Определение объекта и предмета ис­следования

Объектом исследования может быть любой процесс, любой коллектив, какие-либо отношения, документы и т. п. Главное, чтобы все они содержали противоречие и порождали проблемную ситуацию.

В. А. Ядов считает, что «объект исследования - это то, на что направ­лен процесс познания» [51, с.46].

Под объектом понимаются реальные факты, события, процессы или явления, которые сдержат противоречия и порождают проблемную ситуацию.

В одном исследовании невозможно решить все аспекты изучаемой проблемы, ее надо сузить, выбрать из нее те или иные идеи, свойства, харак­теристики, особенности развития данного объекта, представляющие интерес для данного исследования, т. е. того, что подлежит непосредственному изуче­нию (23).

Объект данного исследования – научная библиотека ФГБОУ ВПО «Казанский государственный университет культуры и искусств» (КазГУКИ) как сложная целостная система.

Предмет элементы «Библиотекарь» - «Абонент», их взаи­мосвязи в условиях научной библиотеки КазГУКИ.

Определение цели, задач исследования и формулировка гипотезы

В основе любой методологической части программы лежит определе­ние цели и задач исследования.

Цель исследования выражает познавательное и практические потреб­ности, ради которых оно проводится, показывает, как будут использованы его результаты [51, с.46].

Библиотечное исследование обычно включает от 3 до 8 задач. Большое количество задач неизбежно вносит элементы перегрузки и неопределенно­сти, утрачивается целенаправленность исследования [26].

Цель данного исследования - проанализировать элементы «Библиотекарь» - «Абонент», как составляющие системы библиотеки КазГУКИ, их взаимосвязи в условиях научной библиотеки, разработать рекомендации по совершенствованию системы.

Определение цели исследования позволяет классифицировать, упоря­дочить задачи, которые являются своего рода ступеньками для восхождения к цели.

В данном исследовании выделены следующие задачи:

1 . Изучить библиотеку как целостную систему на основе имеющихся публикаций.

2. Изучить взаимодействие двух элементов системы – « библиотекарь » и « читатель » в научной библиотеке КазГУКИ

3. Выявить мнение библиотекарей о степени взаимодействия с читателем, в процессе библиотечного обслуживания.

4. Выявить мнение читателей о степени взаимодействия с библиотекарем в процессе библиотечного обслуживания.

5. Проанализировать результаты исследования.

6. Разработать рекомендации для библиотекарей.

Гипотеза исследования

Существенный этап методологической части программы – выдвижение гипотез исследования. К исследовательской цели нужно идти последовательно, применяя те или иные методы, приемы. Их число предопределяется гипотезами исследования. Гипотеза - это научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо факторов, явлений и процессов, которое надо или подтвердить, либо опровергнуть.

Гипотеза позволяет повысить оперативность исследования, правильно выбрать его объект, метод сбора социологической информации.

Гипотеза является связующим звеном между теорией и исследованием. Стремясь выйти за рамки имеющихся знаний, гипотеза формирует предмет поиска, строя предположения относительно ожидаемых результатов.

Гипотеза основывается на следующем:

-широта охвата реальных и потенциальных пользователей;

-интенсивность и убедительность;

-постоянная обновляемость;

- лаконичность, динамизм, достаточность (рациональная фактогра­фическая насыщенность),

-доходчивость и оперативность;

-четкость, красочность, выразительность;

-соответствие содержания и формы потребностям рынка, интере­сам отдельных читательских групп.

Гипотеза нашего исследования: важнейшими элементами системы «библиотека» являются библиотекарь и читатель, которые находятся в тесном взаимодействии. Однако в научной вузовской библиотеке взаимодействие элементов имеет тенденцию к ослаблению. Это проявляется, прежде всего, в минимальном контакте библиотекаря и читателей.

Наши рекомендации