Сравнительная характеристика детей с речевой патологией и детей с ранним детским аутизмом
РДА | Ал алия |
1. Нарушено формирование эмоционального личностного контакта с окружающим миром | 1. Указанное нарушение не наблюдается совсем или оно не имеет резко выраженного «глобального» характера |
2. Практически не используется «язык» мимики и жестов | 2. Мимика и жестикуляция достаточно развиты и используются вместо словесной речи |
РДА
3. Поведение и реакции на окружающее часто непредсказуемы и непонятны
4. Характерны разнообразные нарушения «моторного» поведения: своеобразное вращение кистей рук перед глазами, потряхивание руками и предметами, раскачивание туловища, необычные повороты тела
5. Могут наблюдаться различные варианты интеллектуального развития: нормальное, ускоренное, резко задержанное и неравномерное, а также различные степени олигофрении
6. Речь (речевая деятельность) на ранних этапах онтогенеза может развиваться нормально, а затем (обычно в возрасте до 30 мес.) ребенок может перестать пользоваться устной словесной речью
Окончание таблицы 3
Ал алия
3. Отмечаются, как правило, дифференцированные и адекватные реакции; дети в состоянии учитывать изменения ситуации
4. Наблюдаются различные нарушения двигательной сферы как в области общей, так и мелкой моторики. Своеобразные неадекватные стереотипичные движения отсутствуют
5. Обычно наблюдается картина своеобразной задержки интеллектуального развития; при этом прежде всего страдают интеллектуальные процессы, связанные с речевой деятельностью
6. Характерной является выраженная в той или иной степени задержка в овладении речью, замедленное формирование речевой деятельности. Отмечаемый у некоторых детей речевой негативизм не приводит к полному отказу от речевого общения
у него интереса к речевому общению и необходимых навыков поведения, на организацию правильного речевого воспитания. Эффективность психолого-педагогической коррекции будет во многом определяться специальными занятиями с ребенком.
При организации коррекционно-педагогической помощи детям с тяжелыми речевыми нарушениями необходимо следовать принципу комплексности и взаимодополнительности медицинских, психологических и педагогических методов воздействия.
Приведем пример сложности и разноуровневости проблем ребенка с ринолалией. Характерной особенностью речи такого ребенка является носовой оттенок, так как струя воздуха во время речевого акта проходит через нос, а не через рот (открытая ринолалия). Вследствие отсутствия или недостаточности перегородки между носовой и ротовой полостью (из-за расщелин твердого и мягкого нёба, недостаточной подвижности мягкого нёба) струя воздуха уходит в нос, и речь ребенка с таким нарушением обычно малопонятна для окружающих. Он практически не умеет направленно выдыхать через рот — задувать свечку, дышать на ладошки, петь гласные.
До операции ребенок с расщелиной твердого нёба, как правило, носит обтураторы (пластины, создающие искусственное нёбо), которые меняются по мере взросления ребенка. При недостаточно внимательном отношении в промежутки между пластинами может забиваться пища, становясь источником инфекции и ослабляя организм ребенка.
Ребенок с открытой ринолалией нуждается в помощи логопеда как в дооперационный, так и в послеоперационный период. Воспитатель работает в сотрудничестве с логопедом и проводит большую работу по развитию речевого (ротового) дыхания.
У ребенка с закрытой ринолалией из-за разращений в носу полипов закрыт проход воздуха в нос. В речи такой ребенок заменяет носовые звуки [м] и [н] на звуки [б] и [д]. Первостепенное значение в этих случаях отводится медицинской коррекции — удалению аденоидов, физиотерапии и пр. В дальнейшем к работе подключаются логопед и воспитатель. Воспитатель следит за тем, чтобы ребенок закрывал рот и дышал носом. Необходимо несколько раз (3 — 4 раза) в день с этим ребенком выполнять дыхательные упражнения:
дышать поочередно правой, а затем левой ноздрей, при этом рот и другая ноздря должны быть закрыты;
делать вдох ртом, а выдох носом и, наоборот, вдыхать носом, а выдыхать ртом;
пропевать на мотив песни звук [м].
Важно, чтобы воспитатель контролировал работу над правильным дыханием ребенка, которую проводят также и родители.
В дальнейшем первостепенную роль будут иметь занятия с логопедом и психологом по формированию позитивного самовосприятия, эффективных навыков коммуникации, а также работе с
.L^ii;i
их ближайшим социальным окружением по созданию психотерапевтической поддерживающей атмосферы.
Контрольные вопросы и задания
1.Охарактеризуйте предмет и задачи логопсихологии.
2. Дайте лингвистическую характеристику недостатков разных компо
нентов (сторон) речи.
3. Назовите формы и дайте клиническую характеристику нарушений
разных компонентов (сторон) речи.
4. Охарактеризуйте особенности различных видов восприятия у детей с
тяжелыми речевыми нарушениями.
