Общие представления о личности в психологии
Психология личности
Утверждено в качестве учебно-методического пособия
Редакционно-издательским советом НГПУ
Новосибирск
УДК 152.3 (075.8)
ББК 88.37 я 73-1
В - 792
Рецензенты:
Доктор психологических наук, профессор
Н.В.Дмитриева
Доктор психологических наук, профессор
Л.Н.Антилогова
В – 792 Вотчин И.С. Психология личности:
Учебно – методическое пособие.- Новосибирск: Изд.НГПУ,
2003. - с.
ISBN 5 – 85921 – 457 - X
Учебно-методическое пособие является дополнением к существующим учебным изданиям по курсу «Общей психологии» и предназначено для психологов практической направленности, которые в достаточной степени подготовлены для самостоятельной профессиональной деятельности. Оно может быть использовано для выполнения практических работ студентами при самостоятельной подготовке и в качестве справочного пособия специалистами смежных специальностей.
УДК 152.3 ( 075. 8 )
ББК 88. 37 я 73 - 1
ISBN 5 – 85921 – 457 - X© Вотчин И.С., 2003
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………………
1. Общие представления о личности в психологии………………………………..
1.1. Отечественная психология о структуре личности………………………….
1.2. Психоанализ о личности………………………………………………………
1.3. Личность в трансактном подходе изучения………………………………….
2. Значение элементов структуры личности в деятельности психолога………..
2.1. Направленность личности…………………………………………………….
2.2. Познавательная сфера личности……………………………………………..
2.3. Волевые свойства личности…………………………………………………
2.4. Эмоционально-динамические свойства личности…………………………
3. Задания для самостоятельной работы студентов……………………………
Методики исследования личности и индивидуальных особенностей
4.1. Определение уровня самооценки……………………………………………
4.2. Самоотношение……………………………………………………………….
4.3. Механизмы психологической защиты
4.4. Личностный опросник FPI
4.5. Эмоциональная направленность личности…………………………………
4.6. Мотивационная структура личности…………………………………………
4.7. Уровень соотношения «Ценности – доступности»………………………….
4.8. Мотивы поведения……………………………………………………………
4.9. Темперамент
4.10. Акцентуации……………………………………………………………………
4.11. Висбаденский опросник
4.12. Самооценка волевых качеств
4.13. Коммуникативные и организаторские склонности…………………………
Заключение………………………………………………………………………….
Библиография……………………… ………………………………………………
Введение
Мы должны быть осторожны с тайной
личности: не врывайтесь, забыв почтение, в святая святых человека!
Томас Карлейль
Одним из важнейших направлений деятельности практического психолога является изучение лиц, представляющих интерес для производственной сферы. Это могут быть кандидаты на работу, члены коллектива и пр.
К сожалению, в практике для изучения лиц, представляющих интерес, довольно часто кадровикам или менеджерам по личному персоналу не хватает психологических знаний и практики их использования в своей деятельности.
Данное пособие позволит сформировать общее представление о личности с позиций современных отечественных и зарубежных точек зрения, которое можно использовать в практической деятельности психологов.
В первой части пособия рассматриваются подходы в изучении структуры личности, признанные в отечественной психологии. В этом же разделе приводится своеобразная трактовка личности зарубежных психологов - З.Фрейда и Э.Берна.
Во второй части пособия дан достаточно полный, современный анализ различных составляющих психических компонентов личности, которые необходимо знать в целях изучения, оценки и психологического воздействия на людей в своей профессиональной деятельности.
Пособие написано с соблюдением принципов научности, системности, доступности и предназначается как для специалистов в области психологии, так и для самостоятельной работы тех смежных специалистов, которые изучают вопросы психологии личности в профессиональных целях.
ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ
На современном этапе общественного развития психология занимает одну из основных позиций в системе наук. Потребность применения психологических знаний ощутима при решении конкретных практических задач в различных областях жизни, где постоянно приходится работать с людьми. В деятельность психолога, как и кадрового работника, входят различные аспекты психологического плана, которые регламентируются соответствующими документами - это изучение и оценка людей, установление и развитие психологических контактов и т.д., поэтому психологические знания становятся необходимым рабочим инструментом.
