Тема 12. Подбор персонала и профориентация
1. Подбор и расстановка персонала. Принципы подбора и расстановки кадров.
2. Набор кадров. Наем на работу. Источники привлечения кандидатов.
3. Отбор персонала.
4. Профессиограмма как описание особенностей определенной профессии.
5. Сущность профориентации персонала. Цель и задачи профориентации.
6. Формы профориентационной работы.
Задания
1. Составить программу профориентации для школьников старших классов по специальностям «Управление персоналом», «Менеджмент организации» (по выбору).
2. Провести тестирование по определению профессиональной направленности.
3. Составить квалификационные требования для претендента на вакантную должность (по выбору), принимая во внимание следующие характеристики: физические данные, квалификация, интеллект, особые склонности, интересы, характер, мотивация, обстоятельства,
Деловая игра «Собеседование при приеме на работу».
Методические рекомендации
При подготовке первого вопроса необходимо понять сущность подбора и расстановки персонала, его принципы, выделить этапы проведения оценивания персонала. Необходимо различать понятия «набор» и «найм», обозначить источники привлечения кандидатов, выделить этапы и процедуры проведения отбора персонала.
Подготовка вопросов по профориентации предполагает выявление ее сущности, целей и задач, а также основных форм. При этом необходимо учитывать преемственность профориентационной работы на различных этапах социально-трудовой карьеры работника. Также необходимо выделить основные мероприятия по управлению процессами профориентации персонала.
При выполнении заданий к данной теме целесообразно опираться на материал о мероприятиях по управлению процессами профориентации, указав ответственных за проведение мероприятий. При тестировании целесообразно использовать методику ДДО.
Выполняя задание, целесообразно вначале определить конкретную вакантную должность (например, кадровый менеджер), а затем уже составлять опросник для оценки и подбора персонала и квалификационные требования для претендента на вакантную должность,
При подготовке к деловой игре необходимо .подготовить собственное резюме для собеседования при приеме на работу.
Тема 13. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала
1. Процесс профессионального обучения. Определение потребностей в профессиональном обучении.
2. Цели профессионального обучения. Оценка эффективности профессионального обучения.
3. Разработка и реализация программ профессионального обучения.
4. Методы профессионального обучения. Концепция обучения взрослых.
5. Подготовка рабочих кадров.
6. Переподготовка кадров.
7. Повышение квалификации кадров. Виды повышения квалификации.
Задание
Составить программу повышения квалификации специалистов по управлению персоналом.
Методические рекомендации
Подготовку к вопросам о профессиональном обучении следует начать с определения его целей и задач. При этом обучение рассматривается как процесс, состоящий из нескольких этапов, начиная с определения потребностей в профессиональном обучении, заканчивая определением эффективности данного процесса. Необходимо выявить особенности каждого этапа процесса обучения. При рассмотрении методов профессионального обучения следует обратить внимание на концепцию обучения взрослых. Далее необходимо изучить основные виды обучения и особенности их организации (подготовка, переподготовка и повышение квалификации).
При выполнении первого задания необходимо пользоваться учебником (учебно-методическим комплексом) по управлению персоналом, учитывая необходимость практической направленности при повышении квалификации специалистов.