Отбор персонала для работы в кадровой службе

Согласно приказу МВД России N 180-1996 "О мерах по совершенствованию организации работы министерств внутренних дел, главных управлений (управлений) внутренних дел субъектов Российской Федерации, УВД на транспорте и режимных объектах" вся работа по подбору, расстановке, обучению и воспитанию, социальной защите и психологическому обеспечению личного состава должна быть возложена на кадровый аппарат.

В органах управления ГПС с учётом грандиозности и важности поставленных задач, значительного увеличения объёма работы с личным составом введены должности заместителей начальников управлений по работе с личным составом (по кадрам), на которые назначаются наиболее авторитетные и опытные руководители, подготовленные специалисты. Должности заместителей по кадрам введены ныне и в подразделениях Государственной противопожарной службы.

Именно они, "кадровики" в первую очередь, должны обеспечить проведение в жизнь государственной кадровой политики в системе Государственной противопожарной службы, обусловленной коренными изменениями в общественной и социальной сферах и суть которой заключается в повышении личностных оценок персонала, что нашло отражение в Концепции развития системы органов внутренних дел и внутренних войск МВД России и в недавно принятой Коллегий министерства Концепции кадровой политики. Работники кадрового аппарата, в первую очередь, должны понять характер изменений в работе с персоналом в социально-общественных организациях в целом и в Государственной противопожарной службе в частности. Именно на них возлагаются функции по кадровому обеспечению системы управления персоналом. И здесь, как, может быть нигде, очень важен количественный и качественный состав работников кадровой службы.

Если говорить о "кадровиках" прежних лет, то они представляли собой весьма удручающую картину. Кого только ни "бросали" на работу с кадрами, но для большинства работников отделов кадров был характерен предпенсионный или пенсионный возраст и низкий уровень профессиональной подготовки, поскольку специалистов в области менеджмента, социологии, психологии просто недоставало. Следует отметить, что отделы труда и заработной платы организаций и учреждений, отделы охраны труда и техники безопасности, включая пожарную безопасность, комплектовались более квалифицированными специалистами, ибо туда шли работать офицеры запаса, филологи, математики, техники разных специальностей, чего не было в кадровых аппаратах. Следствием недостаточного профессионального уровня "кадровиков", закономерно являлась некомпетентность в подготовке и принятии решений по управлению персоналом.

Дальше с таким положением мириться было нельзя. Кадровый аппарат органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы так же нуждается в значительной перестройке, укреплении её квалифицированными специалистами в области трудовых правоотношений, в частности, юристами, экономистами, психологами, социологами, педагогами, инженерами, насыщению компьютерной техникой. Одним словом, необходимо в корне поменять "конторский" персонал кадровых аппаратов на персонал серьёзных специалистов, освоивших методы деловой оценки и обучения, консультирования личного состава по вопросам планирования деловой карьеры. Важное внимание следует уделить привлечению в кадровые аппараты специалистов-плановиков по всем направления кадрового планирования.

Если говорить о количественном составе кадровых служб, то он определяется организационно-штатными структурами, типовыми штатами органов и подразделений с нормативами штатной численности органов управления и подразделений, а также их персональными штатами, разработанными, как правило, на основе типовых штатов и организационных структур.

При расчёте численности работников кадрового аппарата необходимо учитывать следующие факторы:

- общая численность персонала органа управления или подразделения;

- конкретные особенности и условия деятельности органа или подразделения (например чисто профилактические пожарные части, как, скажем, функционирующая в Государственной Академическом Большом Театре);

- техническое обеспечение труда личного состава;

- сложность и комплексность решаемых задач (управление Государственной противопожарной службы, занимающееся всеми проблемами борьбы с пожарами).

Все это вам - руководителям подразделений Государственной противопожарной службы следует учесть, ибо это надо претворять в жизнь на порученных вам участках дальнейшей работы.

