Управление процессом профессиональной адаптации

Целенаправленная работа по адаптации новичков к компании является одним из важнейших направлений работы с персоналом.

Адаптация работника к труду в организации зависит одновременно от многих факторов, поэтому и оценка успешности адаптации может осуществляться лишь на основании одновременного учета значительного числа тех аспектов трудовой деятельности, которые определяют желание (или нежелание) работника продолжать работу в организации.

Управление процессом адаптации предполагает ряд шагов:

1. Прояснение и конкретизация целей адаптации в организации новых работников.

2. Выявление совокупности рабочих факторов, оказывающих влияние на процесс адаптации; изучение того, как эти факторы влияют на процесс адаптации.

3. Разработка объективных и субъективных критериев адаптации новых работников.

4. Разработка методов оценки успешности процесса адаптации (как отдельных работников, так и разных профессиональных групп).

5. Внесение необходимых корректив в работу по адаптации в компании новых работников.

Трудности адаптации могут быть обусловлены ошибочными критериями отбора. Так, требования к кандидатам могут быть сильно завышены, и в организацию набирают работников, уровень образования, квалификации и рабочий опыт которых существенно превышает требования работы. Такие излишне квалифицированные работники быстро теряют интерес к новой работе и начинают подумывать о том, чтобы оставить организацию.

Существенную помощь при изучении факторов, негативно влияющих на адаптацию новых работников, и поиске путей закрепления в организации новых работников может оказать организация интервью с увольняющимися. Ниже приведены результаты опроса продавцов, увольняющихся из супермаркетов торговой компании «САМ».

Основные причины увольнения работников супермаркетов торговой компании «САМ»:

1. У большинства работников, увольняющихся из супермаркетов, уже на первом этапе работы в магазинах возникли определенные психологические трудности, что и сыграло свою отрицательную роль в дальнейшем, затруднив их адаптацию и повлияв на решение уволиться.

2. Половина увольняющихся указала на то, что им в момент их устройства на работу не были объяснены вопросы оплаты их труда, что само по себе могло оказать отрицательное отношение на их отношение к месту своей работы.

3. Никто из увольняющихся них не выразил удовлетворенности уровнем оплаты своего труда (получаемой зарплатой и теми льготами, которые они имеют как работники супермаркета).

4. Учитывая, что половина увольняющихся считает объем выполняемой ими работы чрезмерным, можно предположить, что за этим стоят не только реальные нагрузки на работе, но и недостаточная готовность работников к напряженному труду. Это может быть обусловлено ошибочными ожиданиями относительно своих рабочих функций и тех требований со стороны руководства.

Можно видеть, что причинами увольнения часто было отсутствие информации, совершенно необходимой работнику на этапе ориентации в магазине: об условиях и режиме работы, о порядке оплаты, о том, какой вклад они вносят в работу магазина и в работу компании в целом.

В заключение рассмотрения проблемы адаптации новых работников следует отметить, что ее успешное решение требует серьезной методической и организационной работы. Одного лишь понимания ее важности недостаточно. Необходимо не только очертить те цели, которые руководство преследует в работе по адаптации новых работников, но и определить пути достижения этих целей. Процесс адаптации должен быть организован в соответствии с требованиями, предъявляемыми к персонал-технологиям. Успех здесь возможен лишь при планировании, направлении и координации этой работы в масштабах всей организации.

Заключение

По мере подъема российской экономики все больше предприятий начинает сталкиваться с необходимостью развития эффективной системы поиска и отбора новых работников, отвечающей современным требованиям. Однако при организации системы подбора кадров многие предприятия сталкиваются с рядом проблем. Среди этих проблем в первую очередь можно назвать следующие:

1. Отсутствие разработанной, подкрепленной соответствующими процедурами и документами системы поиска и отбора персонала;

2. Не установлены четкие критериев для отбора разных категорий работников;

3. Не разработаны процедуры отбора новых работников;

4. Используемые методы отбора нуждаются в совершенствовании и дополнении;

5. Не разработаны положения и инструкции, регламентирующие работу в области поиска и отбора кадров;

6. Недостаточно финансовых ресурсов направляется на работу по поиску и отбору персонала;

7. Недостаточный опыт и уровень квалификации работников, занимающихся отбором кадров.

При этом можно выделить главную проблему, в которой так или иначе отражаются все вышеперечисленные: во многих организациях проблему поиска и отбора новых работников пытаются решать бессистемно, нетехнологично, без учета существующего опыта работы в этой области. Эффективность работы по поиску и отбору персонала определяется не тем, будет ли предприятие при поиске и отборе новых работников преимущественно обращаться к рекрутинговым агентствам или к внешним экспертам или же будет стараться обойтись собственными силами. То, кому эта работа будет поручена, в большей степени определяется соображениями экономической целесообразности. Технологичность, то есть постановка целей, увязанных со стратегией компании, наличие четких процедур, регламентирующих документов, стандартных форм, бланков и других материалов, используемых при отборе, отлаженная система хранения информации и открытость для систематического анализа результатов действия системы отбора  вот главное условие эффективности процесса поиска и отбора персонала.

