Тема 5. Психология социальных групп и межличностных отношений, значение ее анализа для совершенствования правоохранительной деятельности
Задача 5.1.Дайте определение понятию «социальная группа».
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Задача 5.2.Чем, на ваш взгляд, различаются такие социальные роли, как лидер и руководитель группы.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Задача 5.3.Охарактеризуйте основные стили руководства коллективом
Авторитарный | _______________________________________________ ________________________________________________ ________________________________________________ ________________________________________________ ________________________________________________ |
Либеральный | ________________________________________________ ________________________________________________ ________________________________________________ ________________________________________________ ________________________________________________ |
Демократический | ________________________________________________ ________________________________________________ ________________________________________________ ________________________________________________ ________________________________________________ |
Задача 5.4.Напишите стадии развития стихийного массового поведения. Разберите эти стадии на конкретном примере.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
______________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
____________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
____________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
____________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Задача 5.5.Используя схему, охарактеризуйте структуру социальной группы.
Задача 5.6.Придумайте эффективные способы предупреждения массовых беспорядков, прекращения паники и распространения слухов в представленных ниже проблемных ситуациях.
а) На встречных путях друг к другу приближаются две непримиримые группировки футбольных фанатов. Они идут по одной из центральных улиц Москвы. Столкновение группировок может привести к жертвам и многочисленным пострадавшим как со стороны конфликтующих «фэнов», так и случайных прохожих;
б) Во время рок-концерта из-за короткого замыкания звукоаппаратуры загорелись декорации. Возник пожар на сцене и в дальнейшем огонь перебросился на боковые стены зрительного зала. В публике, состоявшей преимущественно из несовершеннолетних, возникла паника;
в) Среди членов жилого кооператива муссируются слухи, что их дом в престижном районе центра Москвы будут сносить, а на месте него правительство города планирует построить автостоянку для легковых автомобилей, чтобы «разгрузить» основные дорожные магистрали центра Москвы.
__________________________________________________________________
______________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
____________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
____________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
____________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
____________________________________________________________________
__________________________________________________________________
______________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Задача 5.7.Впишите основные признаки организованной преступной группы.
|
Задача 5.8.Малые группы могут быть официальными (формальными) и неофициальными (неформальными). Определите, какие из них являются формальными, а какие неформальными. Назовите основные различия между ними.
Батальон солдат __________________
Школьный класс __________________
Группа детей, играющих в песочнице __________________
Рабочая бригада __________________
Группа детей, убирающих улицу __________________
Группа туристов, совершающих поездку за границу __________________
Учебный взвод __________________
Учителя, работающие в одной школе __________________
Задача 5.9.Ответьте на вопрос: чем определяется принятие личностью определенной социальной роли и статуса в группе.
______________________________________________________________________________________
Задача 5.10.К какому типу преступной группы относится данная общность людей, совершивших преступления.
В городе участились случаи нападений на коммерческие фирмы с целью завладения ценным имуществом и денежными средствами. Преступления совершались группой лиц, хорошо вооруженных, действующих согласовано и отлажено, быстро и жестоко. Потерпевшие сообщили, что преступники появлялись внезапно и мгновенно исчезали.
____________________________________________________________________
Задача 5.11.По представленному шаблону опишите структуру примитивной преступной группы и охарактеризуйте функции, которые выполняют члены примитивной группы.
|
|
|
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Задача 5.12.Для описания основных явлений, характерных для малых групп, используются понятия: «статус», «роль», «подражание», «коллективизм». Приведенные описания иллюстрируют соответствующие внутригрупповые явления. Определите, о каких внутригрупповых явлениях идет речь.
Постоянная забота членов коллектива о его
успехах, стремление противостоять тому, что их разобщает.
________________________________________________________________
Нормативно заданное и коллективно одобряемое поведение, ожидаемое от человека, занимающего в группе определенную позицию.
__________________________________________________________________
Положение человека в системе внутригрупповых отношений, определяющее его авторитет в глазах остальных членов группы.
