Галлюциногены, психоделия и феномен зависимости
Данилин А.Г.
LSD. Галлюциногены, психоделия и феномен зависимости
Данилин А.Г. -LSD. Галлюциногены, психоделия и феномен зависимости – М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2001. - 521 с.
ISBN 5-227-01464-7
Новая книга А. Данилина, известного врача-нарколога, – это шокирующие откровения, непредвзятая объективность, всесторонняя освещенность, сложнейший диалог с представителями самых разных мистических, философских, психологических и псевдорелигиозных учений о феномене ушедшего тысячелетия – LSD. Необычная по широте охвата проблемы и своеобразию изложения материала книга несомненно вызовет интерес у огромной читательской аудитории, заставит задуматься о подлинном смысле многих феноменов и глубоко осмыслить проблему – почему люди употребляют наркотики.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Читатель, вы держите в своих руках удивительную книгу. Она одновременно является и продолжением авторской серии книг о наркотиках, написанных А.Г. Данилиным, и книгой о самых глубоких тайниках души каждого из нас.
Об этой работе можно сказать очень много:
• это первое отечественное исследование взаимосвязи наркотиков и культуры;
• это, вообще, первая крупная опубликованная отечественная работа, посвященная психоделии и психологии нар-котизма;
• это книга о том, что такое человеческое «Я», и о том, каким образом наше сознание взаимодействует с химическими веществами, и не только с ними одними;
• это первая известная мне книга, описывающая зависимость как отдельный феномен человеческой психики и предлагающая теорию его возникновения и функционирования;
• это первая отечественная работа, дающая, ясную мировоззренческую основу для диалога с психоделической культурой и образом жизни, которые в наше время, казалось бы, победили все и вся;
• это первая отечественная монография, основанная на традиции, которая в Европе получила название «антипсихиатрия»;
• и (возможно, это главное) это первая психологическая или медицинская работа новейших времен, которая не боится обсуждать не только психологические, но и духовные основы человеческого бытия.
Вместе с тем, об этой книге можно ничего не говорить – она захватывающе интересна, читается очень легко и скажет все сама за себя.
Я лишь считаю нужным обратить внимание всех, кто привык читать предисловие вместо книги, на некоторые аспекты
ее содержания. Они отсутствуют в заглавии, но представляют интерес для каждого человека, который профессионально занимается или просто интересуется проблемами психологии и культуры.
Для того чтобы ответить на главный вопрос всей серии книг – «Почему люди употребляют наркотики?» – А. Г. Данилину приходится «по дороге» объяснять или анализировать целый ряд феноменов, которые, по мнению автора, психологически пересекаются с проблемой зависимого поведения.
В книге, почти на равных правах с наркотиками, «участвуют» (более или менее подробно анализируются): спиритизм и Ницше, сюрреализм и социализм, эпоха Просвещения и нацизм, психоанализ и новейшая философия постмодерна, кино и компьютеры, ведьмы и зомби, русские сказки и греческие мифы, искусство концептуализма и психология современного подростка, хиппи и «жизнестойкие дети».
В ней идет речь о чудесах подлинных и мнимых, о разнице между религиозной верой и самообманом, о разных, порой самых неожиданных, трактовках грехопадения Адама и Евы, о русских мистических сектах и религиозных экстазах хлыстов и скопцов.
И это далеко не все!
Пытаясь понять механизм влияния на психику самых загадочных среди известных человечеству психоактивных веществ, автор анализирует первоистоки таких, невероятно важных для современного мышления понятий, как внушение или манипуляция сознанием. Следуя логике исследования, он описывает потаенные психологические и духовные механизмы возникновения феномена групповой психотерапии и повальной увлеченности восточными «эзотерическими» учениями.
Для того чтобы читателю было легче понять, что такое зависимость и независимость, жизненный стиль, автор приводит адаптированную им тестовую методику Д. Роттера и дает практические рекомендации по ее использованию.
