Понятие об эмоциях, их функции, виды. Эмоции и чувства
Э – это отражение отношения результата д-ти к мотиву(Леонтьев Алек.Никол.)
Э – это психическое переживание в форме которого психика кодирует значение раздражителя для организма.
Э – это непосредственная форма выражения чувств. Ч – это одна из форм отражения объективного мира в сознании человека, переживание им своего отношения ко всему тому, что он познает и делает, к тому, что его окружает. Как психические процессы Ч и Э имеют свои особенности: носят субъективный характер; вызывают удовольствие или неудовольствие; отражают характер взаимодействия организма со средой; имеют разнообразный характер; вызывают успокоение или возбуждение.
Функции э.:1)благодаря э. мы лучше понимаем друг друга, можем не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга; 2)эмоционально-выразительные движения человека- мимика, жесты, пантомимика выполняют функцию общения, т.е. сообщения человеку информации о состоянии говорящего; 3)функция воздействия- оказание определенного влияния на того, кто является субъектом восприятия эмоционально-выразительных движений; 4)э. выступают как внутренний язык, как система сигналов, посредством которой субъект узнает о потребностной значимости происходящего; 5)э. в деятельности человека выполняют функцию оценки ее хода и результатов. Они организуют деятельность, стимулируя и направляя ее.
Функции Э.: 1) регуляторная (слово тоже лечит); 2) отражательная; 3) сигнальная; 4) оценочная (отражательная); 5) побудительная; 6) подкрепляющая; 7) переключательная; 8) приспособительная; 9) коммуникативная.
«Фундаментальные» Э.: 1) радость(+); 2) удивление; 3) страдание (–); 4) гнев (–); 5) отвращение (–); 6) призрение (–); 7) страх (–); 8) стыд (–).
Э. – один из основных механизмов регуляции функционального состоянии организма и деятельности человека.
Классификация э.: По длительности: 1) кратковременные (аффект – бурно протекающая эмоция); 2) средней длительности (напр., настроение); 3) длительные (напр., страсти).
По силе: 1) сильные – аффекты, человек не осознает, что делает; 2) слабые – ощущение, чувство, настроение; 3) средние – чувства (напр., недоверие, недоумение и др.). По модальности: 1) радость, удивление, гнев, страх, восторг и др. По отношению у удовольствию – гедония. Различают положительные и отрицательные.
По влиянию на деятельность: 1) стенические – улучшающие деятельность; 2) астенические – ухудшающие деятельность. По отношению удовлетворения потребностей: 1) низшие при удовлетворении или неудовлетворении биологических потребностей; 2) высшие при удовлетворении или неудовлетворении духовной потребности – чувства.
Классификация эмоций по Мяснищеву: 1) психические реакции, кратковременные, сильные или нет (беспокойство, тревога); 2) психические состояния - более длительные (настроение); 3) психические отношения - чувства. 3 группы чувств: нравственные (гуманность, чувство долга, дображелательность); эстетические (восторг, радость, презрение, отвращение); интеллектуальные (удивление, любознательность).
Ч.- особое испытываемое субъектом психическое состояние, где восприятие и понимание чего-либо, знание о чем-либо выступает в единстве с личным отношением к воспринимаемому, понимаемому, известному или неизвестному.
Существуют различия между э. и ч. Так э.- это конкретная форма, в которой протекает ч.; более сложные явления любовь, долг, патриотизм – могут выражаться в радости, тревоге, гневе. Далее э. относительно кратковременны, а ч.- длительнее и характеризуют личность. Э. более древние психич. явления, чем ч., есть они и у животных, а ч. формировались у человека на основе э. Э. слабо проявляются во внеш. поведении, иногда извне вообще незаметны для постороннего лица, если человек умеет хорошо скрывать свои ч. Они сопровождая тот или иной поведенческий акт, даже не всегда осознаются. Ч. человека, напротив, внешне весьма заметны.
