарт И.Ф. Психология. СПб., 1895].
Из наиболее ценных положений, выдвинутых И. Гербартом, для судеб экспериментальной психологии являются: а) идея использования математики в психологии; б) идея о порогах сознания. То и другое стало предпосылкой для психофизических измерений Г. Фехнера. Гербартовские законы представлений (слияния, компликации, апперцепции и т.д.) станут рабочими понятиями, которыми оперировали психологи на первых этапах развития экспериментальной психологии.
Несмотря на фантастичность математических изысканий Гербарта, его тезис о принципиальной возможности математического анализа отношений между психическими фактами был воспринят последующими учеными - Г. Э. Фехнером, в работах по психофизике и Г. Эббингаузом - при исследовании мнемических процессов. Ряд других понятий, разработанных Гербартом, в частности понятия об апперцепции и компликации, также были использованы (в преобразованном виде) психологами последующей эпохи, в особенности школой Вундта. Понятие же о бессознательной психике, о сочетаниях представлений (комплексах), хотя и неосознаваемых, но способных воздействовать на процессы, в отношении которых индивид способен дать себе отчет, может рассматриваться как свидетельство влияния Гербарта на Фрейда.
Таким образом, как отмечает М.Г. Ярошевский, ассоциативное направление, включая и примкнувшее к нему учение Гербарта, "выступило в первой половине прошлого века как афизиологическое. Этим оно существенно отличалось от ассоцианизма XVII-XVIII вв., пафос которого состоял в том, чтобы объяснить связь и смену психических явлений объективной динамикой телесных процессов, понимавшейся сначала по типу механики, затем - акустики (учения о вибрациях). Умозрительность представлений о физиологическом механизме ассоциаций в соединении со стремлением понять своеобразие процессов, характерных для психической жизни в ее отличии от чисто телесной, привела к учению об ассоциации как имманентном принципе сознания" (Ярошевский М.Г., 1985. С. 183). Тем самым утверждалась идея не материальной, а психической причинности - сознание оказывалось причиной самого себя.
Вместе с тем в концепциях ассоцианизма начала XIX в. (и близкого к нему гербартианства) выступала проблема особых закономерностей душевной деятельности, не идентичных физиологическим. Это крайне важно, поскольку не возникни такая проблема, не появилась бы, вероятно, и идея построения психологии как самостоятельной науки. Ведь любая наука должна иметь свой собственный, не сводимый к другим, предмет исследования, имеющий свои собственные законы существования и развития. Афизиологический ассоцианизм поставил вопрос об этих законах, после чего только и стал возможен их поиск. Но их постижение возможно было только на путях решения психологических проблем на естественно-научной почве, с использованием физиологических методов и с опорой на биологические модели, а не на противопоставлении психического явления актам телесной жизни, как считали представители позднего ассоцианизма.
Ряд психологических идей различной концептуальной направленности был высказан в анализируемый период представителями немецкой классической философии.
58 вопрос. Психофизиологические основы психологии: Ф. Галь, Ж. Флуранс, П. Брока, Фрич и Гитциг, К. Гольджи, учение И.П. Павлова