Обратите внимание на 28-ю главу книги! Она посвящена популярной музыке и ее связи с наркотиками. Инструментов для анализа молодежной музыкальной культуры у современных педагогов и психологов нет вообще. Это первый отечественный опыт описания механизмов влияния музыки на психологию молодого человека. Главное – в главе (и снова впервые, насколько мне известно) предлагается альтернатива разрушительному натиску рейв-движения. Причем эта альтернатива найдена автором в структуре самой популярной музыки. Он приводит, в частности, некоторые образцы, на осно-
вании которых думающий педагог или психотерапевт может построить систему профилактики наркоманий или музыкальной терапии.
В главах, следующих непосредственно за «музыкальной», автор исследует советскую подпольную субнаркотическую, или «эзотерическую», культуру. Насколько мне известно, никто ранее не пытался рассматривать мистические искания нашей интеллигенции как самостоятельный (и массовый) культурно-психологический феномен – «отечественную психоделию». Я думаю, что большинство из нас – психологов нынешнего поколения сорокалетних – в юности ощущали себя причастными к отечественному «эзотерическому» движению. Ощущали, но попыток анализа того, что с нами происходило, не делали. И вновь автор книги идет по непроторенной дороге.
Я думаю, эти главы вызовут множество споров...
В этой книге спорно вообще все.
Но разве возможно существование бесспорных истин в области человеческого духа?
Логика книги подкупает, несмотря на эвристичность многих ее положений. Монография позволяет объединить в единую мировоззренческую концепцию самые страшные и загадочные социальные и психологические феномены только что завершившегося века – она повествует в конечном итоге о разнообразных ликах зла.
Чем больше я думаю о работе Данилина, тем больше я понимаю – по-другому об LSD написать было просто нельзя. О необычных феноменах души можно сделать только необычную книгу.
Вполне вероятно, таких книг не существовало до сих пор потому, что потенциальные их авторы прекрасно понимают всю сложность проблем, с которыми придется столкнуться, и отсутствие у официальной (совсем недавно советской) науки психологического инструментария для их анализа. Все это требует от автора первой подобной книги смелости и почти невероятной эрудиции.
Может показаться удивительным то, что автор этой книги не психолог и не ученый, а практикующий врач – психиатр, заведующий отделением известной московской клиники. Лично мне это не кажется ни удивительным, ни странным. Врач, а сегодня еще и психолог-практик – это профессии, которые первыми сталкиваются с насущной необходимостью объяснить пациенту, что именно является причиной возникновения тех или иных проблем, вносящих сумятицу в жизнь его души.
Конкретного пациента не волнует ни уровень развития науки, ни разновидность образования, которое получил консультирующий его специалист. Он хочет лишь знать ответы на два вопроса: «Почему это со мной происходит?» и «Что делать?»
У терапевта или хирурга есть «вооружение» для ответа на эти вопросы – это таблетки или скальпель. Единственным «оружием» педагога, психолога или психотерапевта является его мировоззрение – ясность и глубина его взглядов, позволяющих убедить пациента в том, чтобы он изменил свой взгляд на мир и на самого себя.
В сегодняшнем калейдоскопе теорий и взглядов нам не хватает этого «оружия», как никогда раньше.
Книга А.Г. Данилина – это попытка дать всем, кто в этом заинтересован, подобное психологическое вооружение, позволяющее убедить наркомана или просто человека зависимого в его неправоте или непонимании сути того, что с ним происходит. Имея возможность работать с рукописью этой книги до ее выхода в свет, я выписал для себя множество цитат, порой просто необходимых для практических бесед с нашими пациентами (да и студентами тоже). Кроме интереснейшей теории, материал этой книги, видимо, именно потому, что она написана врачом, предоставляет массу возможностей для его применения в каждодневной психологической, педагогической или психотерапевтической работе.
Я думаю, что в этом убедится любой человек, давший себе труд внимательно ее прочесть.