Согласно директивным документам Министерства внутренних дел Российской Федерации приоритетными направлениями развития работы с персоналом сегодня признаны:

- поэтапное доведение штатной численности органов внутренних дел до уровня научно обоснованных нормативов. В Концепции кадровой политики, например, прямо записано, что необходимо восстановить численность Государственной противопожарной службы;

- качественное улучшение системы подготовки и воспитания кадров;

- совершенствование нормативно-правовой базы кадровой работы;

- создание оптимальной системы научно-методического и информационного обеспечения регулирования кадровых проблем.

Нельзя забывать и о необходимости делопроизводственного обеспечения деятельности кадровых служб, т.е. организации работы с документами, обращающимися в системе управления персоналом. Делопроизводство составляет полный цикл приёма, обработки и движения документов с момента их создания (или получения) работниками кадровой службы до завершения исполнения и передачи в другие подразделения.

К основным делопроизводственным функциями системы управления персоналом обычно относятся:

- своевременная обработка поступающей и передаваемой документации;

- доведение документации до соответствующих работников системы управления персоналом для исполнения, контроль за исполнением документов;

- печатание, размножение и копирование документов по кадровым вопросам;

- регистрация, учёт и хранение документов по персоналу; формирование в соответствии с утверждённой для органа управления или подразделения номенклатуры дел;

- передача кадровой документации по вертикальным и горизонтальным связям.

Делопроизводство может осуществляться непосредственно в органе управления (секретариате, канцелярии и т.п.) и тогда оно называется централизованным , либо в различных подразделениях, т.е. децентрализовано .

Требования к оформлению документов устанавливаются государственными стандартами унифицированных систем документации .

Основными из них сегодня являются:

- ГОСТ 16487 - 83 "Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения";

- ГОСТ 6.38 - 90 "Унифицированные системы документации. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов;

- ГОСТ 6.10.1 - 88 "Унифицированные системы документации. Основные положения".

Очень хотелось бы, чтобы с этими ГОСТами каждый из вас ознакомился, что позволит избежать многих неточностей и ошибок при отработке служебной документации.

Выполнение государственными органами, в том числе и органами управления Государственной противопожарной службы, их должностными лицами возложенных функций всегда требует соблюдения, исполнения и применения совокупности норм, помещённых во многих нормативных актах.

Специфично положение дел с источниками права, опосредствующими деятельность органов государственного управления. С одной стороны они руководствуются актами, непосредственно к ним обращёнными, где предметом регулирования является деятельность всех служб и подразделений.

С другой стороны их деятельность регулируется косвенно и актами, обращёнными к гражданам, устанавливающим их права и обязанности.

Все федеральные органы в своей деятельности руководствуются Конституцией, законами, актами Президента и Правительства, муниципальные органы - решениями местных властей, хотя их полномочия на издание актов, определяющих деятельность Государственной противопожарной службы и ограничена. Правда, распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.09.2002 № 1376-р предусмотрено значительное расширение полномочий исполнительной власти субъектов федерации и органов муниципального управления.

Деятельность органов внутренних дел регулируется как материальными, устанавливающими нормы права, так и процессуальными нормативными актами, определяющими порядок производства по делам (например, осуществление дознания, административной практики т.п.) Как первые, так и вторые могут исходить не только от органов государственной власти, но и от органов государственного управления, чаще всего от Правительства (постановление N 849 от 23.08,93). Большая группа актов, преимущественно процессуального и организующего характера, исходит от министерства и его главков - это приказы и указания Министра, руководителей служб, инструкции, уставы и наставления.

Федеральные министры Российской Федерации, министры субъектов Российской Федерации издают инструкции и нормативные приказы.

Рассмотрим эти нормативные акты.

-Инструкции содержат правовые нормы, систематизированные по определённым критериям. Ими определяются служебные права и обязанности, устанавливается порядок исполнения актов вышестоящих органов, закрепляется порядок осуществления отдельных видов деятельности (например, Инструкция о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел).

-Нормативные приказы - устанавливают штаты, должностные оклады, нормы довольствия и т.д. Ими объявляются нормативные акты других государственных органов, если эти акты имеют регулирующее значение для органов внутренних дел. Приказами вводятся в действие положения, правила, уставы, наставления.

