Общие представления о личности в психологии

Психология личности

Утверждено в качестве учебно-методического пособия

Редакционно-издательским советом НГПУ

Новосибирск

УДК 152.3 (075.8)

ББК 88.37 я 73-1

В - 792

Рецензенты:

Доктор психологических наук, профессор

Н.В.Дмитриева

Доктор психологических наук, профессор

Л.Н.Антилогова

В – 792 Вотчин И.С. Психология личности:

Учебно – методическое пособие.- Новосибирск: Изд.НГПУ,

2003. - с.

ISBN 5 – 85921 – 457 - X

Учебно-методическое пособие является дополнением к существующим учебным изданиям по курсу «Общей психологии» и предназначено для психологов практической направленности, которые в достаточной степени подготовлены для самостоятельной профессиональной деятельности. Оно может быть использовано для выполнения практических работ студентами при самостоятельной подготовке и в качестве справочного пособия специалистами смежных специальностей.

УДК 152.3 ( 075. 8 )

ББК 88. 37 я 73 - 1

ISBN 5 – 85921 – 457 - X© Вотчин И.С., 2003

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………

1. Общие представления о личности в психологии………………………………..

1.1. Отечественная психология о структуре личности………………………….

1.2. Психоанализ о личности………………………………………………………

1.3. Личность в трансактном подходе изучения………………………………….

2. Значение элементов структуры личности в деятельности психолога………..

2.1. Направленность личности…………………………………………………….

2.2. Познавательная сфера личности……………………………………………..

2.3. Волевые свойства личности…………………………………………………

2.4. Эмоционально-динамические свойства личности…………………………

3. Задания для самостоятельной работы студентов……………………………

Методики исследования личности и индивидуальных особенностей

4.1. Определение уровня самооценки……………………………………………

4.2. Самоотношение……………………………………………………………….

4.3. Механизмы психологической защиты

4.4. Личностный опросник FPI

4.5. Эмоциональная направленность личности…………………………………

4.6. Мотивационная структура личности…………………………………………

4.7. Уровень соотношения «Ценности – доступности»………………………….

4.8. Мотивы поведения……………………………………………………………

4.9. Темперамент

4.10. Акцентуации……………………………………………………………………

4.11. Висбаденский опросник

4.12. Самооценка волевых качеств

4.13. Коммуникативные и организаторские склонности…………………………

Заключение………………………………………………………………………….

Библиография……………………… ………………………………………………

Введение

Мы должны быть осторожны с тайной

личности: не врывайтесь, забыв почтение, в святая святых человека!

Томас Карлейль

Одним из важнейших направлений деятельности практического психолога является изучение лиц, представляющих интерес для производственной сферы. Это могут быть кандидаты на работу, члены коллектива и пр.

К сожалению, в практике для изучения лиц, предс­тавляющих интерес, довольно часто кадровикам или менеджерам по личному персоналу не хватает психологических знаний и практики их использова­ния в своей деятельности.

Данное пособие позволит сформировать общее представление о личности с позиций современных отечественных и зарубежных точек зрения, которое можно использовать в практической деятельности психологов.

В первой части пособия рассматриваются подходы в изучении структуры личности, признанные в отечественной психологии. В этом же разделе приводится своеобразная трактовка личности зарубежных психологов - З.Фрейда и Э.Берна.

Во второй части пособия дан достаточно полный, современный ана­лиз различных составляющих психических компонентов личности, ко­торые необходимо знать в целях изучения, оценки и психологического воздействия на людей в своей профессиональной деятельности.

Пособие написано с соблюдением принципов научности, системнос­ти, доступности и предназначается как для специалистов в области психологии, так и для самостоятельной работы тех смежных специалистов, которые изучают вопросы психологии личности в профессиональных целях.

ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ

На современном этапе общественного развития психология занима­ет одну из основных позиций в системе наук. Потребность примене­ния психологических знаний ощутима при решении конкретных практи­ческих задач в различных областях жизни, где постоянно приходится работать с людьми. В деятельность психолога, как и кадрового работника, входят различные аспекты психологического плана, которые регламентируют­ся соответствующими документами - это изучение и оценка людей, ус­тановление и развитие психологических контактов и т.д., поэтому психологические знания становятся необходимым рабочим инструмен­том.