А.Н. Шурыгин
доцент Московского городского
психолого-педагогического института,
сектор проблем медико-социальной реабилитации
при наркотической зависимости
ГАЛЛЮЦИНОГЕНЫ, ПСИХОДЕЛИЯ И ФЕНОМЕН ЗАВИСИМОСТИ
Каждый час имеет свою ось, около которой он вращается.
И всякое «я» вращается по оси своего «я».
Это мы называем «эгоизмами» и плачем. Несимпатично.
Некрасиво. Но что же делать? Иначе бы мир рассыпался. Мир уплотняется. Камешками, а не песком. Звездочки, а не «туман материи». Мог бы ведь и «туман». Так Бог сказал всему: «Смотри в себя». И вот мир эгоистичен.
14.IV. 1916, В.В. Розанов
ВВЕДЕНИЕ
Эта книга написана ради ответа на вопрос, который автор считает главным во всей нашей серии книг о наркотиках и, возможно, главным вопросом всех наук, которые занимаются зависимостью человека от факторов окружающей среды.
Это вопрос – почему люди употребляют наркотики ?
Перед началом работы над этой книгой автор имел возможность в неформальной обстановке задать несколько иной (но имеющий непосредственное отношение к первому) вопрос ряду ведущих московских специалистов по наркологии и психиатрии – профессорам и руководителям клиник.
– Скажите, пожалуйста, – спрашивал автор, – почему LSD – это плохо!
Действительно, что ужасного в малотоксичном химическом соединении, когда-то бывшем официально признанным лекарством, которое воспевал целый ряд врачей, например знаменитый С. Гроф. Ведь его наркотические свойства, например способность вызывать физическую зависимость, являются недоказанными и спорными? Ведь автору нужно именно это объяснить своим читателям.
Все специалисты – абсолютно разные люди – ответили примерно одно и то же.
– На самом деле ничего плохого в LSD нет, – говори ли они, – просто существуют знания, которые не должны покидать стены медицинских институтов.
И только... часть вечного как мир разговора о разнице между «толпой», которая недостойна получать знания, и «научной элитой» общества.
В действительности, думается автору, даже такая мысль не приходила в голову отвечавшим мне людям. Проблема заключается не в амбициях, не в претензии на элитность собственных знаний, а в узости медицинских представлений о взаимодействии человеческой психики с этой группой химических веществ.
Заданный вопрос затрагивает массу других, мировоззренческих, по самой своей сути, проблем. Он «тянет» следом за собой вопросы о том, что «плохо» и что «хорошо» для сферы восприятия вообще. Он заставляет задуматься о том, какие формы познания мы будем считать «нормальными», а какие «болезненными». Он затрагивает проблему различия между галлюцинациями и... религиозным откровением и в конечном итоге упирается в наше понимание человеческого «Я».
По всей видимости, с нежеланием медицины ответить на вопрос «чем плохи галлюциногены?», связана и крайняя скудность информации о самих этих веществах и, тем более, о последствиях их хронического применения, содержащаяся в отечественных и зарубежных руководствах по наркологии. В любом из них галлюциногенам посвящено не более нескольких страниц.
Но неспособность профессионалов ясно ответить на вопрос, чем плох тот или иной наркотик, означает нашу беспомощность в диалоге с пациентами.
Отсутствие информации в книгах, написанных нами же, приведет (на самом деле уже давно привело) к тому, что сведения об этих наркотиках молодые люди могут получать только из книг, написанных... наркоманами –. людьми, которые возвели прием LSD в ранг духовного, религиозного откровения (!).
Ни для кого больше не является секретом, что «психоделическая» литература представляет собой крайне влиятельное направление современной культуры, которое включает в себя как «научные» и «мистические» труды, так и целый поток инспирированной употреблением наркотиков художественной литературы. И не только литературы, разумеется...
За последние 10 лет все основополагающие «психоделические» книги переведены на русский.язык и пользуются большим спросом у молодых.
Более того, все описания галлюцинаторных переживаний, приводимые автором в первой трети книги, взяты из лите-