Функциональные обязанности субъектов социальной работы наркологических учреждений
- Социальный работник в наркологическом учреждении оказывает социальную помощь больным наркоманиями, токсикоманиями, находящимся под наблюдением врачей психиатров-наркологов, медицинских психологов. Он является специалистом в социальной сфере, а при отсутствии врача или медицинского психолога, выполняет его поручения.
- Социальный работник является консультантом больного по вопросам социальной помощи. Поддерживая контакт с больным, социальный работник обсуждает возникающие проблемы, обучает больных нахождению оптимальных путей выхода из возможных стрессовых ситуаций, консультирует в кризисных положениях, старается предупредить срывы и рецидивы болезни.
-Поддерживает контакт с семьей больного на всех этапах медико-реабилитационных мероприятий в целях восстановления и гармонизации его социальных связей.
- Помогает формировать группы самопомощи больных и созависимых лиц [10].
Специалист по социальной работе обязан быть компетентным в правовых основах в сфере наркологии. Знать основные постановления, распоряжения, приказы, методические рекомендации, иные нормативно-правовые акты, руководящие материалы по медико-социальной работе (Министерство здравоохранения, Министерство образования, Министерство труда и социальной защиты населения). Должен знать современные подходы в профилактике наркотической зависимости, Конституцию РФ, основы законодательства РФ «Об охране здоровья граждан», закон «О психиатрической помощи и охране прав граждан при ее оказании», навыки первой медицинской помощи.
В ходе выполнения своих обязанностей, социальный работник прежде всего, устанавливает первичный контакт с пациентом и его семьей, сообщает им необходимую информацию о болезни, формирует установку на участие в лечебно-реабилитационных программах.
Основой для проведения социальной работы является следующее:
- отношение больного и его родственников к наркологическому заболеванию, анамнез обращений в наркологические учреждения;
- мотивы обращения больного за наркологической помощью, их актуальность, достоверность;
- преследуемые цели в личной и социальной реабилитации;
- наличие семьи, положение больного в семье, особенности отношений со всеми членами семьи, возможности их нормализации в случаях наличия конфликтов;
- материальное положение, источники и величину дохода, дополнительный заработок, распределение бюджета, добровольное участие в семейных экономических отношениях;
- уровень образования, успеваемость в учебных заведениях, устойчивость в приобретенных знаниях;
- особенности мировоззрения, отношение к религии;
- склонность к физическому или умственному труду;
- социально-трудовой маршрут, наличие специальности, занимаемые должности, причины смены мест работы, профориентация;
- коммуникативные особенности больного, его умение контактировать с людьми, поддерживать деловые отношения, избегать конфликтов, отстаивать свои убеждения и профессиональные интересы;
- социальную сеть общения и особенности социального поведения, уровень развития социальных навыков;
- сферу интересов, шкалу ценностной ориентации, отношение к прошлому и будущему [11].
Информация, которую получает социальный работник, дает основания для оценки динамики социального поведения, уровня социального статуса больного, и дает возможность составить социальную характеристику больного. Совместно с врачом психиатром-наркологом, медицинским психологом устанавливается функциональный многоуровневый диагноз, включающий нозологический диагноз, заключение медицинского психолога и субъекта социальной работы. Диагноз позволяет вместе с остальными специалистами наметить самый оптимальный индивидуальный план реабилитации больного.
В ходе работы с подопечным реализуются определенные социально-психологические роли социального работника: наставник, помощник, воспитатель, носитель социальной информации, защитник, тренер, посредник. Роль тренера позволяет проводить специальные тренинги социально-поведенческих навыков. Например, это будет тренинг выработки уверенности в себе, тренинг умения сказать «нет» наркотикам, тренинг поведения в семье или конкретных стрессовых ситуациях.
Заключение
В данной работе была рассмотрена наркотическая зависимость как особый вид аддиктивного поведения, причины её развития, а также роль социального работника в реализации профилактических программ в наркологии.
В России в сфере организационной структуры наркологической службы сделан акцент на гуманизацию и создание медико-социальной модели оказания помощи наркологическим больным.
Следует отметить, что в номенклатуру специальностей введена такая профессия как «специалист по социальной работе», на которого возложены основные функции профессиональной деятельности.
Также в настоящее время апробируется бригадный многоуровневый метод работы с больными (врач психиатра-нарколог, психолог, специалист по социальной работе), эффективность которого не вызывает сомнения, и оценивается с положительной стороны.
На сегодняшний день актуальным является создание системы подготовки кадров различных уровней социальной работы с целью оказания помощи на всех звеньях наркологической службы и особенно в наркологических реабилитационных центрах и учреждениях.
Настоящие методические рекомендации призваны дать четкое представление об основных принципах медико-социальной реабилитации, сфере деятельности и функциональных обязанностях специалиста по социальной работе в области наркологии. Они могут быть использованы на всех этапах медико-социальной реабилитации наркологических больных.
Специалист по социальной работе должен быть компетентен в проблеме наркозависимых и обладать соответствующими знаниями, умениями и навыками работы с представленной категорией населения, которая по своей сущности обладает собственной спецификой.