Семинар 4: Технологии управления и разрешения социально-психологических конфликтов
Цель: рассмотреть и обсудить достоинства и недостатки важнейших современных подходов к управлению и разрешению социально-психологических конфликтов разных типов. Подготовить студентов к решению практических конфликтных ситуаций.
Вопросы для обсуждения:
1. Психотехнологии управления и разрешения межличностных конфликтов.
· Четырехшаговый метод Д.Дэна.
· Подход Ч.Ликсона: семь шагов.
· Рационально-эмоциаональный подход Дж.Г.Скотт.
· Картография конфликта.
· Пдход Т.Гордона к семейным конфликтам
2. Психотехнологии управления и разрешения семейных конфликтов.
· Методы работы с конфликтными семьями.
3. Психотехнологии управления и разрешения педагогических конфликтов.
· Специфика разрешения конфликтов с учащимися различных возрастных групп.
· Методы подготовки школьников к конструктивному поведению с конфликтных ситуациях.
4. Технологии и подходы к управлению организационными конфликтами.
· Применение технологий разрешения межличностных конфликтов.
· Власть, как инструмент управления конфликтами.
· Структурные методы работы с конфликтами в организации.
· Конфликт-менеджмент и его основные задачи.
· Методы работы с групповыми конфликтами в организации.
· Переговоры в организационных конфликтах.
Рекомендуемая литература к семинару:
1. Ваниорек Л., Ваниорек А. Моббинг: когда работа становится адом. М., 1996.
2. Вересов Н.Н. Формула противостояния, или как устранить конфликты в коллективе. М. 1998
3. Галустова О.В. Конфликтология в вопросах и ответах: учебное пособие. М., 2008.
4. Гибсон Дж.Л., Иванцевич Дж., Доннелли Дж.Х. Организации: поведение, структура, процессы. М., 2000.
5. Гордон Т. Повышение родительской эффективности. Екатеринбург, 1997.
6. Гришина Н. Психология конфликта. СПб. 2000.
7. Дэна Д. Преодоление разногласий. СПб., 1994.
8. Занковский А.Н. Организационная психология. М., 2002.
9. Кибанов А.Я., Ворожейкин И.Е., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Конфликтология. М., 2006.
10. Кошелев А.Н., Иванникова Н.Н. конфликты в организации: виды, назначение, способы управления. М., 2007.
11. Конфликтология. Под.ред. А.С.Кармина. СПб., 1999.
12. Корнелиус Х., Фэйр Ш. Выиграть может каждый. М., 1992.
13. Ликсон Ч. Конфликт: семь шагов к миру. Спб., 1997.
14. Маданес К. Стратегическая семейная терапия. – М, 1999.
15. Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. М., 1996.
16. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Гл. 16.
17. Скотт Дж.Г. Способы разрешения конфликтов. Киев, 1992.
18. Смит М. Как научиться говорить «нет». СПб., 1996.
19. Уизерс Б. Управление конфликтом. СПб., 2004.
20. Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. - М., 1996.
21. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб, 1999.
Задания для самостоятельной работы студентов к разделам
Задания для самостоятельной работы к разделу 1 «Общая теория конфликта».
Задание 1.
В ходе самостоятельной работы со специальной литературой подготовить обзор научных представлений по одной из тем:
· История конфликтологии с древнейших времен до наших дней, как происходила эволюция взглядов на конфликт.
· Основные различия между «теорией порядка» и «теорией конфликта» в современном понимании.
· Единая «теория конфликта»: попытки разработки в трудах В.Лефевра, В.Светлова и других.
· Философская «теория противоречия»: достоинства и недостатки как основы для понимания развития конфликта.
Цель: показать противоречивость взглядов на конфликт, обосновать собственную позицию по отношению к истории изучения и восприятия конфликтов.
В работе должны быть представлены:
Актуальность выбранной темы – 1 с.
Основные научные взгляды на рассматриваемую тему (со ссылками на авторов) - 3-6 с.
Собственные выводы студента по теме и возможности практического применения рассматриваемых теорий. – 1-3 с.
Объем работы: 6-10 листов.
При подготовке обзора должно быть использовано не менее трех источников. Не рекомендуется использовать готовые рефераты из Интернета.
Задание 2.
Проанализировать предложенную ниже ситуацию. Определить уровень конфликта. Выделить основные и дополнительные факторы развития конфликта. Обосновать свое мнение. Предположить, с какого фактора можно начать разрешение ситуации. Обосновать.
