Типы пациентов с неадекватным отношением к болезни
Тревожный(вечно волнующийся) пациент — отличается повышенной тревожностью по любому поводу, в общении — робкий, не уверенный в себе человек. Медсестре желательно быть предельно точной, внимательной к своим словам и выражениям, избегать медицинского сленга, проводить психокоррекцию, обратившись к психологу.
Подозрительныйпациент — угрюмый, настороженный и подозрительный по отношению к медицинскому персоналу и
лечению в целом. Перед началом лечения необходимо преодолеть психологический барьер недоверия пациента.
Демонстративныйпациент — нуждается в постоянном внимании, требует к себе особого отношения, пытается произвести впечатление, преувеличивает сложность своего заболевания, выставляет напоказ близким и окружающим свои страдания, переживания, испытывая постоянную потребность в признании. Медсестре желательно поддерживать «героизм» такого пациента.
Депрессивныйпациент — подавлен, удручен болезнью, не верит в выздоровление, в возможное улучшение, в эффект лечения. Пессимистический взгляд на все вокруг. В работе с такими пациентами обязательно участие психолога.
Ипохондрическийпациент — чрезвычайно внимателен к своему здоровью, сосредоточен на субъективных болезненных и иных неприятных ощущениях, необоснованно предполагает у себя наличие самых разных заболеваний, интересуется результатами всех исследований, читает специальную медицинскую литературу. Медперсоналу с такими больными нужно вести себя крайне осторожно.
Права пациента
В 1993 году в нашей стране права пациентов были определены в Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан.
В статье 30 «Основ»дается общий перечень прав пациентов: на выбор врача, на консультации других специалистов и консилиум; на лечение боли, связанной с заболеванием или медицинским вмешательством, на конфиденциальность, на информацию, на информированное добровольное согласие, на отказ от медицинского вмешательства.
Статья 31 «Основ»конкретизирует право пациента на информацию о своем здоровье, обо всех аспектах предлагаемых или проведенных медицинских вмешательств.
Статья 32 «Основ»дает юридическое толкование важнейшего понятия биомедицинской этики и современного медицинского права — «информированного согласия».
Статья 33 «Основ»:каждый пациент имеет право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения.
Статьи 49 и 61— вопрос о врачебной тайне.
Закон предписывает (статья 49)врачам вносить сведения о диагнозе в листок о нетрудоспособности только с согласия самого пациента, а при его несогласии указывается общая причина нетрудоспособности — заболевание, травма и т. д.
Разглашение возможно (статья 61):
а) если пациент в силу своего состояния не может дать согласия;
б) при угрозе распространения инфекционных заболеваний;
в) по запросу правоохранительных органов;
г) если пациент моложе 15 лет;
д) если есть основание полагать, что вред здоровью принесен в результате противоправных действий.
В 1997 году Ассоциацией медсестер России был разработан и принят Этический кодекс медицинской сестры. Создание этого документа стало важным этапом реформы сестринского дела в нашей стране, основной целью которой явилось утверждение автономии и самодостаточности этой профессии. Этический кодекс составлен с учетом новых идей, определяющих содержание медицинской этики вообще и профессиональной этики медицинской сестры в частности. Кодекс в развернутом виде отразил современные представления о правах пациента, которые как бы диктуют содержание конкретных обязанностей медсестры, определяют формулу ее морального долга. Он составлен на основе Устава ВОЗ (1946 г.), Этического кодекса медицинских сестер Международного совета медицинских сестер.
II.
Сестринская деонтология- наука о долге перед пациентом и обществом, профессиональном поведении медицинского работника, является частью сестринской этики.
Медицинскому работнику доверяемся самое дорогое - жизнь, здоровье, благополучие людей. Он несет ответственность не только перед пациентом, его родственниками, но и перед государством в целом.
Медицинская сестра должна обладать профессиональной наблюдательностью, позволяющей увидеть, запомнить и по-сестрински оценить мельчайшие изменения в физическом, психологическом состоянии пациента.
Она должна уметь владеть собой, научиться управлять своими эмоциями, воспитывать эмоциональную устойчивость.
Культуру поведения медицинского работника можно разделить на два вида:
1. Внутренняя культура. Это отношение к труду, соблюдение дисциплины, бережное отношение к предметам обстановки, дружелюбие, чувство коллегиальности.
2. Внешняя культура. Приличие, хороший тон, культура речи, соответствующий внешний вид и т.п.
Основными качествами медицинского работника, причем качествами именно его внутренней культуры, являются:
Скромность - простота, которые свидетельствуют о красоте человека, его силе.
Справедливость - самая высокая добродетель медицинского работника. Справедливость является основой его внутренних побуждений. Цицерон говорил, что два начала справедливости - это: «Никому не вредить и приносить, пользу обществу».
Честность - должна соответствовать всем делам медицинского работника. Она должна стать основой его повседневных помыслов и стремлений.
Доброта - неотъемлемое качество внутренней культуры хорошего человека.
Хороший человек - это прежде всего такой человек, который относится благожелательно к окружающим его людям, понимает и горести и радости, в случае нужды с готовностью, по зову сердца, не жался себя, помогает словом и делом.
Что же такое внешняя культура медицинского работника?
Прежде всего:
1. Внешний вид. Основное требование к одежде медика - чистота и простота, отсутствие излишних украшений и косметики, белоснежный халат, шапочка и наличие сменной обуви. Одежда, выражение лица, манера держать себя отражают некоторые аспекты личности медицинского работника, степень его заботы, внимания к пациенту.