Психология - наука о душе (греческое слово "псюхе " и " логос ") дословно. Эта наука является связующей множество других наук о природе, обществе и человеке [1].
Как любая другая наука, психология имеет свой язык (категории) и уровни понимания. Когда речь идет о биологической сути человека, то употребляется термин "индивид", который означает, что данный объект принадлежит к роду человека. В то время, когда мы говорим о психологии, то уместно называть объект нашего внимания - личностью; если рассматривается общая социальная характеристика, то это обозначается словом - человек. Вполне естественно, что категория "человек" более общая и включает в себя понятия личность и индивид, как частные категории.
Если рассматривать какие-либо профессиональные виды деятельности, то в каждой из них существуют свои специфические термины, категории, определения, и поэтому, говоря о психологическом содержании какой-либо деятельности правильнее называть – личность, например, педагога или военного работника, личность ребенка и т.п. Личность это основная категория в психологии и далее будет более подробно рассматриваться её содержание и структура.
В науке существуют различные подходы к изучению личности и, единого определения личности сегодня не существует. Так, например, С.Л.Рубинштейн говорит, что "…при объяснении любых психологических явлений личность выступает как воедино связанная совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия " [16]; К.К. Платонов давал такое определение - "Личность - это системное свойство человека, которое:
1) обеспечивает усвоение, переработку и накопление информации о себе и внешней среде, необходимой ей для функционирования как субъекту социальной системы;
2) определяет регулирование ее социального функционирования в процессе взаимодействия с внешней средой на основе информации, непрерывно получаемой или ранее полученной о себе и внешней среде "[12].
И.Кон определяет личность как - "...совокупность интегрированных, социально-значимых черт, образовавшихся в процессе прямого и косвенного взаимодействия данного лица с другими людьми и делающих его, в свою очередь, субъектом труда, познания и общения"[5].
Все определения обращают внимание на то, что личность - это единство индивидуально-значимых и социально-типических черт и свойств. Большинство исследователей склонны к тому, что личность представляется продуктом сознания человека и является психическим образованием. Каждому этапу генезиса науки соответствует свое представление о личности и свое определение данной категории. Процесс развития этого представления шло от простого к сложному, от биологического понимания до социального, в конечном итоге, к структурной системной интегрированной индивидуальности.
В связи с выше сказанным, возникает вопрос, когда появляется личность и какова ее структура и содержание?
Появившейся на свет человек принадлежит всему сообществу и мы отводим ему роль ребенка, обозначая его социальную принадлежность термином - человек. Сюда же включается и биологическая принадлежность (схожесть) к людям, которая обозначается термином - индивид (род человека). Личность на данном этапе представлена генетической памятью. Безусловные рефлексы ребёнка, такие как - сосание, отталкивание, хватание, замирание – ориентированны, в первую очередь, на сохранение человека как биологического вида. По мере развития условных рефлексов, основанных на процессах ощущения, развивается сенсорная память, разные формы восприятия и виды мышления, воображение и внимание. Личность как бы проявляется постепенно - накапливается информация биологическая - появляется психическое новообразование. Чтобы личность развивалась и формировалась, обязательны два условия: деятельность и общение с себе подобными. Причем, чем разнообразнее виды деятельности и общения, тем активнее формируется и развивается личность. Нарушение этих условий ведёт к деформации и развитию квазиличности (пример: «люди – Маугли»). Индивид включается в активность и общение (семья, ясли, садик, школа, друзья, С.М.И. и т.д.), проходит социализацию, т.е. усваивает общественные нормы и правила поведения.
О личности мы начинаем говорить, тогда, когда ребенок осознает себя («Я сам»), когда появляется сознание - совокупность знаний о себе и об окружающем мире. То, что человек знает (понятие о самооценке, самоотношении) о самом себе - это есть интроструктура личности; его представление о том, как он общается и взаимодействует с окружающей реальностью - интерсфера, а то, что он оставляет о себе в сознании других людей, в мире - метасфера. Данная структура это только общий и обобщенный взгляд на личность.