М.Минский. Остроумие и логика когнитивного бессознательного //НвЗЛ. Вып 23.
Разум обычно интерпретирует данные восприятия в терминах ранее приобретенных и предназначенных для описания структур - фреймов. Фрейм – один из способов представления стереотипной ситуации.
Каждый фрейм в числе прочих элементов содержит множество терминалов, к которым присоединяются другие фреймы. Так, фрейм стула содержит информацию о том, что стул имеет сиденье, спинку и четыре ножки. Однако названные части стула подлежат описанию не в самом фрейме стула, а во фреймах, присоединенных к его терминалам.
У каждого фрейма есть также набор характеристик, обладающих следующим свойством: наличие достаточного количества этих характеристик может привести к активации фрейма в целом. Так, например, если вы видите некоторые из частей стула, то они могут активировать один из имеющихся у вас фреймов, который, в свою очередь, активирует присоединенные к терминалам субфреймы. Эти субфреймы и проводят “поиск” тех частей стула, которые вы не смогли идентифицировать сразу или в силу того, что необычны, частично скрыты от взгляда и т. д. И наконец, даже если некоторые элементы, предусмотренные фреймом, будут совершенно недоступны наблюдению (человек, например, редко видит одновременно все ножки стула и никогда не видит все стороны ящика) , эти недостающие элементы будут восстановлены “по умолчанию”. Когда человек читает про какой-то ботинок или стул, то соответствующие фреймы помогают “по умолчанию” воссоздать определенный образ ботинка или стула.
Умолчание играет важную роль. Когда вы, например, смотрите на сидящего человека, то даже если стул, на котором он сидит, полностью скрыт от вашего взгляда, вы все равно “видите” этот стул. Если специально не привлечь внимание к этому факту, вы никогда и не заметите фактическое отсутствие стула в поле зрения. Данное явление объясняется тем, что фрейм “сидеть” требует заполнения субфреймом “на чем-то”, и все это присоединяется к некоторому “типичному” фрейму стула “по принципу умолчания”.
Выбор фрейма может варьировать в зависимости от наблюдаемой ситуации. Если мы видим человека сидящего на чем-то в парке, то мы “приписываем по умолчанию” фрейм “парковой скамейки”.
Если мы увидим ручку кресла, то фрейм будет заменен более подходящим фреймом “кресло”.
Этот процесс происходит очень быстро, ибо ряд терминалов соотносимых фреймов уже заранее связан между собой, что существенно облегчает изменение неудачной интерпретации и коррекцию “обманутого ожидания”. Переход от одного фрейма к другому происходит быстро, естественно и в силу этого недоступен для интроспекции.
Формирование системы взаимосвязанных фреймов осуществляется в течение всей жизни человека и определяется приобретением им соответствующего опыта. Новые фреймы возникают на основе пересмотра старых с сохранением общих для них терминалов.
Фреймы и системы фреймов используются как на концептуальном, так и на перцептивном уровнях.
У каждого достаточно развитого человека имеются также более крупные системы фреймов, члены которых на первый взгляд кажутся совершенно различными. – например, вода и электричество, поэзия и музыка. Такие аналогии являются одним из самых могущественных инструментов мышления. Эти аналогии дают возможность увидеть какой-либо предмет или идею как бы “в свете” другого предмета или идеи, что позволяет применить знания и опыт, приобретенные в одной области для решения проблем в другой области. Именно таким образом осуществляется распространение знаний от одной научной парадигмы к другой.
Как обнаруживаются эти связи? Некоторые фреймы идентифицируются как сходные в силу того, что их терминалы присоединяют объекты одних и тех же видов. В более тонких случаях какие-то озарения посещают отдельных людей и только потом, сформировавшаяся идея получает распространение через культуру.
Каждый индивид должен располагать своими собственными методами установления новых межфреймовых связей.
Процесс мышления сопровождается сменой фреймов. Однако довольно часто вдруг выясняется, что какой-то из активированных фреймов оказался неподходящим.
Основные понятия когнитивной лингвистики