Элементы оформления издания
Дизайн: история, определение понятия.
1. Определение дизайна
2. История дизайна
3. Дизайн как профессия. дизайнерское образование.
1. Дизайн в МГУ изучается с 1999 году, у нас всего 4 года.
1 подход, дизайн связывается с изобразительным искусством, законы средства выразительности механически переносятся с изобразительного искусства на графический дизайн. Дизайн при таком подходе связан с автором, в то время как основная задача дизайнера СМИ создать проект не в единственном экземпляре, а создать некую модель, которая будет потом растиражирована.
2 подход: технические ВУЗы - это процесс производства и развития новых технологий. Дизайн ограничен рамками определенного объекта (автомобиль), на первый план выходят функциональность, экономичность, эргономичность (когда включается и составляющие с выполнением основных задач, например, условия комфорта для учащихся). При данном подходе творческая составляющая уходит на последнее место.
Подход. Идут дискуссия о содержании дизайна. Архитектор и дизайнер итальянский Д. Понти предлагает говорить о дизайне, как о создании мира вещей, который после расскажет о характере нашей цивилизации.
4 подход. Теоретик дизайна (противоположная точка зрения) Томас Мальдонадо считает главной задачей дизайна создать вещи, которые потом можно будет продать.
То, что существует несколько подходов, обуславливается природой дизайна. В настоящее время считается, что цели дизайна предопределяются аудиторией. И главная задача - найти общий язык с аудиторией, вынуждая потребителя действовать по определенной схеме. Появляется еще одна составляющая – проектная, т.к. дизайнеры вынуждены включать в свои исследования: маркетинговые исследования, социологические – изучать потребителя.
С английского - план, проект, проектировать чертить. В узком смысле дизайн можно заменять синонимом – художественное конструирование.
Понятие оформление и дизайн не тождественны. Оформление - процесс, дизайн – результат, который не всегда может получиться.
Дизайн - разновидность художественно – проектной деятельности. И важнейшее – проектная составляющая.
2 вопрос.Есть позиция, что историю дизайна изучают с наскальных надписей. Эта позиция несколько притянута, т.к. создатель был скорее летописцем, чем дизайнером. Более весомой представляется позиция, согласно которой дизайн зародился в процессе развития промышленного производства, т.е. в 19 веке. До этого времени предметная среда была рукотворной, а в 19 веке появляются машины, машинный труд, появляются предметы – близнецы. Технический прогресс ставил в тупик архитекторов, художников. Невозможно было представить, как можно сделать машину красивее. Появилась идея, что это сделать невозможно. Машину украсить нельзя. Английский философ Д. Рёскин писал негативно об этом периоде, он считал, что с приходом машин люди становятся придатками машин, ушла радость творчества. Он первым стал писать о совмещении красоты и пользы. Его продолжатель идей поэт - художник У. Моррис попытался это сделать. В конце 19 века он предложил сделать смену интерьера. Морриса читают первым теоретиком будущего дизайна. Попытка ввести новые предметы и в элементах архитектуры.
Требовались принципиально иные идеи понимания эстетики и ее участия в техническом прогрессе, и в конце 19 века возникает стилевое направление, название которого переводится как «новый» - модерн. Представители этого течения утверждали взаимосвязь человека с окружающим миром. Они стали разрабатывать интерьеры, относящиеся к этому направлению. Шефтель, Врубель. Многие мастера модерна пришли в проектирование из живописи. Считается появление дизайна как отдельного направления конец 19 начало 20 века.
3 вопрос. Первая привлекла художника к созданию фирменного стиля немецкая всеобщая электрическая компания. Это был Питер Беренс. Его считают основателем промышленного дизайна, он – художник, архитектор. Он разрабатывает логотип, занимается рекламным материалом, проектирует офисы в одном стиле в геометрическом стиле. Он – самый первый дизайнер. Это было в начале 20 века. Работы промышленных дизайнеров в 1920х, 30х годов была направлена на создание новых форм, привлекательных для потребителя. И с этого времени в крупных компаниях появляются дизайн - бюро и дизайнерские отделы.
В 1899 году в королевском колледже искусств стали обучать такому направлению как отделение для художников промышленности в Великобритании. В 1913 году были дипломы для окончивших дизайнерские отделения.
