Субъекты медиации

Третья сторона - общее понятие, под которым может подразу­меваться и посредник, и наблюдатель, и любое иное лицо, занятое оказанием помощи в урегулировании конфронтационных отноше­ний или решении вопросов между другими сторонами. Эти поня­тия отличаются друг от друга довольно условно, главным образом, в зависимости от степени вовлеченности в проблему. Третья сто­рона может участвовать, например, только в создании условий для начала переговоров, в то время как посредник обычно помогает вырабатывать и соглашение. Наблюдатель еще в меньшей степени, чем посредник, занят по­иском решения. Однако его присутствие обеспечивает посредни­чество хотя бы тем, что удерживает стороны от нарушения ранее достигнутых договоренностей или проявления враждебных дейст­вий по отношению друг к другу, а значит, создает условия, пусть самые минимальные, для решения спорных вопросов путем пере­говоров.

В роли третьей стороны (медиатора) на переговорах выступает, как правило, один человек, реже - группа из двух-трех и более профессионалов. На международных переговорах в роли медиато­ра могут выступать и нередко выступают государства (через своих, естественно, доверенных или уполномоченных лиц). Субъекты медиации (посредничества) могут занимать как офи­циальный, так и неофициальный статус. В качестве официальных медиаторов могут быть: международ­ные организации, отдельные государства, правительственные или иные государственные образования (структуры), представители правоохранительных органов в рамках внесудебного участия, ру­ководители предприятий, учреждений, фирм, общественные орга­низации, профессиональные медиаторы. Неофициальными медиаторами обычно бывают: известные лю­ди (политики, государственные деятели), представители религиоз­ных организаций, профессиональные психологи, неформальные лидеры.

Участие на переговорах медиатора предполагает, что как пос­редник, так и основные лидеры переговорного процесса принима­ют на себя ответственность за выполнение решения о том, как бу­дет рассматриваться скрытая сторона или стороны проблемы, ка­ков порядок выступлений участников переговоров, как будут раз­решаться разногласия сторон по поводу информации, о временных рамках переговорных сессий, о соглашениях по поводу наблюда­телей и свидетелей, о правилах, предупреждающих искаженное толкование мотивов или использование нецивилизованных прие­мов процедуры приостановки переговоров, а также инициирования частных встреч.

Наши рекомендации