СИТУАЦИЯ
В небольшом городе N сложилась тяжелая ситуация. Город является районным центром. В нем 90 тысяч населения. Он расположен в устье реки недалеко от берега моря (2 км). Рядом государственный заказник: лес, редкие породы деревьев, редкие виды животных. Много озер с ценными промысловыми породами рыб. Недавно недалеко от города (15 км) нашли богатое месторождение олова.
К городу подходит шоссе. Железной дороги нет. Аэропорта нет.
Основное занятие взрослого населения - рыболовство. Есть охотники и лесники. В городе есть небольшой рыбоконсервный заводик. Был деревообрабатывающий цех, но закрылся из-за износа оборудования. Интеллигенции мало: школьные учителя, врачи, несколько инженеров и журналисты местной газеты.
В городе действует несколько политических партий. Самые значимые:
· «Партия за прогресс», недавно выбранный мэр - председатель районного отделения этой партии;
· «Партия общественного доверия» - «спикер» городской думы и 47% депутатов являются ее членами;
· «Партия зеленых», в гор.думе их немного, но они контролируют местную газету.
Уровень жизни в городе крайне низок, поэтому социальная атмосфера накалена до предела. Необходимы срочные меры.
В настоящий момент идет совместное заседание законодательной и исполнительной власти города по поводу дальнейших путей развития.
Есть несколько конкретных предложений:
1) Строительство нового торгового порта, так как порт крупного города в 200 км не справляется. Его поддерживает около 16% депутатов, среди них наиболее активные. Возражают мэр и «зеленые».
2) Разработка недавно открытого месторождения олова. Запасы олова очень значительные, разработка предполагается открытым способом, но часть месторождения находится под территорией заказника. Данное предложение поддерживает мэр - бывший геолог - и около 8% депутатов. Возражают «зеленые», спикер гор.думы и оба зама мэра.
3) Развитие иностранного туризма: строительство нескольких хороших гостиниц, охотничьей базы, прокладка туристического маршрута по заказнику. Есть солидный иностранный инвестор. Поддерживают это предложение спикер гор.думы, один из замов мэра и около 14% депутатов.
4) Оставить все как есть. Обратиться в ООН и Юнеско, чтобы дали денег на содержание заказника и существование естественного «ландшафтного поселения». Поддерживают «зеленые», второй зам. мэра и около 12% депутатов.
Остальные депутаты колеблются.
Вокруг здания гор.думы идет несанкционированный митинг населения.
Население плохо осведомлено о возможных путях выхода из кризиса, в газете было только:
· несколько официальных сообщений об открытии месторождения, но не говорилось о его запасах и сроках освоения;
· сообщение о предложении западной фирмы по развертыванию сети туристических гостиниц и охотничьих домиков, но не говорилось о масштабах этого строительства и участии местного населения в проекте;
· была заметка, критикующая планы строительства порта в связи с большим объемом и трудоемкостью работ по осушению заболоченного устья реки и предполагаемым нанесением ущерба местным породам животных и рыб.
Поэтому по городу гуляют слухи о том, что
· разработка олова погубит всю рыбу в озерах и всех животных в заказнике, превратит край в отравленную пустыню;
· понаедет множество рабочих из других областей страны и местные окажутся в самом худшем положении и с жильем, и с зарплатой, рухнут привычные устои, «правильная» жизнь, сложившиеся отношения;
· строительство порта, помимо резкого ухудшения экологии привлечет в город всякую «шваль», появится проституция, наркомания, бандитизм, «вечером на улицу будет не выйти», возникнут всяческие портовые «притоны», а что будет с детьми?;
· иностранные туристы скупят на валюту всю землю и местным надо будет просить у них разрешения сходить в лес или выловить рыбку, они вывезут всю молодежь за границу, как «восточных рабов» и будут унижать оставшихся, заставляя прислуживать себе;
· а если гор.дума не примет ни одно предложение, то областное начальство, купленное то ли разработчиками олова, то ли строителями порта, то ли иностранцами, «отрубит» электролинию, ведущую в город, прекратит завоз угля, продуктов и медикаментов.
Социальная напряженность нарастает. Митингующие доказывают преимущества каждого из возможных путей и недостатки других в основном оскорбляя противников, кое-где уже началось «доказательство» с помощью кулаков.
После анализа ситуации сделать выводы о роли факторов для развития конфликтов.