- Положениями закрепляется компетенция соответствующих органов или осуществление какой-либо деятельности (например, Положение о ГУГПС, Положение о порядке аттестации личного состава...).

-Правила устанавливают порядок совершения отдельных видов деятельности (например, Правила учёта дорожно-транспортных происшествий, Правила учёта пожаров и пр.)

-Уставы - это свод правил, определяющих задачи, обязанности, права и основные формы организации и деятельности отдельных служб органов внутренних дел (Боевой устав и Устав службы пожарной охраны).

-Наставления обычно содержат правила, обусловливающие техническую сторону организации и деятельности конкретной службы (например, Наставление по организации деятельности органов государственного пожарного надзора, Наставление по газодымозащитной службе).

Общее положение о министерствах предусматривает издание министрами указаний , носящих, как правило, ненормативный или смешанный характер. Выделяется четыре вида указаний: содержащие информацию о новых условиях работы; предлагающие ознакомится с опытом работы; содержащие предложения об улучшении работы; содержащие предписания о представлении каких-либо материалов или сведений.

Решениями коллегии Министерств даётся оценка состоянию и результатам деятельности служб, чрезвычайным происшествиям, руководителям служб, их отчётам, одобряются приказы, обращения и призывы к личному составу. Решения коллегии проводятся в жизнь приказами министра.

Деятельность органов управления дел сопровождается также вынесением индивидуальных актов - приказов и постановлений, имеющих цель поднормативного индивидуального регулирования отношений как внутри системы, так и за её пределами. Некоторые акты носят смешанный характер, например, План комплексного использования сил и средств милиции в охране общественного порядка на территории города, района (единая дислокация). С одной стороны он индивидуализирует требования соответствующего приказа, привязывая их к конкретной территории и местным условиям, с другой - является нормативным, поскольку служит правовой основой для принятия решения о расстановке сил на очередные сутки.

Заключение.

По рассматриваемой теме предусмотрено проведение практического занятия на тему "Основные задачи и функции кадровых аппаратов Государственной противопожарной службы" , на котором будут рассмотрены все вопросы работы кадровых органов такой своеобразной и сложной службы, каковой является пожарная охрана.

Темы докладов и выступлений :

1. Кадровый аппарат федерального министерства как органа исполнительной власти: предназначение, организационная структура, задачи и функции (на примере Главного управления кадров МВД России и Департамента кадров и подготовки персонала МЧС России).

2. Предназначение, структура, место и роль кадровых аппаратов Государственной противопожарной службы в системе управления персоналом.

3. Основные задачи и функции кадровых аппаратов Государственной противопожарной службы.

4. Форма и наименование нормативных документов в организации управления Государственной противопожарной службой.

При подготовке к нему в максимальной степени следует использовать решение Коллегии МВД России от 23.12.98 "О состоянии работы с кадрами и кадровой политике в системе МВД России", объявленное приказом от 11.12.99 N 12, а также утверждённую Коллегией Министерства Концепцию с Планом мероприятий по её реализации. Это основополагающий документ по вопросам управления персоналом. Касаться его содержания мы будем практически на всех занятиях по дисциплине "Управление персоналом", чтобы всё уложилось в сознании твёрдо. Это пригодится вам в дальнейшем, на практической работе.

Л и т е р а т у р а :

1.Конституция Российской Федерации.

2. Закон РСФСР от 18.04.91 г. "О милиции".

3. Федеральный закон "О пожарной безопасности".

4. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2001 № 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности".

5. Указ Президента Российской Федерации от 18.07.1996 № 1039 "Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации".

6. Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утверждённое Указом Президента Российской Федерации от 18.07.1996 № 1039.

7. Указ Президента Российской Федерации от 02.08.1999 № 953 "Об утверждении Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий".

8. Положение о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утверждённое Указом Президента Российской Федерации от 02.08.1999 № 953

9. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.92 N 4202-1 "Об утверждении положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации".

10. Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утверждённое постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.1992 № 4202-1.

11. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.09.02 № 1376-р. (Российская газета от 09.10.02).

