Психологический инструментарий
При использовании термина «психологический инструментарий» в широком смысле понимается система методов и технологий психологической деятельности практического психолога; в узком смысле – совокупность средств и материалов, необходимых для введения субъекта в коррекционно-диагностическое взаимодействие с практическим психологом и его результативного осуществления.
Остановимся на классификации психологического инструментария, опираясьна второе значение данного термина. Выделяется два основных вида психологического инструментария применительно к практической деятельности психолога. Это специфический вид психологического инструментария (собственно психологический инструментарий) и неспецифический вид, призванный сопровождать или технически обеспечивать психологическую деятельность. Дальнейшая дифференциация средств и материалов осуществляется в соответствии с видовой принадлежностью.
Классификация психологического инструментария
Стимульный материал:
· набор по типу «коробочка форм»,
· объемные геометрические фигуры
· складывающиеся пирамидки
· разъемная матрешка
· 3-4 набора последовательностей сюжетных картинок
· наборы карточек, объединенных заданным признаком («Самая непохожая», «Классификация», «Комплекс Венгера»)
· печатный материал со схемами, матрицами, контурными и образными изображениями
· набор плоскостных геометрических фигур различной формы, цвета и размера
Интерпретационные средства:
· шкалы, таблицы, графики, профили, сетка перевода количественных данных в качественные характеристики
· компьютерные программы по соотнесению, сравнению, интерпретации данных
Технический материал:
· цветные карандаши, краски и т.д.
Вспомогательные средства
· дискеты и CD-диски с музыкальным и вербальным сопровождением коррекционно-диагностической деятельности;
· атрибуты основных сюжетно-ролевых игр дошкольников в комплекте с предметами-заместителями
· некоторые виды наборов для конструирования и моделирования
· мячи и игрушки по половой дифференциации
Набор методик определяется комплексом прикладных средств, которые лежат в поле его теоретических и концептуальных представлений, а также в его профессиональной компетенции.
Так, практический психолог, работающий только в русле деятельностного подхода, оперирует методиками, концептуальной основой которых является развитие ведущих типов деятельности у детей дошкольного возраста. Это означает, что его психологический инструментарий будет составлен из материалов и средств, обеспечивающих целенаправленное решение поставленных задач в процессе:
· изобразительной деятельности («Пиктограмма», «Дорисовывание фигур» и др.)
· деятельности конструирования («Рыбка»)
· предметной деятельности («Пирамидки», «Матрешка» и др.)
· вербальной деятельности («Дополнение фраз», «Три желания» и др.)
· игровой деятельности («Игровая комната»).
Психолог-практик, теоретической основой деятельности которого является психодинамический подход, оснащен инструментарием, обеспечивающим механизм проекции личностноэмо-циональных особенностей:
· фотографиями с растушеванным изображением – CAT (Child Apperception Test – Детский апперцептивный тест)
· размытыми цветными пятнами – методика Роршаха
· установками изображения – «Рисунок семьи», «Рисунок несуществующего животного»
Практический психолог, объединяющий в своей деятельности несколько теоретических подходов, работающий в поликонцептуальном профессиональном пространстве, использует методическую и тестовую базы в зависимости от запроса и психологической проблемы.
Таким образом, востребованность различных технологий в работе практического психолога обязывает его к подготовке соответствующего психологического инструментария как специфического, так и неспецифического.
В чем заключаются требования, предъявляемые психологическому инструментарию:
· требование соответствия (соответствие оригиналу, стандартам, заложенным в оригинальном (авторском) экземпляре коррекционно-диагностического средства. Это относится ко всему стимулыюму и интерпретационному материалу. Так, в методике «Самое непохожее» заложены геометрические фигуры круга и квадрата определенного размера ицвета (красный исиний). Варьирование заданных параметров размера, цвета и формы недопустимо. В методике «Последовательность картинок» серия картинок со сквозным сюжетом и общими персонажами не может быть заменена картинками с добавлением деталей к предмету ит.д. В методиках CAT и ТАТ фотографии не могут быть «доработаны» прорисовыванием деталей и цветовым оформлением. Что касается интерпретационных средств, то они должны соответствовать авторской (оригинальной) методике, носить те же количественные и качественные значения
· требование комплектации. Оно относится к необходимости комплектации стимульного и интерпретационного материалов. если в оригинальной методике (тесте) заложен комплект инструментария, то использование данных диагностических средств при отсутствии того или иного материала не рекомендуется. Так, отсутствие шкал переводов баллов в стандартизированных методиках делает невозможным интерпретацию диагностических данных
· монофункциональность. Это означает невозможность использования стимульного или интерпретационного материалов того психодиагностического средства как модификацию другого. психологический инструментарий специфичен и ни в коей мере не взаимозаменяем. Так, варианты печатного стимульного материала комплекс Венгера) рассчитаны на одноразовое индивидуальное использование.
Таким образом, говоря о психологическом инструментарии как средстве профессиональной деятельности, необходимо соотносить его как с теоретическими представлениями, коррекционно-диагностическими технологиями, так и с требованиями, предъявляемыми к его подбору и комплектации.