В Германии в 1919 году было первое заведение - Баухауз. Идея – собрать и обучать людей с тем, чтобы они направили знание художников на промышленность, проектировать промышленные изделия с учетом эстетической составляющей. Это было очень передовое заведение, но 33 году к власти приходит Адольф Гитлер. Именно за передовые идеи его закрыли.
В России развитие приходится на 20е годы и более бурное после Октябрьской революции. Трансформации, как можно больше и дешевле. Высшие Художественные Технические Мастерские - ВХУТЕМАС. Они появляются в Москве в конце декабря 20х годов потом они сделали Институт и стало – ВХУТЕИН. Это было интересное заведение, чтобы студент сам мог создать свой проект, его внедряли в производство. Закрылись в 30е годы.
Элементы оформления издания.
1. Постоянные элементы издания.
2. Основные и вспомогательные элементы оформления:
- шрифтовое оформление
- цветовое оформление
- иллюстрирование
- вспомогательные элементы.
1. Константами издания: элементы, которые не меняются из номера в номер – титульная часть газеты, колонтитулы, колонцифры, постоянные рубрики и выходные данные.
Титульную часть иногда называют логотипом в широком смысле, или заглавная часть. Этот элемент, который создает узнаваемый облик издания и где написаны его основные характеристики: вид издания (газета, еженедельная, журнал, альманах), периодичность, функциональное назначение издания (общественно – политическая, деловая, молодежная), читательская аудитория (молодежная, детская, для всей семьи), регион распространения (областная, городская, общероссийская, районная), политическая ориентация, дата и номер выпуска, цитаты или образные выражения, символы (значок, который может повторятся, «Житье бытье» мельница).
Небольшие колонки текста по бокам от названия называют уши, это анонсная информация. Титульный комплекс обычно в верхней части полосы либо на полный формат, либо на часть формата, занимает 1/5 часть полосы, отбивается от остальной полосы линейкой разного рисунка.
Колонтитул – указатель принадлежности страницы данному изданию, который находится на всех полосах кроме первой. Он составляется: название издания, дата выхода и номера выпуска, порядковый номер страницы – колонцифра. Размещают либо на полный формат или нет, размещают и/или внизу и вверху полосы. Колонтитулы используют и для указания рубрики, могут ее подчеркнуть и выделить. Необязательно, чтобы все колонтитулы были оформлены одинаково, например, можно цветом или шрифтом можно выделить тематические страницы и тематические разделы.
Выходные данные: информация об издании, здесь приводятся – адреса и телефоны редакции, сведения о месте и времени регистрации, регистрационный номер, тираж и объем в печатных листах, срок и время подписания в печать, списки членов редакции. Они чаще размещаются по горизонтали в нижней части полосы, от остальной части отделены линейкой часто последней полосы.
Постоянные рубрики входят в состав заголовочного комплекса наряду с заголовком, подзаголовком, надзоголовком и лидом. Основной заголовок - привлечь внимание, дать представление о материале, украшают полосу, распределяет по степени важности. Считается, удачный заголовок состоит в среднем из 32 знаков, ели он однострочный, 22 знака в каждой строке, если двухстрочный, если трехсточный, то в каждой строе по 15 знаков. Если количество знаков больше, получается обвисший заголовок и он визуально не привлекательный. Надзаголовок и подзаголовок – поясняют, добавляют, разъясняют заголовок. Внутренние подзаголовки относятся к отдельным частям объемного материала.
Лид – первый основной абзац, излагающий суть материала.
Шрифтовое оформление.
Долгое время под газетным оформлением понимали в первую очередь шрифтографию – графическое изображение текста. Шрифты могут быть: текстовые и заголовочные, наборные и рисованные. Шрифт в первую очередь играет информирующую роль, является средством коммуникации и носителем эстетической информации. Шрифт должен быть удобно читаемым, четким и красивым. Выбор шрифта зависит от особенностей аудитории от качества печати и рисунок шрифта. Сейчас тезис, что величина шрифта указывает на значение материала, используется не столь категорично, и издание общей информации шрифта по заголовку использует близкие размеры.
Классификация шрифтов по начертанию основана на 3 признаках:
1. насыщенность: светлые, полужирный и жирный. Если светлый, то внутребуквенный просвет в 2 -4 больше толщины основного штриха. Полужирный вариант – отношение 1:1 или 1: 1,5. Жирный – просвет меньше толщины основного штриха.
