Определение объекта и предмета исследования
Объектом исследования может быть любой процесс, любой коллектив, какие-либо отношения, документы и т. п. Главное, чтобы все они содержали противоречие и порождали проблемную ситуацию.
В. А. Ядов считает, что «объект исследования - это то, на что направлен процесс познания» [51, с.46].
Под объектом понимаются реальные факты, события, процессы или явления, которые сдержат противоречия и порождают проблемную ситуацию.
В одном исследовании невозможно решить все аспекты изучаемой проблемы, ее надо сузить, выбрать из нее те или иные идеи, свойства, характеристики, особенности развития данного объекта, представляющие интерес для данного исследования, т. е. того, что подлежит непосредственному изучению (23).
Объект данного исследования – научная библиотека ФГБОУ ВПО «Казанский государственный университет культуры и искусств» (КазГУКИ) как сложная целостная система.
Предмет – элементы «Библиотекарь» - «Абонент», их взаимосвязи в условиях научной библиотеки КазГУКИ.
Определение цели, задач исследования и формулировка гипотезы
В основе любой методологической части программы лежит определение цели и задач исследования.
Цель исследования выражает познавательное и практические потребности, ради которых оно проводится, показывает, как будут использованы его результаты [51, с.46].
Библиотечное исследование обычно включает от 3 до 8 задач. Большое количество задач неизбежно вносит элементы перегрузки и неопределенности, утрачивается целенаправленность исследования [26].
Цель данного исследования - проанализировать элементы «Библиотекарь» - «Абонент», как составляющие системы библиотеки КазГУКИ, их взаимосвязи в условиях научной библиотеки, разработать рекомендации по совершенствованию системы.
Определение цели исследования позволяет классифицировать, упорядочить задачи, которые являются своего рода ступеньками для восхождения к цели.
В данном исследовании выделены следующие задачи:
1 . Изучить библиотеку как целостную систему на основе имеющихся публикаций.
2. Изучить взаимодействие двух элементов системы – « библиотекарь » и « читатель » в научной библиотеке КазГУКИ
3. Выявить мнение библиотекарей о степени взаимодействия с читателем, в процессе библиотечного обслуживания.
4. Выявить мнение читателей о степени взаимодействия с библиотекарем в процессе библиотечного обслуживания.
5. Проанализировать результаты исследования.
6. Разработать рекомендации для библиотекарей.
Гипотеза исследования
Существенный этап методологической части программы – выдвижение гипотез исследования. К исследовательской цели нужно идти последовательно, применяя те или иные методы, приемы. Их число предопределяется гипотезами исследования. Гипотеза - это научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо факторов, явлений и процессов, которое надо или подтвердить, либо опровергнуть.
Гипотеза позволяет повысить оперативность исследования, правильно выбрать его объект, метод сбора социологической информации.
Гипотеза является связующим звеном между теорией и исследованием. Стремясь выйти за рамки имеющихся знаний, гипотеза формирует предмет поиска, строя предположения относительно ожидаемых результатов.
Гипотеза основывается на следующем:
-широта охвата реальных и потенциальных пользователей;
-интенсивность и убедительность;
-постоянная обновляемость;
- лаконичность, динамизм, достаточность (рациональная фактографическая насыщенность),
-доходчивость и оперативность;
-четкость, красочность, выразительность;
-соответствие содержания и формы потребностям рынка, интересам отдельных читательских групп.
Гипотеза нашего исследования: важнейшими элементами системы «библиотека» являются библиотекарь и читатель, которые находятся в тесном взаимодействии. Однако в научной вузовской библиотеке взаимодействие элементов имеет тенденцию к ослаблению. Это проявляется, прежде всего, в минимальном контакте библиотекаря и читателей.