Тема 8. Источники (формы) права.

Цель занятия

Закрепить на практике знания об основных источниках права на основе анализа исторических документов; о юридической силе и условиях действия нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц; тенденциях и основных направлениях развития российского законодательства.

Задание 1. Определите, о каком виде источников права идет речь в приведенных ниже отрывках, взятых из различных документов?

1.1. В 1875 г. Суд казначейства определил «встречное удовлетворение» следующим образом: «Действительное встречное удовлетворение с правовой точки зрения может состоять в некотором праве, интересе, прибыли и выгоде, приобретаемой одной стороной, или в некотором воздержании, ущербе, убытке или ответственности, претерпеваемой или принимаемой на себя другой стороной. Суды «не спросят», приносит ли в действительности то, что составляет встречное удовлетворение, выгоду кредитору или третьему лицу и представляет ли оно вообще значительную ценность для кого бы то ни было».

1.2. Статья 3.

1. Ни одно Государство-участник не должно высылать, возвращать или выдавать какое-либо лицо другому государству, если существуют серьезные основания полагать, что ему может угрожать там применение пыток.

2. Для определения наличия таких оснований компетентные власти принимают во внимание все относящиеся к делу обстоятельства, включая в соответствующих случаях существование в данном государстве постоянной практики грубых, вопиющих и массовых нарушений прав человека.

1.3. Статья 33.

Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

1.4. В Западной Европе XI-XII вв. после заключения брака муж должен был давать так называемый «утренний дар» – своеобразную плату за подчинение власти мужа. За это получал право наказывать жену, прогонять ее, а также получать плату за убийство или обиду жены. «Утренний дар» составлял вдовью долю, которую получала жена в случае смерти мужа. Также в этом случае она получала и женскую долю, т.е. домашнюю утварь, предметы личного пользования и украшения.

Задание 2. Приведите примеры источников права следующих видов: закон, кодекс, указ, устав, положение, постановление, распоряжение, инструкция. Укажите, какие органы (организации) имеют право издавать свои акты в названных формах.

Задание № 3. Установите иерархию нормативных правовых актов Российской Федерации.

Тема 8. Источники (формы) права. - student2.ru

Задание № 4. Обозначьте на графике обратную силу закона (ретроактивность) и переживание закона (ультраактивность).

Тема 8. Источники (формы) права. - student2.ru

Задание № 5. Решите представленные задачи. Свою точку зрения обоснуйте ссылками на законодательство.

2.1. Посол Российской Федерации в государстве Республика Панама, находясь за рулем собственного автомобиля, стал виновником дорожно-транспортного происшествия, в результате которого погиб гражданин этого государства.

Будет ли посол Российской Федерации привлечен к уголовной ответственности на территории Республики Панама?

2.2. Во время стоянки иностранного грузового судна на рейде морского порта Мурманска один из матросов на палубе этого судна причинил тяжкое телесное повреждение другому матросу. Потерпевший обратился в администрацию порта.

Вправе ли работники местного РОВД привлечь к ответственности виновного? Изменится ли ситуация в случае совершения правонарушения на борту судна во время его нахождения в нейтральных водах, и к кому должен в данном случае обратиться потерпевший?

2.3. В Городской отдел образования города Кыштыма 05 мая 2007 года поступил Приказ Министерства Образования Российской Федерации № 800
от 01 мая 2007 года.

С какого момента данный приказ вступает в законную силу в городе Кыштыме?

2.4. Десятилетний сын депутата Государственной Думы РФ по неосторожности разбил автомобиль соседа по дому.

Требуется ли предварительное согласие Государственной Думы РФ или ее Совета для возложения на депутата гражданско-правовой ответственности?

Тема 9. Правотворчество. Систематизация законодательства.

Цель занятия.

Закрепить на практике знания об основах правотворчества в РФ, видах и способах правотворческой деятельности, этапах и стадиях правотворческого процесса.

Задание № 1. Составьте кроссворд по проблемам правотворчества в Российской Федерации (не менее чем из 20 слов).

Задание № 2. Деловая командная игра «Проблемы правотворчества в России».

Условия игры:

Студенты делятся на 3 команды, ведущий (преподаватель) разъясняет правила игры.

Игра состоит из 4 этапов:

1 этап «Знание понятий». На первом этапе ведущий проверяет знание основных понятий по теме проблемы правотворчества в России (например: конституция, референдум, закон, подзаконный акт, обратная сила закона, локальный акт, правотворчество, субъект законодательной инициативы, научность правотворчества, экстерриториальное действие закона, иммунитет, бипатриды и др.).

На первом и втором этапах игры правом ответить на вопрос обладает любой участник команды, но только один раз на каждом из этапов.

Участник, правильно ответивший на вопрос, получает один балл для команды.

2 этап «Вопросы на засыпку». На втором этапе ведущий проверяет знание основных проблем правотворчества в России, предполагающих несколько вариантов ответа (например: назвать принципы правотворчества; назвать исключения из аксиомы о действии закона во времени; назвать этапы правотворчества; перечислить субъектов законодательной инициативы; назвать виды подзаконных актов; назвать источники официального опубликования; назвать виды законов и др.).

Баллы по итогам второго этапа зачисляются по количеству правильных вариантов ответа на соответствующие вопросы.

3 этап «Решение задач». На третьем этапе преподаватель предлагает командам для решения ряд задач по проблемам правотворчества. Решение каждой задачи оценивается по пятибалльной системе.

4 этап «Составление ребусов». На четвертом этапе преподаватель предлагает командам составить ребусы по теме игры, после чего команды меняются ими и угадывают.

Баллы зачисляются как за качество ребусов по трехбалльной системе, так и за скорость разгадывания ребусов (первая команда – 3 балла, вторая – 2 и третья – 1).

Результаты прохождения этапов игры заносятся в таблицу. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.

  Название команды 1 название команды 2 название команды 3
1 этап «Знание понятий» количество баллов количество баллов количество баллов
2 этап «Вопросы на засыпку» количество баллов количество баллов количество баллов
3 этап «Решение задач» количество баллов количество баллов количество баллов
4 этап «Составление ребусов» количество баллов количество баллов количество баллов
Итого:      

Задание № 3. Дайте письменный ответ:

3.1. Ряд ученых считают консолидацию одной из разновидностей инкорпорации, отказываются рассматривать консолидацию как самостоятельный вид систематизации. Как вы думаете, на чем основаны аргументы сторонников такой точки зрения? Что бы могли им возразить их оппоненты?

3.2. По мнению некоторых ученых, кодификацию нельзя считать видом систематизации законодательства, поскольку она является одним из способов правотворческой деятельности. Согласны ли вы с такой точкой зрения? Обоснуйте ответ.

Наши рекомендации