Устройство ребенка в семью
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Порядок устройства ребенка в семью…………………………………………...7
1.1 Основные положения об усыновлении (удочерении)..……………………......7
1.2 Значение, порядок и условия усыновления. Порядок усыновления в
г. Москве…………………………………………………………………………….13
1.3 Сущность и этапы сопровождения приемной семьи………………………...22
2. Основные технологии социального сопровождения,
поддержки семьи, усыновившей (удочерившей) ребенка………………….……32
2.1 Нормативно-правовая база усыновления (удочерения) в России.
Виды государственной поддержки семей, усыновивших
(удочерившей) ребенка……….……………………………………………………32
2.2 Контроль и сопровождение семей после усыновления
органами опеки и попечительства ……………………………….……………….43
2.3 Исследование социальных проблем семьи
усыновивших (удочеривших) ребенка……………………………………………47
Заключение…………………………………...…………… ………..……………..59
Список источников и литературы………………………………….……………...64
ВВЕДЕНИЕ
Одной из социальных проблем, решение которой в настоящее время предпринимается на государственном уровне, является проблема устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Согласно п.1 ст. 124 Семейного кодекса Российской Федерации усыновление (удочерение) является приоритетной формой семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предполагающей принятие в семью ребенка на правах кровного, со всеми вытекающими правами и обязанностями.[1]
Усыновление имеет преимущества перед другими формами семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей. В отличие от временных форм семейного устройства детей усыновление является постоянной формой, при которой между ребенком и усыновителями закрепляются родственные связи.
Именно при усыновлении ребенка наиболее полноценно реализуется потребность родителей в приобретении наследника, которому можно отдать всю свою любовь и привязанность, передать семейные ценности и традиции, обеспечить себе защищенную старость через детей и внуков.
С другой стороны, для ребенка усыновление несет в себе наиболее оптимальную социальную адаптацию в обществе: ребенок приобретает социальный статус, принадлежность к определенной семье, фамилии. Он обретает родственные связи, которые продлятся не только до его совершеннолетия, а до конца его жизни. Ребенок может без страха привязаться к своим новым родителям и полюбить их, так как усыновление является не временной формой устройства, а постоянной[2])
Конечно, в исключительных случаях усыновление может быть отменено, но это не правило, а исключение, следствие критических ситуаций, с которыми усыновительская семья не смогла справиться
С точки зрения социальной адаптации ребенка и семьи друг к другу и к обществу усыновление - это длительный процесс. Каковы механизмы социальной адаптации ребенка и родителей в таких семьях? Возможно ли оказание социально-психологической помощи для оптимизации процесса усыновления?
Статистические данные о том, сколько детей было возвращено усыновителями на попечение государства, позволяют говорить о нестабильности семейных форм устройства детей в целом и усыновления в частности. Нет данных о причинах, приведших к отказу от усыновления (удочерения).
Законодательная база, регулирующая усыновление в России, развивается в последние годы достаточно быстро. Государственная Дума весьма болезненно реагирует на коммерциализацию[3] усыновления. Отсюда желание законодателя как можно детальнее описать этот весьма деликатный и сложный процесс и оградить его от произвольных толкований.
Анализ основных этапов развития законодательства об усыновлении в России наглядно показывает, как время и своеобразие того или иного этапа истории Российского государства сказались на усыновлении, которое, казалось бы, носило частный характер. Усыновление во все времена отражало особенности государственного воздействия на семейные отношения, в том числе сейчас, когда Россия переходит на новую ступень развития и вопросу семьи и детей уделяется большое внимание.
Исследования социальных процессов, происходящих внутри семьи вследствие усыновления, механизмов вхождения ребенка в семью, социальной адаптации семьи и ребенка друг к другу и к обществу являются актуальными с точки зрения оказания успешной социальной и психологической помощи семьям, усыновившим ребенка.
Большинство исследований посвящено вопросам социальной поддержки семей с биологическими детьми либо опекунских семей, особенностям технологий социальной работы с детьми и подростками, технологиям воспитания в условиях учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей. Отсутствуют социологические исследования, посвященные социальной поддержке семей, усыновивших (удочеривших) детей. Поэтому в данной работе мы определяем объект исследования: семьи, усыновившие (удочерившие) одного или нескольких детей.
Предмет исследования: основные технологии и направления социального сопровождения семей, усыновивших (удочеривших) детей, в г. Москве.
Цель исследования: проанализировать существующие на данный момент технологии социального сопровождения семей, усыновивших (удочеривших) детей в Москве, впоследствии предложить новые способы и возможности сопровождения данных семей.
Задачи исследования:
1) выявить основные положения усыновления (удочерения), а также значение, порядок и условия усыновления.
2) Осуществить анализ нормативно-правовой базы социальной поддержки семей в современном российском обществе.
3) Осуществить анализ организационно-технологической социальной поддержки семей.
4) Исследовать оценку социальных проблем семьи усыновившей ребенка
Методы исследования: опросные методы; экспертный опрос; традиционный анализ литературы; анализ нормативно-правовых документов; анализ статистических данных; сравнительный анализ; метод обобщения.
Практическая значимость квалификационной работы определяется тем, что положения и выводы работы способствуют оптимизации форм, методов и технологий социального сопровождения усыновительских семей, выработке инновационных технологий и моделей практики социальной работы с усыновительскими семьями. Основные выводы могут быть учтены при разработке нормативно-правовых документов, рекомендаций для учреждений социальной сферы, а также при подготовке учебных курсов по социальной работе с семьей.
Устройство ребенка в семью