Основные этапы вхождения в должность
Вряд ли стоит напоминать, что вступление в любую должность, а в руководящую тем более, процесс серьёзный и очень непростой. Все из вас за период службы продвигались по должностям и неоднократно вступали в должности.
Однако, рассмотреть вопрос о вхождении в должность выпускника Факультета руководящих кадров мы должны, поскольку это предусмотрено рабочей программой по учебному курсу "Управление персоналом".
Итак, процесс этот можно условно разбить на несколько этапов.
Основными этапами вхождения, правильнее, конечно, было бы сказать вступления в должность прибывшего для прохождения дальнейшей службы выпускника факультета и назначенного на конкретную должность руководящего состава являются:
- сбор информации об особенностях предстоящей работы в должности, предназначении и особенностях подразделения территориального органа управления Государственной противопожарной службы, отношениях в коллективе, в том числе и межличностных, об оперативной обстановке с обеспечением пожарной безопасности в обслуживаемом и охраняемом регионе;
- тщательное изучение, восприятие, детальный анализ и оценка сложившегося в подразделении положения дел по всем направлениям служебной деятельности;
- разработка на основе изучения и анализа программы своей предстоящей работы, определение целей и ранжировки задач по важности и времени их решения;
- выработка своего личного стиля и приёмов, а также методов работы, отношения к подчинённым и ко всем окружающим лицам.
Выполняя задачи первого этапа вступления в руководящую должность информации, прежде всего доклады заместителей, если, конечно, они предусмотрены по должности, и ведущих специалистов подразделения. Рекомендуется, чтобы эти доклады не были заформализованы.
Лучше и гораздо полезнее, если это будут собеседования в доброжелательной обстановке, без вовсе недопустимых расхожих рассуждений типа "что вы тут делали, если дожили до такого положения" или "я здесь порядок наведу быстро, я вас научу (или заставлю) работать", "вы много на себя берёте!".
Когда говорится последняя фраза мне вспоминается весьма поучительная сценка, великолепно описанная нашим замечательным писателем Александром Александровичем Кроном (Крейном, 1909-1983) в пьесе "Офицер флота" о героической обороне Ленинграда. Там, в частности, приводится разговор проверяющего контр-адмирала Белоброва с командиром подводной лодки капитан-лейтенантом Горбуновым, при этом адмирал говорит ему, что он много на себя берёт, но "это неплохо. Раз вы много на себя берёте, следовательно, с вас и спрашивать можно много".
Хороший, многозначительный вывод, верно?
Настоящий руководитель всегда должен быть доброжелательным и никогда не стремиться к тому, чтобы унизить человека, тем более подчинённого, который к тому же и скорее всего на обиду не сможет и ответить-то. В сотрудниках следует укреплять веру в свои силы, возможность исправить ошибки. Как когда-то говорили, руководителю следует быть великодушным, чуждым таким, отнюдь не возвышенным, а обыкновенным, низменным чувствам, как мелочность, злоба, мстительность, пустозвонство и тщеславие.
На этом этапе целесообразно больше слушать, поменьше говорить и воздержаться от любых критических оценок. Доброжелательность, заинтересованное отношение и товарищеское внимание к собеседнику позволят расположить его к себе и получить значительно больше информации, глубже высветить возникшие в подразделении проблемы, определить отношение сотрудников к работе, к положению дел и т.п.
На втором этапе, когда необходимо действительно тщательно изучить, воспринять, детально проанализировать и оценить положение дел в подразделении, очень важно не только объективно разобраться в сложившейся обстановке, но и наметить правильные ближайшие и перспективные цели, но и определить, поставить достаточно конкретные задачи перед подчинёнными.
Период восприятия и оценки обстановки в подразделении затягивать не следует. Это понятно, ведь личный состав вскоре будет ожидать от нового начальника его программного выступления, в котором необходимо изложить стратегические и тактические цели, а также формы и методы деятельности руководителя по совершенствованию пожарно-профилактической работы и организации тушения пожаров, высказать заботу о подчинённых, очертить программу улучшения качественного состава кадров, повышения квалификации, профессионального мастерства сотрудников и их переподготовки, укрепления служебной и трудовой дисциплины личного состава, мнение и предложения по рациональной расстановке имеющихся ресурсов, сил и средств.
Именно на этом этапе можно начинать постепенную ломку старых методов работы, а также сложившихся коллективных привычек и традиций, если, конечно в этом имеется необходимость. Одновременно, не торопясь, постепенно следует навязывать свою концепцию, свои приёмы, формы и методы организационной деятельности, свою линию поведения, чтобы успешно перейти к третьему этапу вхождения в должность.
На третьем этапе, то есть на том этапе, когда на основе изучения и анализа положения дел необходимо определить цели, ранжировать по степени важности и желаемым срокам реализации задач, следует начинать разработку программы действий в новой должности, программу своей собственной работы, предстоящей возможно на длительный период времени.
И, наконец, четвёртый, последний этап этого сложного важного процесса. Это этап выработки своего личного стиля и приёмов, а также методов работы,
отношения к подчинённым и ко всем окружающим лицам.
Нужно понимать или хотя бы сознательно допускать, что ваши личные организационно-управленческие методы вряд ли являются самыми лучшими. Главным принципом всё-таки следовало бы признать, что буквально всё можно сделать лучше, чем это удавалось до сих пор. Хорошая организация управленческой деятельности требует, чтобы каждый без исключения сотрудник или работник чётко знал, что и когда он должен делать и за что лично он несёт ответственность. Каждый сотрудник должен, как правило, непосредственно подчиняться только одному начальнику, от которого он
получает , задания, приказы и указания и перед которым отчитывается о проделанной работе.
Подчинённые не обидятся на самого строгого и требовательного руководителя, если он строг и требователен одинаково ко всем, и в первую очередь, к себе лично. Выполнение каждого задания обязательно должно быть проконтролировано. Это крайне важно, поскольку отсутствие контроля порождает у подчинённых мысли о ненужности и бесполезности выполняемых ими функций. Контроль, однако же, не должен быть мелочным, придирчивым, ибо он не может развить у сотрудников самостоятельности, нервирует подчинённых и, в конечном итоге, отрицательно скажется на всей работе. Об этом следует постоянно помнить, выполняя четвёртый этап вступления в руководящую должность.
Очень важно соблюдать справедливость во всех отношениях с подчинёнными, во всей управленческой работе. К примеру, если два сотрудника допустили одинаковую ошибку, совершили одинаковые нарушения, а критике подвергнут только один из них - руководитель тем самым создал себе очередную кадровую проблему. Появление в коллективе хотя бы одного любимчика, или просто сотрудника, которому можно то, что недопустимо для другого, оказывает самое разрушительное действие в любом коллективе, развращает и разобщает сотрудников, разлагает служебную дисциплину, меняет к худшему морально-психологический климат в подразделении.
Здесь вступающему в должность руководителю необходимо сосредоточить своё внимание и усилия на решение ближайших задач и конкретизацию других, более отдалённых целей. Жить одним днём невозможно, нужно научиться видеть перспективу, предвидеть будущее. Только разумное прогнозирование позволит правильно организовать работу, ибо у хорошего руководителя именно будущее определяет программу настоящего дела.