Психология - наука о душе (греческое слово "псюхе " и " логос ") дословно. Эта наука является связующей множество других наук о природе, обществе и человеке [1].

Как любая другая наука, психология имеет свой язык (категории) и уровни понимания. Когда речь идет о биологической сути чело­века, то употребляется термин "индивид", который означает, что данный объект принадлежит к роду человека. В то время, когда мы говорим о психологии, то уместно называть объект нашего внимания - личностью; если рассматривается общая социальная характеристика, то это обозначается словом - человек. Вполне естественно, что категория "человек" более общая и включает в себя понятия личность и индивид, как частные категории.

Если рассматривать какие-либо профессиональные виды деятельности, то в каждой из них существуют свои специфические термины, категории, опреде­ления, и поэтому, говоря о психологическом содержании какой-либо деятельности правильнее называть – личность, например, педагога или военного ра­ботника, личность ребенка и т.п. Личность это основная категория в психоло­гии и далее будет более подробно рассматриваться её содержание и структура.

В науке существуют различные подходы к изучению личности и, единого оп­ределения личности сегодня не существует. Так, например, С.Л.Ру­бинштейн говорит, что "…при объяснении любых психологических яв­лений личность выступает как воедино связанная совокупность внут­ренних условий, через которые преломляются все внешние воздейс­твия " [16]; К.К. Платонов давал такое определение - "Личность - ­это системное свойство человека, которое:

1) обеспечивает усвое­ние, переработку и накопление информации о себе и внешней среде, необходимой ей для функционирования как субъекту социальной сис­темы;

2) определяет регулирование ее социального функционирования в процессе взаимодействия с внешней средой на основе информации, непрерывно получаемой или ранее полученной о себе и внешней среде "[12].

И.Кон определяет личность как - "...совокупность интегрирован­ных, социально-значимых черт, образовавшихся в процессе прямого и косвенного взаимодействия данного лица с другими людьми и делаю­щих его, в свою очередь, субъектом труда, познания и общения"[5].

Все определения обращают внимание на то, что личность - это единство индивидуально-значимых и социально-типических черт и свойств. Большинство исследователей склонны к тому, что личность представляется продуктом сознания человека и является психическим образованием. Каждому этапу ­генезиса науки соответствует свое представление о личности и свое опреде­ление данной категории. Процесс развития этого представления шло от простого к сложному, от биологического понимания до социально­го, в конечном итоге, к структурной системной интегрированной инди­видуальности.

В связи с выше сказанным, возникает вопрос, когда появляется личность и какова ее структура и содержание?

Появившейся на свет человек принадлежит всему сообществу и мы отводим ему роль ребенка, обозначая его социальную принадлежность термином ­- человек. Сюда же включается и биологическая принадлежность (схожесть) к людям, которая обозначается терми­ном - индивид (род человека). Личность на данном этапе предс­тавлена генетической памятью. Безусловные рефлексы ребёнка, такие как - сосание, отталкивание, хватание, замирание – ориентированны, в первую очередь, на сохранение человека как биологического вида. По мере развития условных рефлексов, основанных на процессах ощущения, развивается сенсорная память, разные формы восприя­тия и виды мышления, воображение и внимание. Личность как бы проявля­ется постепенно - накапливается информация биологическая - появля­ется психическое новообразование. Чтобы личность развивалась и формирова­лась, обязательны два условия: деятельность и общение с себе подобными. Причем, чем разнообразнее виды деятельности и общения, тем активнее формируется и развивается личность. Нарушение этих условий ведёт к деформации и развитию квазиличности (пример: «люди – Маугли»). Индивид включается в активность и обще­ние (семья, ясли, садик, школа, друзья, С.М.И. и т.д.), проходит социализацию, т.е. усваивает общественные нормы и правила поведения.

О личности мы начинаем говорить, тогда, когда ребенок осознает себя («Я сам»), когда появляется сознание - совокупность знаний о себе и об окружающем мире. То, что человек знает (понятие о самооценке, самоотношении) о самом себе - это есть интроструктура личности; его представление о том, как он общается и взаимодействует с окружающей реальностью - интерсфера, а то, что он оставляет о себе в соз­нании других людей, в мире - метасфера. Данная структура это только общий и обобщенный взгляд на личность.

Наши рекомендации