Формы проявления ч.: 1)э.- непосредственное, временное переживание какого-либо постоянного ч. Это может быть состояние наслаждения, восхищения, возмущения, страха. 2) настроение- наиболее длительное, слабо выраженное эмоц. состояние человека, которое окрашивает все поведение человека в определенный тон: минорный или мажорный. По длительности н. сохраняется от часа до недели, иногда- месяц. 3)аффект-бурно протекающее кратковременное состояние человека, которое снижает контроль сознания над поступком (ярость, ужас, восторг, ревность). 4)страсть- наиболее устойчивое, длительное, сильное состояние которое покоряет всего человека. Может быть полож. (к чтению, работе), отриц. (к азарт. играм, алкоголю). С. возникает и отмирает очень медленно. 5)стресс- форма переживания, близкая по психол. характеристикам аффекту, а по длительности- настроению. С. возникает в ситуациях обиды, опасности, стыда, угрозы. Состояние с. характеризуется или беспорядочной активностью, или бездеятельностью, пассивностью там, где необходимо действовать. 6)фрустрация- эмоц. состояние, связанное с неудовлетворением жизненно важных потребностей (в общении, признании), ощущение непреодолимости препятствия. 7)ч.(в узком смысле)- отражают отношение человека к объекту его устойчивых потребностей, которое закреплено в направленности его личности. По Сергею Леонид. Рубинштейну, ч.- субъективная форма существования потребностей. Единой общепринятой классификации видов ч. В психологии нет.
Физиолог. основы: как и все психич. процессы э. являются результатом деятельности мозга. Части мозга, с которыми связаны э. (лобные, гипоталамус, лимбические). Физиолог. основа – понятие о функциональной системе, разработанное Петром Кузьмичем Анохиным. Физиолог. процессы связаны с усл. и безусл. рефлексами. Усл.рефл. закрепляются в коре б.п., безусл. осуществляются через подкорку – к вегетатив. нервной системе. Физиолог.картина такова: человек видит объект и реагирует на него. Первая реакция оценочная (полож. или отриц.), в ней участвует кора г.м. если оценка отриц. – информация идет в подкорк. часть. Которая посылает сигнал вегет. н.с. об отриц. явлении, изменяется работа печени, сердца, легких. Отриц. чувства вызывают хим. изменение крови и подавляюще влияют на организм. Если же объект полож., то из надпочечников в кровь посылается адреналин, возникает хорошее расположение духа. Левое полушарие связано с возникновением полож. эмоций, а правое- отриц. Итак, физиолог. основой чувств является взаимосвязанная работа коры, подкорки и вегет. н.с.
Данной проблемой занимались: Ч. Дарвин, Леонтьев А.Н., Вилюнас В.К., В. Вундт, П.В. Симонов, Джеймс и Ланге.
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ: функционирование лимбической системы; функционирование ретикулярной формации; поступление адреналина в кровь; работа лобных долей коры головного мозга; функционирование второй сигнальной системы.
Теории эмоций:
1) Джеймса Ланге (1884г.) – восприятие эмоциональных стимулов, нервно-мышечная реакция организма, переработка в цнс импульсов, поступающих от органов, возникновение субъективного переживания, стимула в виде эмоции.
2) Т. Кеннона – Барда – восприятие эмоциональных стимулов, переработка нервных импульсов, поступающих т рецепторов в цнс с одновременной передачей возбуждения в кору головного мозга и к другим органам тела.
При возбуждении возникает субъективное переживание эмоционального состояния. При передаче импульса другим органам тела появляется нервно-мышечная реакция на соответствующие стимулы.
Классификация: Э. – психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Наиболее существенная характеристика Э. – их субъективность. Наиболее значимые Э.: 1) аффекты; это переживания большой силы, с коротким периодом протекания. Они характеризуются значительными изменениями в сознании, нарушениями волевого контроля. 2) собственно Э.; 3) чувства; 4) настроения;это слабо выраженные эмоциональные переживания, отличающиеся значительной длительностью и слабым осознанием причин и факторов, их вызывающих 5) эмоциональный стресс.