12. Приказ МВД России от 10.12.96 г. N651 "Об утверждении Концепции воспитательной работы с курсантами и слушателями образовательных учреждений МВД России".

13. Приказ МЧС России от 05.04.2002 № 173 "Об утверждении Концепции образовательной деятельности и подготовки кадров в системе Государственной противопожарной службы до 2010 года".

14. Концепция образовательной деятельности и подготовки кадров в системе Государственной противопожарной службы до 2010 года, утверждённая приказом МЧС России от 05.04.2002 № 173.

15. Директива МВД России от19.06.96 г. N1 "О неотложных мерах по коренному улучшению работы с личным составом в системе МВД Российской Федерации".

16. Решение коллегии МВД России от 23.12.98 г. N 6 км/1 "О состоянии работы с кадрами и кадровой политике в системе МВД России".

17. Концепция кадровой политики Министерства внутренних дел Российской Федерации.

18. Договор о взаимодействии МЧС России и МВД России по реализации Указа Президента Российской Федерации от 09.11.2001 № 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности".

19. Приказ МЧС России от 25.12.2001 № 551 "Об утверждении Перечня должностных лиц и их полномочий по назначению на должности, освобождению от должностей, присвоению специальных званий и увольнению со службы лиц рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы".

20. Перечень должностных лиц и их полномочий по назначению на должности, освобождению от должностей, присвоению специальных званий и увольнению со службы лиц рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы, утверждённый приказом МЧС России от 25.12.2001 № 551.

21. Совместное указание Главного управления кадров (ГУК) МВД России от 08.02.2002 № 21/6/824 и Департамента кадров и подготовки персонала МЧС России от 11.02.2002 № 2/18-80.

22. ГОСТ 16487 - 83 "Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения";

23 ГОСТ 6.10.1 - 88 "Унифицированные системы документации. Основные положения";

24. ГОСТ 6.38 - 90 "Унифицированные системы документации. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов.

25. Чрезвычайная служба России. 1990-2000. Под общей редакцией С.К. Шойгу. Издательство "Контакт-Культура", М., 2000.

ОТБОР И ПОДГОТОВКА ПЕРСОНАЛА

УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

Тема № 4 Рабочей программы "Управление персоналом"

Введение. Понятие и виды государственной службы. Служба в органах внутренних дел - один из видов государственной службы. Принципы службы в органах внутренних дел. Особенности службы (работы) в подразделениях Государственной противопожарной службы. Отбор кадров - исходный этап в процессе управления персоналом. Содержание деятельности по отбору и комплектованию кадров ГПС. Методы сбора информации о кандидатах на службу. Принципы отбора и расстановки кадров ГПС. Правила заключения контракта (трудового договора). Профессиональная и трудовая адаптация персонала. Характеристика системы подготовки персонала ГПС, ее цели, функции и организационная структура. Роль руководителя и работников кадровой службы в организации работы по подбору, расстановке и обучению кадров. Заключение.

Рекомендуемая литература:

1. Федеральный Закон Российской Федерации от 21.12.94 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности". Официальное издание, Москва, 1995.

2. Трудовой Кодекс Российской Федерации.

3. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2001 № 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности".

4. Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утверждённое постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.92 N 4202-1.

5. Инструкция о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации", утверждённая приказом МВД России от 14.12.99 N 1038.

6. Инструкция о порядке отбора граждан на службу (работу) в органах внутренних дел Российской Федерации", утверждённая приказом МВД России от 17.05.94 N 160.

7. Приказ МВД России от 18.02.93 N 67 "Об утверждении типовых штатов подразделений пожарной охраны и типовых структур противопожарных аварийно-спасательных служб МВД, ГУВД, УВД".

8. Приказ МЧС России от 25.12.2001 № 551 "Об утверждении Перечня должностных лиц и их полномочий по назначению на должности, освобождению от должностей, присвоению специальных званий и увольнению со службы лиц рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы".

9.Совместное указание ГУК МВД России от 08.02.2002 №21/6/824 и

Департамента кадров и подготовки персонала МЧС России от 11.02.2002№2/18-80.