2. по наклону: прямые (нормальные, штрихи вертикальные, курсивные - имитация под рукописные, наклонные).
3. по расстоянию между основными штрихами: нормальные, узкие, широкие. Нормальные: отношение ширины к высоте 2:3, узкие – 1:2 или 1:3 , а в широких - ширина превышает высоту.
Гарнитура – комплект шрифтов, близких по рисунку. Шрифтовое оформление может происходить на 3 уровнях:
1. одногарнитурный стиль – все тексты заголовки набираются одной гарнитурой шрифта. Плюсы: единство графического ансамбля, подчеркнутая индивидуальность издания. Минусы: несколько монотонно, больше подходит для серьезных, деловых качественных изданий.
2. малогарнитурный стиль - в издании не более 2 -3 гарнитур. Этот стиль позволяет избежать монотонности, поможет выделить публикации в зависимости от их темы, актуальности, можно разделить: редакционные и рекламные материалы.
3. многогарнитурный стиль – более 3 шрифтов. Желтая пресса, развлекательные издания.
Текстовые шрифты от 8 до 14, шрифты от 16 – 18 титульные, от 20 – без названия, больше 72 – афишные.
Считается, что наиболее легко глаз человека читает шрифт с засечками, сетчатка глаз легко угадывает засечки.
Цветовое оформление.
Цветовое оформление для газет является пограничным средством. Холодные цвета успокаивают и расслабляют, а теплые – возбуждают и усиливают внутреннее возбуждение. Благодаря цветовому кругу можем получить контрастные сочетания (напротив друг друга красный – синий, красный - зеленый). Нюансные сочетания – переход от одного к другому – от оранжевого к желтому. На переднем плане лучше теплый цвет, а на заднем - холодный. Самый сильный контраст – если оба цвета яркие и насыщенные. Наилучший вариант – 2 (максимум 3) контрастных цвета.
Цвет связан с национальностью человека, с его социально - культурным уровнем, воспитанием. Нет людей, которые одинаково воспринимали бы один цвет. Восприятие света у отдельного человека изменяется и с возрастом. Большинство людей основные цвета воспринимают близко, почти одинаково. Каждый цвет вызывает у нас подсознательные ассоциации. жжем создать определенное настроение, созданные нами эмоции. Как показывают исследования, 80 процентов света воспринимаются нервной системой, а лишь 20 – зрением.
Красный цвет – самый возбуждающий, приковывает внимание, доминирует (его должно быть немного, на фоне холодных цветов). Фотография, которая состоит из красного, передает беспокойство и напряжение. Значение: любовь, власть. Семантика – внимание, активность, агрессивность. Настраивает на решительные действия.
Оранжевый, желтый. Умеренно тонизирующие цвета. Создает ощущение благополучия, символизирует праздник, лучше всего замечается издалека и дольше сохраняется в памяти. Желтый активный, стимулирует умственную деятельность, веселый, живой, привлекает внимание. Символика желтого – радость, богатства, измена, цвет Иуды.
Зеленый цвет свежесть, новая жизнь, чистота, природа, здоровье, естественность. Это нейтральный цвет, может скорректировать несогласовки и сбивки в других цветах.
Голубой и синий цвета. Оказывают успокаивающее действие, аристократичность, интеллектуальность, одиночество, депрессия, печаль, безбрежность, таинственность. У аудитории не вызовет агрессии, для деловых издания, для программ о путешествиях, передвижения.
Фиолетовый – выразительный, торжественный, серьезный, взрослый. Рассматривается как важный и церемониальный.
Серый и бардовый, коричневый символизируют умеренность, консерватизм, умеренность.
Черный – изящно, классика. Оставляет ощущение тяжести.
Поскольку темные цвета ассоциируются с большей тяжестью, то их расположение в верху издания указывает на давление, подавленность, угнетение. А когда внизу – устойчивости.
В полиграфии лучше употреблять не больше 2 различных цветов, можно разнообразить за счет оттенка. Но с точки зрения дизайна, лучше помимо черного и белого еще 2 полноценных цвета. Нужно быть осторожными с цветными подложками. Важно и сочетание цветов.