Феномен и методология этничности
Р.И.Зинурова
Этнос и личность:
Психология и педагогика
Учебное пособие
Допущено Учебно-методическим объединением
вузов России по образованию в области социальной работы Министерства образования Российской Федерации
в качестве учебного пособия
Казань 2005
УДК 159.9
ББК 74.03
З 63
Этнос и личность: психология и педагогика: Учебное пособие. В 2 ч. – Ч.1./ Р.И.Зинурова. – Казань: АСО (КСЮИ), 2005.– 190 с.
В учебном пособии изложены систематизированные знания по этнопсихологии и этнопедагогике. Содержит основные понятия и методологические основы изучения психологии и педагогики этноса. В пособии интегрированы подходы различных исследовательских школ к пониманию этничности, этнической идентичности, этнической социализации. Приведены авторские исследования в области этничности, раскрывающие рассмотренные теоретические концепции.
Предназначено для студентов социально-гуманитарных специальностей, а также может быть использовано в процессе дополнительного профессионального образования.
Рецензенты:
докт. психол.наук, профессор Аболин Л.М.
докт. философ. наук, профессор Волович Л.А.
©Академия социального образования, 2005.
© Зинурова Р.И., 2005.
ВВЕДЕНИЕ
Возрастание роли этничности в «смутные времена» – реакция на неопределенность. Нетерпимость к неопределенности – одна из самых сильных психологических характеристик человека, способствующая его адаптации в окружающем мире. При разрушении любой государственной или социальной идеи, скреплявшей общество, в целях удовлетворения основной потребности человека в определенности на сцену выходит более древняя и устойчивая форма информационного структурирования мира – этническая.
В современном мире нередкой является ситуация утраты человеком внутренних связей и глубинного понимания своей собственной этнической культуры, что выражается в неосознанных, а иногда и осознанных, внутренних конфликтах с ней, например, коллективистские нормы культуры иногда воспринимаются человеком как внешне навязанные императивы, не разделяемые самим человеком. Об этом говорят и исследования психотерапевтов: в настоящее время более часто психические нарушения встречаются у представителей этнических меньшинств, подвергшихся ассимиляции, или у потомков межэтнических браков, т.е. в случаях, когда у человека не сформирована ясная и позитивная этническая идентичность.
Многие проблемы России, в том числе этнические конфликты, в значительной степени являются следствием массового социального невежества. Собственный жизненный опыт, а не этнологические знания, зачастую служит как для руководителей, так и для подчиненных главным критерием в профессиональной деятельности и повседневных поступках. Современный человек, даже не являющийся профессиональным руководителем, но работающий в социальной сфере, не может сегодня успешно адаптироваться к сложной и динамичной социокультурной обстановке без знания конфликтогенных факторов и особенностей межэтнических отношений. И пока будет сохраняться и доминировать такой приоритет практики над теорией, все общественные проблемы будут оставаться неразрешенными. Таким образом, научно-практические знания в области этничности в современных условиях стали социально необходимыми.
Для того чтобы такого рода высококачественные знания получили широкое распространение в обществе, требуются условия для их трансляции через систему образования.
Познание межэтнических и этнокультурных процессов представляет собой довольно сложное занятие в силу противоречивости и неоднозначности последних. Для отечественной системы образования это обстоятельство усугубляется тем, что большинство основных понятий и явлений, связанных с этничностью в российской науке до настоящего времени не получили окончательного объяснения и остаются дискуссионными. Поэтому дисциплины учебного плана подготовки специалистов социальной сферы, раскрывающие теорию и практику этнокультурных процессов, несут большую содержательную нагрузку и выходят за строгие рамки своих названий и предметных областей научных отраслей.
Следует признать, что большинство социальных работников не готовы к управлению межэтническими отношениями и решению индивидуальных этнопсихологических проблем. Таким образом, в настоящее время возрастает актуальность этнической подготовки специалистов социальной сферы. Разработка этнических аспектов таких общих социальных проблем, как изменение социальной структуры трудовой занятости, миграционной подвижности, культурно-образовательной реализации имеет не только социально-политическую значимость для предотвращения социальных и этнических конфликтов, но и гуманистический смысл, поскольку содействует обеспечению равенства прав и возможностей людей разных национальностей. Вот почему сегодня к этносоциальной компетентности будущих социальных работников предъявляются самые высокие требования.
Познание роли и места этничности в современном обществе несет и глубоко личностный смысл. Каждый человек в течение своей жизни неоднократно пытается ответить на простой вопрос: «Кто я?» Почему на него не удается ответить с первого раза? Почему после первой попытки неизбежно наступает вторая, третья и далее?
Смысл этого вопроса и скрывается в невозможности однозначного и окончательного ответа на него. Ведь на каждом возрастном этапе мы по-новому осмысливаем себя и окружающих нас людей, мы чувствуем себя ближе к одним и отделяемся от других, мы примеряем к себе жизненные роли, пытаясь соответствовать определенным из них и отвергая иные, уже или еще неподходящие для себя. Этот процесс называется поиском идентичности или идентификацией. Роль этнического фактора также неоднозначна в течение жизни человека. Открывая многообразные аспекты присутствия и проявления феномена «этничности» в прошлом и современности, мы предлагаем вам принять участие в увлекательном поиске собственной идентичности и найти свою нишу в многообразном мире.
Глава 1.
Феномен и методология этничности