Введение. Понятие и виды государственной службы.

Наше общество переживает серьёзный этап в своём развитии, когда коренным образом преобразуются государственность, экономические отношения и личность, происходит становление новой политической и экономической системы, переоценка и смена идеалов и ценностей. В государственных актах России провозглашается и закрепляется принцип приоритета личности, её прав и свобод. " Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства " закреплено в статье 2-ой Конституции Российской Федерации.

Сегодняшняя обстановка, конечно, далека ещё от этого принципа, и потребуется немалый срок для его воплощения в жизнь, но роль человека, личности в решении проблем реформирования общества возрастает, ибо только человеку дано адекватно оценивать общественные процессы, ориентироваться в них, с их высоким динамизмом, влиять на их развитие. Именно поэтому растёт значение личности, её подготовленности, профессионального мастерства и ответственности, общественной значимости целей деятельности.

Об огромной общественной значимости действий личности, её возможностях, позитивных или негативных последствиях деятельности кадров широко и с глубоким пониманием дела говорил 14 июля 1997 года в докладе Генеральной Ассамблеи Организации Объединённых наций её Генеральный секретарь Кофи А. Аннан. В этом мы неоднократно убеждались и сами на многочисленных примерах чрезвычайных ситуаций, ужасающих пожаров, аварий на атомных электростанциях, катастроф в авиации, на железнодорожном, морском и автомобильном транспорте, в возникновении и развитии националистических движений и межнациональных конфликтов, террорестических актов.

Провозглашение приоритета личности в качестве конституционной основы строя, происходящие в стране процессы оказывают непосредственное влияние и на все Государственные органы , на их кадры, на организацию работы с личным составом, то есть на управление персоналом.

В 2002 году Государственная противопожарная служба вступила в новый этап своего развития , уже говорилось, все, конечно, помните, что на основании Указа Президента Российской Федерации от 09.11.2001 № 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" Государственная противопожарная служба МВД России преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) с включением в её состав входивших по состоянию на 01.10.2001 в систему ГПС МВД России центральных и территориальных органов, подразделений и учреждений, предприятий и организаций с состоящим на их балансе имуществом.

Установлено, что ГПС МЧС России является правопреемником ГПС МВД России, а лица рядового и начальствующего состава её считаются с 01.01.2002 проходящими службу или работающими в системе МЧС России в занимаемых должностях без проведения их переаттестации или переназначения. До принятия соответствующих федеральных законов и иных нормативных актов Российской Федерации "...порядок и условия прохождения службы лицами рядового и начальствующего состава, а также организация деятельности работников Государственной противопожарной службы...регламентируется Положением о службе в органах внутренних дел...,Федеральным законом..."О пожарной безопасности", соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами нашей страны.

Указом Президента установлено также, что "... до принятия соответствующих общегосударственных нормативно-правовых актов за лицами рядового и начальствующего состава ГПС и членами их семей сохраняются льготы и социальные гарантии, предусмотренные законодательством Российской Федерации, включая действующие условия и порядок медицинского обслуживания, санаторно-курортного и пенсионного обеспечения".

Приказом МЧС России от 25.12.2001 № 551 утверждён Перечень должностных лиц и их полномочий по назначению на должности, освобождению от должностей, присвоению специальных званий и увольнению со службы лиц рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы".

В связи с поступающими запросами с мест совместным указанием ГУК МВД России от 08.02.2002 № 21/6/824 и Департамента кадров и подготовки персонала МЧС России от 11.02.2002 № 2/18-80 дополнительно разъяснено, что действие Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в полной мере распространяется на сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России.

Как видно названными нормативно-правовыми документами решены все начальные проблемы деятельности ГПС на этом этапе её развития.

Исходя их названных предпосылок политического, социального и организационного характера мы и рассмотрим предлагаемую тему.

Основные термины.

Очевидно все вы помните, что кадры - это основной штатный состав работников предприятий, организаций и учреждений. В Вооруженных Силах России это офицеры, прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, рядовые солдаты и матросы, состоящие на действительной военной службе.

