Профессиональная деформация сотрудника органов внутренних дел, ее профилактика и преодоление.
Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел РФ
Статья 10. Профессиональная нравственная деформация и её профилактика
1. Руководители и сотрудники органов внутренних дел должны понимать сущность явления профессиональной нравственной деформации личности, представлять себе её опасность и последствия.
2. Профессиональная нравственная деформация представляет собой негативное изменение ориентиров и девальвацию нравственных ценностей у части сотрудников под воздействием условий и опыта профессиональной деятельности, проявляющиеся в искажённом отношении к служебному долгу и дискредитирующие моральный облик сотрудника милиции.
3. Профессиональная нравственная деформация выражается в:
правовом нигилизме, означающем пренебрежительное отношение к требованиям закона;
подмене истинного представления о нравственном смысле служебной деятельности мнимым;
поддержке ложной корпоративной солидарности, основанной на круговой поруке;
чувстве непогрешимости и вседозволенности, стремлении к подавлению воли человека и подчинении своей;
болезненной подозрительности и недоверии ко всем людям;
утрате чувствительности к человеческой беде, равнодушии к горю;
систематическом нарушении профессионально-этических норм службы в органах внутренних дел;
равнодушии к процессу и результатам служебной деятельности;
беспринципности в оценке нарушений служебной дисциплины;
моральной нечистоплотности, следовании двойным моральным стандартам;
индивидуализме, эгоизме, склочности, мелочности, конфликтности, недоброжелательности и зависти к успехам и достижениям коллег;
использовании элементов криминальной субкультуры в служебной деятельности;
нравственной распущенности, выражающейся в пьянстве, бытовом разложении, аморальных поступках.
4. Деятельность руководителей по профилактике профессиональной нравственной деформации предполагает:
создание благоприятного морально-психологического климата в коллективе;
формирование установки на сознательное соблюдение профессионально-этических принципов и норм;
развитие морально-психологической устойчивости и деловой направленности сотрудников;
информирование сотрудников о признаках и последствиях негативных изменений личности в профессиональной деятельности;
выработку у сотрудников профессионального иммунитета к негативным воздействиям преступной среды и криминальной субкультуры;
воспитание у сотрудников высокой общей и профессиональной культуры, эстетического вкуса, развитие самодеятельного художественного творчества;
организацию активного отдыха с частичным или полным изменением социально-психологического фона общения.
Психологические особенности профессионального общения сотрудника органов внутренних дел.
Основные особенности:
- специфичность поводов для вступления в общение
- наличие множественности целей в каждом акте общения
- конфликтный характер общения
- формализация общения (цели: защита психики лиц, участвующих в правоохранительной деятельности от чрезмерных психологических нагрузок; усиление активности участников общения)
- специфика психических состояний участников общения
- особое значение психологического контакта
Три стороны общения:
- коммуникативная (обмен информацией)
- интерактивная (обмен действиями)
- перцептивная
Виды общения:
- вербальное, невербальное
- монолог и диалог
- с одним человеком или группой лиц
- непосредственное или опосредованное
- устное или письменное