Глава 2. Диагностика и регуляция состояний
Составление, общ. редакция, вступ. статья Л.В.Куликова. СПб., 2000.
Глава 2. Диагностика и регуляция состояний
С. 105-166
Марищук В.Л.
Методы оценки функциональных состояний и работоспособности[LVK1]
Исследование функционального состояния должно проводиться с помощью достаточно широкого набора методик с целью последующего объяснения полученных показателей в общую интегральную оценку. Эти исследования должны осуществляться психологами с привлечением врачей-клиницистов, врачей-лаборантов, а также физиологов. Основное внимание уделяется при этом не столько абсолютным показателям, сколько их изменениям относительно каких-то исходных данных, характерных для исследуемого субъекта. Ниже приведены показатели, которые могут быть использованы для оценки функционального состояния и работоспособности.
Внешнеэмоциональные проявления (включающие и некоторые вегетативные реакции):
- характерные особенности мимики и пантомимики;
- наличие особого непроизвольного напряжения мышц – скованности;
- наличие общего понижения мышечного тонуса, проявляющегося в позе;
- наличие особой подвижности, иногда немотивированной, нехарактерной для изучаемого субъекта;
- изменение цвета кожи лица (покраснение, побледнение, «серый цвет»);
- тремор;
- пиломоторные реакции;
- непроизвольные движения глаз;
- выраженные изменения в артикуляции, в интонациях голоса.
Физиологические реакции:
- частота и ритм сердечных сокращений и другие показатели ЭКГ;
- величина артериального давления (выявление реакций по гипертоническому, гипотоническому типу и др.);
- показатели дыхания (с оценкой его частоты и соотношения фаз вдоха и выдоха);
- показатели температуры тела, температуры кожи, ректальной температуры;
- зрачковый рефлекс (изменение диаметра зрачка);
- кожно-гальваническая реакция и величина потоотделения;
- показатели основного обмена и теплопродукции;
- изменения перистальтики кишок и желудка;
- показатели силы и выносливости;
- показатели оксигемометрии;
- показатели электроэнцефалограммы, электроокулограммы, электромиограммы, реограммы и других характеристик.
Биохимические данные:
- показатели общего анализа крови (с целью выявления, например, эозинопении и лимфопении, характерных для стрессовых состояний);
- показатели экскреции стероидных гормонов с целью выявления состояния стресса;
- содержание сахара и липоидов в крови;
- исследование рН слюны.
Неврологические показатели:
- форма и диаметр зрачков, реакция на свет, аккомодация и конвергенция, оценка нистагма;
- дрожание век при закрытых глазах;
- симметричность иннервации лица и языка;
- координация движений, «пальценосовые пробы»;
- сухожильные рефлексы;
- рефлексы орального автоматизма.
Психологические и психофизиологические показатели:
- время и ошибки сенсомоторных реакций, реакции на движущийся объект и т.п.;
- острота зрения, контрастная чувствительность, абсолютные и дифференциальные пороги световой и цветовой чувствительности;
- устойчивость ясного видения;
- критическая частота слияния мельканий, фосфены;
- длительность последовательных образов;
- хронаксия и реобаза мышц;
- показатели долговременной, кратковременной и оперативной памяти на звуковые и зрительные стимулы;
- точность усилий и показатели двигательной памяти;
- устойчивость, концентрация, распределение и переключение внимания, объем внимания;
- координация и точность движений (при использовании различных аппаратных методов);
- данные пространственного восприятия и глазомера;
- данные ассоциативного эксперимента;
- показатели помехоустойчивости.
На уровне поведения и деятельности могут оцениваться (по возможности, при сопоставлении с исходными данными):
- настроение (путем интервью и с помощью специальных опросников и проективных тестов);
- субъективное мнение о комфорте и собственном состоянии, утомление, работоспособность (путем специальных опросников);
- субъективное восприятие стресса (с помощью специального опросника);
- эмоциональное состояние, установка, направленность личности (путем различных проективных тестов, например «тестом на установку»);
- общие поведенческие реакции (путем наблюдения и оценки по определенной схеме, например с учетом адекватности поступков и ответов на вопросы, критичности в самооценке, четкости выражения мысли, способности к волевой задержке, активности или растерянности и пассивности, перепадом настроения и т.д.);
- поведение на работе и в коллективе (путем оценки испытуемого его товарищами, начальниками, например методом независимых характеристик по К.К. Платонову).