Понятие " Кадры органов внутренних дел " определено Положением о службе в органах внутренних дел, которым определено, что это сотрудники "... состоящие в должностях рядового и начальствующего состава... или в кадрах министерства внутренних дел ..., которым в установленном порядке присвоены специальные звания". Они должны иметь необходимую подготовку для обучения и воспитания других сотрудников и работников органов внутренних дел и для руководства различными аппаратами и подразделениями. Таким образом, к кадрам относятся: высший, старший, средний, младший начальствующий и рядовой состав, т.е. сотрудники, которым присвоены специальные звания от рядового до генерал-полковника милиции, внутренней службы или юстиции включительно.

Аналогичное понятие кадров Государственной противопожарной службы даётся в Федеральном Законе Российской Федерации от 21.12.94 "О пожарной безопасности", в статье 7 которого прямо указано, что "Личный состав Государственной противопожарной службы включает в себя состоящих на соответствующих штатных должностях:

лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел (далее - сотрудники);

военнослужащих;

лиц, не имеющих специальных или воинских званий (далее - работники)".

Основываясь на зарубежных и отечественных источниках по вопросам работы с кадрами, организации управления в социальных системах, необходимо признать, что знания, умение, трудовые навыки, инициатива и предприимчивость человека, являющегося главной производительной силой общества, становятся в современных условиях всё более существенным стратегическим резервом по сравнению с производственными и финансовыми ресурсами, что закономерно выдвигает "кадровый потенциал" различных социальных структур на ведущую роль.

Кадровый потенциал , т.е. кадры, персонал Государственной противопожарной службы это совокупность сотрудников и работников, выполняющих возложенные на них задачи, имеющих специальную подготовку, способности и возможности достигать целей деятельности органов управления или подразделений ГПС. Всё это сегодня ставит перед руководителями подразделений Государственной противопожарной службы весьма непростые задачи по формированию, развитию и эффективному использованию кадрового потенциала, умелому руководству людьми, работе с кадрами, осуществлению кадровой политики.

Государственная кадровая политика в нашей службе, как вам уже говорилось в предыдущей лекции - это система официально утверждённых целей, задач и принципов регулирования общественных отношений, возникающих в процессе прохождения службы либо работы личным составом, т.е. сотрудниками, военнослужащими (где они ещё остались) и работниками Государственной противопожарной службы, для обеспечения выполнения поставленных задач в конкретных исторических условиях функционирования этой важной общественной системы.

Система работы с кадрами в Государственной противопожарной службе состоит из целостной совокупности видов и направлений деятельности руководителей, должностных лиц и кадровых аппаратов по практической реализации целей и задач государственной кадровой политики. Её элементами являются:

- организационное проектирование, т.е. прогнозирование и планирование, включающие в себя определение необходимого количества работников, их должностных категорий и требуемого уровня профессиональной подготовленности;

- организационно-штатная работа;

- подбор, расстановка кадров, создание резерва для выдвижения, обеспечение своевременного служебного продвижения сотрудников и работников;

- подготовка кадров - первоначальная, а также боевая и служебная подготовка, переподготовка и повышение квалификации личного состава;

- стимулирование служебно-трудовой активности и воспитание кадров, их оценка и аттестация, организация социальной и правовой защиты, укрепление дисциплины и законности в деятельности личного состава, достигаемое методами морального и материального поощрения, воспитанием в духе неуклонного соблюдения установленной дисциплины и законности в повседневной работе каждого сотрудника и работника.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что организация работы с кадрами является чисто управленческой функцией , постоянно осуществляемой руководителями всех уровней, и без которой невозможно реализовать основные задачи, стоящие перед органами управления и подразделениями ГПС, поскольку решают их в конце концов люди.

Подводя итог, нельзя не сделать вывод о том, что перед руководителем любого органа или подразделения постоянно стоит непростая задача по формированию, развитию и эффективному использованию кадрового потенциала, осуществлению умелого руководства подчинёнными, квалифицированной работы с кадрами.

Наши рекомендации