Анализ взаимосвязанных областей решения (AIDA)
Такой простой пример приведен для ого чтобы читатели могли быстро сами проверить себя; но он не иллюстрирует всех возможностей метода в отношении выявления новых решений сложных проблем. Большинство проблем достаточно -ложно и требует применения ЭВМ для перебора всех возможных сочетаний совместимых наборов решений. Соответствующая машинная программа, пригодная для любой ЭВМ, имеющей компилятор для языков АЛГОЛ или ФОРТРАН, может быть получена, например, в Институте исследования операций (Ковентри, Англия).
4. При наличии единого количественного критерия для выбора вариантов (например, стоимость) найти совместимые наборы вариантов, наилучшим образом удовлетворяющие данному критерию. Предположим, что себестоимость изготовления каждого из вариантов ручки не зависит от других. Стоимость наиболее дешевого варианта каждого решения принимается за нуль, а самого дорогого считается равной разности стоимостей двух вариантов ручки.
В приведенном примере разности стоимостей (табл. 11.3, вторая колонка) оценены интуитивно на основании опыта. Затем общие стоимости совместимых сочетаний суммируются, как показано в таблице. Как и можно было предположить, шариковая ручка с колпачком оказалась самой дешевой, а обычная авторучка — самой дорогой.
Замечания
Этот метод один из наиболее эффективных и надежньгх методов проектирования, использовавшихся до настоящего времени. Он задуман как средство сокращения времени, которое часто тратится на повторные рассмотрения тех же аспектов проектной проблемы, и уменьшения риска упустить из виду совместимые комбинации решений, которые могут разрешить кажущиеся безнадежно конфликтными варианты. Лакмен [107] установил, что опытные конструкторы сумели и без этого средства выбрать многие из наиболее дешевых совместимых сочетаний, но для этого им потребовалось много времени и они не всегда находили самое дешевое сочетание.
Не всегда легко разделить проектную проблему на отдельные части. Проще всего это сделать, взяв какое-то традиционное решение и идя от него назад для того, чтобы выявить области принятия решений. Может оказаться затруднительным определить на предпроектном этапе, какие варианты окажутся несовместимыми. Стоит только начать поиски путей преодоления несовместимостей, как приходится изменять первоначальный выбор функциональных частей проблемы, и именно в таких случаях данный метод превращается в средство интуитивного поиска структуры проблемы, поддающейся решению. Лакмен предполагает, что этот метод можно распространить и на ситуации, в которых приходит-
ся учитывать несовместимость сочетаний частичных решений по три, четыре и более. Этот метод рекомендуется использовать при наличии условных несовме-стимостей.
Начальные этапы метода анализа взаимосвязанных областей решения напоминают метод, представленный в разд. 10.4. Основное различие состоит в том,
что в данном методе частичные решения! могут включать только практически ocy-i ществимые, а не все возможные варианты.
Применение
Метод использовался при проектирова-| нии изготовляемых индустриальным м I
системы |
Трансформация
топом каркасов жилых зданий (Лак-ен [1°7]) и станков- Он может оказаться полезным для любой проектной проблемы, где имеются значительные отклонения от предыдущих проектных решений, но для этого требуется стабильность структуры проблемы.
Обучение
Метод довольно быстро усваивается проектировщиками, поскольку он связан с рассмотрением центральнойпроблемы несовместимости, решение которой в значительной степени и составляет сущность процесса проектирования. Однако от умения и опыта проектировщика зависит выбор областей принятия решений, на которые проблема разбивается с самого начала.
Стоимость и время
Метод, по-видимому, позволяет сэкономить значительно больше времени, чем затрачивается на его применение, но лишь при условии, что первоначальный выбор функций производится на подходящем уровне общности (что едва ли выполнено в простом примере, описанном выше).
Библиография
Лакмен [107] .
11.4.Трансформация системы
Цель
Найти способы трансформации системы с целью ликвидации присущих ей недостатков.
План |
действий
Выявить коренные недостатки существующей системы.
- Установить причины этих недостатков.
Определить новые типы компонентов системы, способных ликвидировать при-сУШие ей недостатки.
■ Определить последовательность изме-ений (путь трансформации, или эволюционная траектория), которая позволит
существующим компонентам системы эволюционировать в качественно новые.
Пример
Этот пример является частью анализа проведенного автором при исследовании" проблемы заторов движения транспорта (Джонс [108]) и описанного более подробно в разд. 9.7; сама проблема движения транспорта частично рассмотрена в разд. 9.1.