II. Сосредоточьтесь на интересах, а не на позициях
1.Примеряйте интересы, а не позиции.
2. Интересы определяют проблему.
3. За противоположными позициями наряду с противоречиями находятся разделяемые и приемлемые интересы.
4. У каждой стороны множество интересов.
5. Помните об основных человеческих нуждах (сильнейших интересах); безопасность благосостояние, чувство принадлежности, признание, свободы.
6. Составьте иерархию своих интересов и интересов другой стороны.
7. Объясните свои интересы, покажите их значимость.
8. Признайте интересы другой стороны частью проблемы.
9. Сформулируйте проблему, а затем предложите свое решение.
10. Смотрите вперед, а не назад.
11. Будьте конкретны, но гибки,
12. Будьте тверды, говоря о проблеме, но мягки с людьми.
III. Изобретайте взаимовыгодные варианты
1. Отделяйте изобретения от решения.
2. Используйте мозговую атаку.
3. Расширяйте свои подходы.
4. Ищите взаимную выгоду:
• определите общиеинтересы;
• согласуйте различные интересы;
• выясните предпочтение другой стороны.
5. Сделайте решение легким для другой стороны,
IV. Настаивайте на использовании объективных критериев:
• общих подходов, ценностей, моральных принципов;
• обычаев, традиций, уважаемых обеими сторонами;
• законов, правил, профессиональных норм;
• экспертных оценок;
• прецедентов;
• цен ипр.
Психологи дают полезные советы, которые помогут защититься от некорректных собеседников. Таких людей надо уметь вежливо и не задевая их самолюбия ставить «на место».
1. Техника дилетантов.Собеседник играет роль недоверчивого человека. Как легко всех нас сбивает с толку, если оппонент несколько раз подряд заявляет: «Я этого не понимаю, не могли бы вы еще раз объяснить?» Совет: заговорите об этом еще раз позже. Сошлитесь на последующие высказывания.
2. Научная техника. Собеседник оперирует мнениями великих ученых и цитирует их. Еще опаснее, когда он намеренно цитирует неправильно и спрашивает вас, заметили ли вы, что что-то не так.
Совет: также цитировать. Хорошенько подготовьтесь заранее и утверждайте, что вы ожидали услышать именно эту цитату.
3. Техника прерывания. Ваш противник изводит вас постоянными репликами типа: «Вы повторяетесь», «И где вы это слышали?».
Совет: сделайте продолжительную паузу и спросите, можно ли вам продолжать свою мысль дальше..
4. Техника широкой натуры. Если мы обосновываем свое хорошо продуманное мнение при помощи точных цифровых данных, собеседник обвиняет вас в мелочности, в «поисках блох» или говорит: «Нужно все-таки думать об общих тенденциях, о генеральной линии, уважаемый коллега».
Совет: спросите ero может ли он что-либо противопоставить точным данным. Только на основании этих цифр отчетливо образуется общая линия.
5. Техника соблюдения точности. Это противоположная линия поведения. Если вы не снисходите до мелочей и деталей, а уделяете внимание только общей тенденции, то противник мгновенно задает вопрос по поводу именно этих мелочей: «Как известно, вся суть заключается именно в деталях?».
Совет: подтвердите, что вы тщательно изучили все детали, однако в данный момент хотите изложить только главное.
6. Техника «перехода на личность». Один из известнейших способов некорректного ведения беседы — нападать на личность собеседника. Причем противник приводит не серьезные аргументы, а задевает достоинства собеседника: «Цвет вашего пиджака (серый) соответствует вашему умственному уровню». Совет: спросите его, имеет ли он что-либо сказать во существу вопроса. Действуйте в зависимости от того, кто при этом присутствует, иот силы позиции. Дайте самый решительный отпор нападкам, ущемляющим ваше достоинство.
7. Скрытые нападки на личность. Вместо конкретных возражений по поводу ваших высказываний партнер начинает вспоминать прежние выступления, выискивать противоречия, несмотря на то, что они шмели место несколько лет назад. Как правило, такого некорректно ведущего себя партнера отличает бесхарактерность и нерешительность..
Совет: открыто заявите о беспочвенности его обвинений и откажите их. Поинтересуйтесь, сколько еще он намерен использовать столь злонамеренную тактику. Спокойно заметьте, что вы тем временем тоже не стояли на месте, пересмотрели свои взгляды и научились кое-чему новому.
8. Техника причисления. Противник причисляет вас к определенной группе и грубо обобщает: «У всех руководителей только одна цель...», «Все предприниматели одинаковы...».
Совет: задайте ему вопрос, а уместны ли эти обобщения?
9. Техника сведущего. Деловые правильные аргументы более молодых по возрасту партнеров по переговорам отклоняют, ссылаясь на то, что их жизненный и профессиональный опыт еще слишком ограничен.
Совет: спросите своего собеседника, что он конкретно может возразить против ваших аргументов. Так вы вынудите его квалифицированно изложить свою точку зрения.