Подводя итоги, следует еще раз сказать о важнейших направлениях в сфере поиска и отбора персонала, которые позволят любой организации полнее использовать потенциал своих работников

Ø Процедуры поиска и отбора кадров должны рассматриваться в комплексе с общей системой управления организации и с ее кадровой политикой. Разработка программы по обеспечению организации новыми работниками должна учитывать цели организации, сложившуюся практику управления и наличные ресурсы.

Ø Поиск и отбор кадров требуют деятельной поддержки руководства и высокой его заинтересованности в постоянном совершенствовании этого направления работы.

Ø Поиск и отбор работников требует комплексного подхода, когда планирование и организация процесса отбора основываются на достоверной информации о рынке труда, на определении количественной и качественной потребности в кадрах, на тщательном анализе работы для наилучшего выявления критериев, которые используются при поиске и отборе кадров.

Ø Четкая регламентация процесса отбора (обеспеченность документами, инструкциями, положениями и т.п.) является важнейшим условием эффективной организации работы по отбору кадров.

Ø Основные этапы процесса отбора и используемые методы зависят от того, из каких источников  внешних или внутренних  организация предполагает привлечь кандидатов для заполнения вакантных должностей. Этот вопрос решается еще на стадии планирования процесса отбора, после того, как установлена количественная и качественная потребность в персонале.

Ø Выбор методов, на основании которых организация будет проводить отбор кадров, должен определяться критериями, диктуемыми требованиями должности и организации. Критерии должны быть проверены на валидность, надежность, полноту, необходимость и достаточность.

Ø Поиск и привлечение кандидатов, которые способны успешно работать по имеющимся вакансиям и которые устраивают организацию-работодателя, предполагает не только правильный выбор источников поступления кандидатов и средств их привлечения, но и хорошо продуманный текст рекламных объявлений. Рекламное объявление должно содержать требования к кандидатам, которые задают четкие рамки, ограничивающие число претендентов, а также такие сведения (о зарплате, льготах, условиях работы, перспективах и т.п.), которые смогут привлечь перспективных работников.

Ø Выбор методов, используемых при отборе, должен быть направлен на то, чтобы применяемая батарея методов позволяла с максимальной степенью точности определить, насколько кандидат отвечает требованиям должности и потребностям организации.

Ø Особое место среди методов отбора занимает интервью. Для подавляющего числа организаций это основной метод, используемый при отборе кадров. Использование структурированного интервью, специальных форм для фиксации информации, получаемой в его ходе, и итоговой оценки кандидатов, правильный выбор типа интервью, позволяет наилучшим образом сравнивать достоинства соискателей. При подготовке к интервью и его проведении следует учитывать значительное число факторов: на какую должность отбирается кандидат, какие вопросы помогут собрать более точную информацию о кандидате, как исключить возможные ошибки при проведении интервью и при оценке кандидатов.

Ø Эффективность интервью как метода отбора в значительной степени зависит от квалификации интервьюера, от его способности избегать типичных ошибок при оценке претендентов на вакантную должность. Интервьюер должен уметь создать в ходе интервью благожелательную обстановку и владеть техникой использования различных типов вопросов для получения необходимой информации. Интервьюер должен уметь слушать, чтобы не пропустить значимую информацию, а также учитывать невербальные элементы поведения кандидата, дающие дополнительную значимые данные о нем.

Ø Процедуры принятия окончательного решения о принятии кандидатов на работу могут различаться в зависимости от размеров организации, укомплектованности отдела персонала (отдела кадров) специалистами, от специфики вакансии и др. Система оценки кандидатов на вакантные должности должна быть основана на объективной информации и давать объективные оценки кандидатов, она должна стимулировать тех, кто производит отбор к тому, чтобы обосновывать свой выбор, ориентируясь на согласованную систему критериев.

Ø Ошибки при отборе руководителей особенно дорого обходятся организации, поэтому использование более сложных и дорогостоящих методов и процедур (проведение специализированных семинаров, создание или использование уже существующих центров оценки, работа с кадровым резервом, “охота за головами” и др.) для поиска наиболее подходящего кандидата для назначения на руководящую должность является полностью оправданным.

Ø Адаптация к работе в организации новых работников является логическим завершением процесса отбора. Решение комплекса вопросов, связанных с введением отобранного персонала в организацию, в подразделение и в должность, требует серьезной методической и организационной работы. Система мероприятий по адаптации новых работников будет успешной лишь при планировании, направлении и координации этой работы в масштабах всей организации.

В заключение следует особо отметить, что ключевым критерием, позволяющим судить о качестве действующей системы поиска и отбора персонала, является та степень, в которой работа в этой области поддерживает выработанную руководством стратегию предприятия и насколько она отвечает ключевым требованиям кадровой политики, реализуемой в организации.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ТИПОВЫЕ ФОРМЫ И ДОКУМЕНТЫ

Наши рекомендации