_______________________________________________________________
Осознанное или неосознанное следование поступкам и действиям других людей.
_________________________________________________________________
Задача 5.13.Проанализируйте фабулу уголовного дела, определите статус каждого члена криминальной группы и факторы, которыми этот статус определяется.
Сведения из уголовного дела.Криминальная группа из 6 подростков совершила групповое изнасилование несовершеннолетней Кати 3. В процессе следствия было установлено, что Катя 3. дружила с членом этой криминальной группы Сашей Н. За месяц до совершения преступления группа предложила Саше сделать Катю «групповой девочкой». Саша отказался. Через несколько дней он проигрался в карты, и группа «поставила его на счетчик». За день до изнасилования группа потребовала возместить карточный долг или отдать ей свою девушку. Иначе он сам будет «опущен». Саша пригласил Катю в подвал, где собиралась обычно группа. Далее группа вытолкала Сашу из подвала, закрыла дверь, оставив «на стреме» общую групповую девушку Раю Ж., и совершила групповое изнасилование Кати. Из показаний Кати и допроса обвиняемых было установлено, что первым ее насиловал Сергей Р., а последним Миша Б. Затем группа впустила в подвал Сашу и принудила его совершить половой акт с находящейся в бессознательном состоянии Катей.
Сведения о членах криминальной группы.Сергей Р. — возраст 17 лет, находился на перевоспитании в спецшколе с 11 до I4 лет, затем — в спецПТУ — до 16 лет, вместе с подельником Димой В. Дружит со взрослым преступным авторитетом, который «держит» данный микрорайон.
Дима В. — возраст 16 лет, находился на перевоспитании в спецПТУ вместе с Сергеем Р., проходил с ним по одному уголовному делу. Ни в школе, ни в ПТУ не учится. При расследовании прошлого уголовного дела брал на себя роль организатора ограбления магазина.
Миша Б. — возраст 13 лет, учится в школе, занятия пропускает, бродяжничает, иногда занимается нищенствованием. Тянется к дружбе с Гришей Ю., 15 лет, сыном богатых родителей. Следующие два члена преступной группы: Виктор К. — возраст 16,5 лет, учащийся ПТУ, «рвется» в лидеры группы, но его сдерживает пара друзей — Сергей и Дима. Виктор занимается спортом, «качает» мышцы. Не курит и не пьет, парень «себе на уме». Что касается Саши Н., то возраст его — 15 лет, и данном микрорайоне он новосел. Семья его мигрировала из зоны межнационального конфликта. К группе он примкнул, чтобы избежать притеснений других групп.
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Рекомендуемая литература
Основная литература
1. Караяни А.Г., Цветков В.Л. Психология общения и переговоров в экстремальных условиях. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014.
2. Караяни А.Г., Цветков В.Л. Юридическая психология: от эксперимента к практике. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.
3. Караяни А.Г., Цветков В.Л., Шевченко В.М. и др. Психология оперативно-разыскной деятельности – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.
4. Цветков В.Л. Юридическая психология: учеб. пособие для вузов в схемах и коммент. – М.: Щит-М, 2012.
5. Цветков В.Л., Хрусталева Т.А. Актуальные проблемы психологии управления в органах внутренних дел: учебное пособие. – М.: Московский университет МВД России, 2013.
Дополнительная литература
1. Аминов И.И. Юридическая психология: учебник для вузов – М. Издательство «Омега-Л», 2011.
2. Еремеев С.Г. Юридическая психология: учеб. пособие - М.: ДГСК МВД России, 2011.
3. Мальцева Т.В., Хрусталева Т.А. Юридическая психология: основные вопросы и проблемы: справ. - М.: МосУ МВД России, 2011.
4. Смирнов В.Н. Юридическая психология: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция» и «Психология» – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2012.
5. Юридическая психология с основами общей и социальной психологии: Учеб. для вузов / Под ред. В.Я.Кикотя. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2012.