10. Техника иностранных слов. Противник использует термины, которые вам не знакомы, чтобы показать уровень своих профессиональных знаний, или обрушивает на вас шквал иностранных слов. Совет: попросите его вежливо; но твердо перевести названные иностранные слова. Это вызовет к вам симпатию присутствующих.
11. Техника отсрочек. Собеседник обещает высказать свое мнение по какому-либо вопросу спустя некоторое время или выигрывает время с помощью встречного вопроса.
Совет: чтобы сохранить за собой инициативу в разговоре, попытайтесь добиться немедленного ответа или высказывания точки зрения. Скажите ему, что это кажется вам особенно важным.
12. Техника умолчания. Собеседник внимательно слушает и уклоняется от любых высказываний или вдруг впадает в другую крайность: громко возражает, а затем внезапно замолкает.
Совет: выразите удивление по поводу слишком темпераментного высказывания или, наоборот, молчания собеседника. Неразговорчивого партнера можно разговорить при помощи удачно поставленных вопросов. С шумным партнером не надо соглашаться. Чаще всего он компрометирует себя сам в глазах остальных служащих.
Анализ переговоров должен касаться следующего:
1. Достижение цели.
2. Причины достижения данных результатов, выводы на будущее.
3. Анализ подготовки переговоров:
• по содержанию;
• по составу;
• по методике;
• по организации.
4. Настрой на партнера.
5. Свобода действий в рамках переговоров.
6. Оценка предоставляемых полномочий.
7. Эффективность аргументации.
8. Новые аспекты.
9. Необходимость компромисса:
10. Анализ плана ведения переговоров.
11. Участие «команды».
12. Атмосфера переговоров.
13. Обеспечение успеха.
14. Недостатки,
15. Предложения.
В заключение отметим еще раз, что переговорный процесс — явление сложное, состоящее из ряда этапов. Каждый из этапов требует тщательной подготовки и аналитической работы. Здесь экспромты недопустимы.
7.5.2. Как подготовить сообщение (выступление)?
В своей профессиональной деятельности многим людям часто приходится представительствовать в разных организациях, выступать на совещаниях и т.д. Специалисты утверждают, что для подготовки хорошего выступления на 1 минуту требуется 20 минут.
Что нужно подготовить, чтобы выступить?
1) схему выступления;
2) материалы;
3) крылатые слова, фразы, которые, возможно, будут использованы в выступлении.
Также следует проработать тезисы выступления или все выступление.
Выступление должно содержать стержневую идею. Это основной тезис, который необходимо ясно сформулировать с самого начала. В речи может быть несколько стержневых идей, но не более трех.
Сформулировать основной тезис — это значит ответить на вопросы: «Зачем говорить?» и «О чем говорить?».
Структура выступления
Выступление должно состоять из трех частей:
1) вступление. По времени оно обычно занимает 10—15 % всего выступления;
2) основная часть — 60—65 % времени;
3) заключение — 20—30 % времени.
Вступление — важная часть, так как более всего запоминается слушателям. Оно включает:
• объяснение цели;
• название доклада и расшифровку подзаголовка;
• четкое определение стержневой идеи.
Помните: привлечь внимание аудитории нужно сразу.
Например, можно начать так: «Объективны ли трудности на нашей фирме в условиях переходного периода рыночной экономики?»; «Несколько лет назад мне пришлось; встретиться с одним человеком, который преподал мне поучительный урок...».
Основная часть — всестороннее обоснование главного тезиса.
Системное построение аргументации может быть в следующих формах:
• проблемное изложение (выявление и анализ противоречий, путей их разрешения);
• хронологическое изложение;
• изложение от причин к следствиям;
• индуктивное изложение (от общего к частному). Выступление должно сопровождаться сравнительными материалами, цифрами, юмором.
Заключение — формулирование выводов, следующих j из главной цели и основной идеи выступления.
Заканчивая выступление, можно вернуться к его началу, можно призвать людей к выполнению какой-либо задачи, можно акцентировать внимание на проблеме.
Помните:
• штампы никогда не взволнуют аудиторию;
• взволнуют актерская эмоция выступающего, элементы артистизма.
Чтобы проверить себя при подготовке к выступлению, ответьте на следующие вопросы:
• какие цели я ставлю перед собой?
• какие важнейшие моменты я должен донести до аудитории?
• чего бы как минимум я хотел ждать от слушателей после завершения своего выступления?
• смогу ли я быстро наладить контакт с аудиторией?
• сколько у меня времени на выступление?
• какие материалы я планирую раздать аудитории?
• нельзя ли что-то изменить в своем выступлении, чтобы сделать его более интересным?
• какие неожиданности могут возникнуть?
• какие вопросы слушатели могут задать?
• какие возражения могут появиться с их стороны?
• как я опровергну любое возражение и докажу свою правоту?
• сколько у меня времени на подготовку?