5. Охарактеризуйте особенности речевого развития при тяжелых нару
шениях развития речевой функции.
6. Каков уровень развития мыслительной деятельности детей с рече
вым недоразвитием?
7. Каковы особенности формирования самосознания при речевом не
доразвитии?
8. Каковы принципы дифференциальной диагностики при разграни
чении тяжелых речевых нарушений от сходных по внешним проявлениям
состояний (отсутствие речи при нарушениях слуховой функции, аутизме,
умственной отсталости)?
Литература
Астапов В. М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. — М., 1997.
Белякова Л.К, Гаркуша Ю. Ф., Усанова О.К, Фигередо Э.Л. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с общим недоразвитием речи и нормально развитой речью: Теория и практика коррекци-онного обучения дошкольников с речевыми нарушениями. — М., 1991.
Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. — М., 1982.
Власенко И. Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи. — М., 1990.
Воронова А. П. Нарушение зрительного гнозиса у дошкольников с ре
чевой патологией //Дефектология. — 1993. — № 1. '/| i
Винарская Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. — М., 1987.
Глухое В. П. Особенности творческого воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Недоразвитие и утрата речи — М., 1985.
Гуровец Г. В., Маевская С. И. Генезис, клиника и основные направления работы при моторной алалии // Недоразвитие и утрата речи. — М., 1985.
Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Е. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. — М., 1990.
Ковшиков В. А., Элькин Ю.А. О состоянии мышления и его соотношении с речью у детей с экспрессивной алалией. — Л., 1979.
Коррекционная педагогика: Учеб. пособие. — М., 1998.
Логопсихология: Программа педагогических институтов. — М., 1992.
ЛурияА.Р. Высшие корковые функции человека. — М., 1969.
Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика: Ранний и дошкольный возраст. - М., 1997.
Мастюкова Е. М. О нарушениях гностических функций у учащихся с тяжелыми расстройствами речи // Дефектология. — 1976. — № 1.
Мастюкова Е. М. Основы клинической типологии и медицинской коррекции общего недоразвития речи у дошкольников: Теория и практика кор-рекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями. — М., 1991.
Орлова О. С., ГончарукЛ. Е. Личностные особенности больных со спастической дисфонией: Коррекционное обучение детей с нарушениями речевой деятельности. — М., 1983.
Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е.Левиной. — М., 1968.
Павлова О. С. Нарушение коммуникативного акта у детей с общим недоразвитием речи: Психолингвистика и современная логопедия. — М., 1998.
Переслени Л.И., Фотекова Т. А. Особенности познавательной деятельности младших школьников с недоразвитием речи и задержкой психического развития //Дефектология. — 1993. — № 5.
Рахимова Ж. Т. Проявление общего недоразвития речи у детей 6-летнего возраста и пути коррекции его в условиях массового обучения // Дефектология. — 1988. — № 1.
Селиверстов В. И. Заикание у детей. — М., 1994.
Сергеева Г. Ф. К вопросу о восприятии звуков речи детьми с ринолали-ей и дизартрией // Дефектология. — 1973. — № 3.
Симерницкая Э. Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. - М., 1985.
Соловьева Л. Г. Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи //Дефектология. — 1996. — № 1.
Соловьева Л. Г. Формирование диалога у детей с общим недоразвитием речи в процессе совместной игровой деятельности // Дефектология. — 1996. - № 6.
Тржесоглава 3. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте. — М., 1986.
Усанова О.Н. Педагогическое изучение детей с нарушениями речи в медико-педагогических комиссиях // Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания детей с нарушениями речи. — М., 1987.
Усанова О. К, Гаркуша Ю.Ф. Особенности произвольного внимания детей с моторной алалией // Недоразвитие и утрата речи. — М., 1985.
Усанова О.И., Синякова Т.Н. Особенности невербального интеллекта при недоразвитии речи: Обучение и воспитание детей с нарушениями речи. - М., 1982.
Усанова О.Н., Слинько О. А. Опыт формирования коллектива учащихся младших классов школ для детей с тяжелыми нарушениями речи: Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания детей с нарушениями речи. — М., 1987.
Федосеева Е. Г. Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: Автореф. канд. дис. - М., 1995.
Фшшчева Т.Е., Чиркина Г.В. Психолого-педагогические основы коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста // Дефектология. — 1985. — № 4.
Фотекова Т. А. Сравнительное исследование особенностей познавательной деятельности при общем недоразвитии речи и при задержке психического развития у младших школьников: Автореф. дис. канд. психологич. наук. - М., 1993.
Цветкова Л. С., Пирцхалайшвили Т.М. Роль зрительного образа в формировании речи у детей с различными формами речевой патологии // Дефектология. — 1975. — № 5.
ЩипицинаЛ.М., Волкова Л. С. Некоторые особенности эмоционально-личностных качеств у младших школьников с общим недоразвитием речи // Дефектология. — 1993. — № 4.