«Медикам следует держать себя чисто, иметь хорошую одежду, ибо все это приятно для больных» (Гиппократ).
Помните! Медицинская форма не нуждается в украшениях. Она сама украшает человека, символизирует чистоту помыслов, строгость в выполнении профессиональных обязанностей. Не будет доверия у пациента к медицинскому работнику, у которого взгляд хмурый, поза небрежная, а говорит так, словно делает одолжение. Медицинский работник должен держаться просто, говорить ясно, спокойно, сдержанно.
3. Культура речи является второй составной частью внешней культуры. Речь медицинского работника должна быть четкой, негромкой, эмоциональной, отличаться вежливостью. Нельзя использовать уменьшительные эпитеты при обращении к пациенту: «бабулька», «голубушка» и т.д.
Нередко приходится слышать, как о пациенте говорят: «диабетик», «язвенник», «астматик» и т. д.
Иногда речь медицинских работников пересыпана модными, жаргонными словами, примитивна, пациент не проникается доверием к ним. Такие издержки речевой культуры медицинских работников как бы отгораживают его от пациента, отодвигают на задний план личность пациента, его индивидуальность, а у пациента вызывают негативную реакцию. Основными принципами сестринском этики и деонтологии, изложенными в клятве Флоренс Найтингейл, Этическом кодексе Международного совета медицинских сестер и Этическом кодексе медицинских сестер России являются:
1. Гуманность и милосердие, любовь и забота.
2. Сострадание, доброжелательность.
3. Бескорыстие, трудолюбие, учтивость и др.
III.
Коммуникация имеет большое значение в жизни каждого человека, и тем более в работе медика, поскольку общение в медицине — это контакт человека с человеком, медика с пациентом и его родственниками. Даже если медсестра коммуникабельна от природы, важно, чтобы она умела анализировать свое общение с людьми и сознательно использовала свои навыки для совершенствования профессиональной деятельности.
Общение— сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку стратегий взаимодействия, восприятие и понимание людьми друг друга.
Общение медсестры с пациентом— процесс установления и развития контактов с целью достижения оптимального уровня жизнедеятельности пациентов.
Часто общение медсестры с пациентом происходит, когда пациент расстроен, подавлен, агрессивен, испытывает физические или психологические трудности. Очевидно, что медсестрам требуются специальные знания и умения, чтобы общение оказало максимальную помощь и поддержку пациентам.
Выделяют следующие компоненты и виды общения.
Компоненты:
6. Коммуникативный— обмен информацией между сестрой и пациентом.
7. Перцептивный (перцепция — представление, понимание)— процесс восприятия и понимания собеседников при общении.
8. Интерактивный (интеракция)— взаимодействие партнеров для организации совместной деятельности и разработки общей линии поведения.
Виды общения:
1. Деловое —общение партнеров по вопросам совместной деятельности.
2. Ролевое— коммуникация людей определена социальной ролью собеседников.
3. Личностно-ориентированное —общение между партнерами с учетом знаний индивидуальных особенностей личности.
Уровни общения
1. Внутриличностное(внутренний диалог) — мысленное общение человека с самим собой: анализ ситуации, разработка идей, планирование действий.
2. Межличностное —обмен информацией с коллегами, друзьями, родственниками.
3. Общественное— взаимодействие одного человека с группой людей, коллективом, большой аудиторией.
Необходимо помнить, что правильное общение усиливает взаимопонимание между людьми
Американский исследователь Лассуэлл предложил модель коммуникативного процесса из пяти элементов.
отправитель — кто передает информацию; сообщение — посылаемая информация; канал — форма отправки сообщения (речь, жесты); получатель — кому посылается сообщение; подтверждение — эффективность сообщения.
Психологические типы собеседников
Для каждого пациента медсестра должна найти свой индивидуальный подход, и только тогда возможно эффективное терапевтическое общение. В зависимости от конкретной ситуации это поможет ей быть более гибкой в понимании людей. Классификация типов собеседников (А. Б. Добрович, отечественный психолог, 1987) поможет медикам определить психологический тип собеседника и оптимальную тактику для общения с ним.
Доминантный собеседник— человека не особенно интересуют вопросы такта, своевременности, уместности обращения к собеседнику или вопросы взаимопонимания при общении, он настроен прежде всего на влияние и воздействие на собеседника, его желание — оставить впечатление своего превосходства — физического, психического или интеллектуального. Это можно почувствовать по его мимике, осанке, взгляду.
В общении перебивает человека, но никогда не даст перебить себя, слушает только себя, не давая собеседнику вставить слово. Трудно признает свою неправоту, подсознательно уважает тех, кто способен проявить настойчивость и не поддаться его влиянию. Но если собеседник также является доминантным, то между ними может возникнуть серьёзное напряжение.
Амбициозный доминант часто невыносим, задача сестры — своевременно распознать этот психологический тип, проявить выдержку и такт в общении с ним. Следует дать возможность проявить доминантность и деликатно склонить на свою сторону в определенной ситуации.
Недоминантный собеседник— полная противоположность доминантного типа собеседника. Обычно такой человек довольно застенчив, чувствует неловкость при обращении к другим людям. Деликатный, тактичный человек, предупредительный, чуткий по отношению к доминантному партнёру, уступчив и часто теряется при психологическом давлении на него, даже при условии, что он прав, а не собеседник. Он не позволит себе перебить партнера, терпеливо переносит любые попытки перебить его самого. Любая ссора и конфликт тяготят такого человека.
Недоминантному собеседнику необходимо поощрение, подбадривание и поддержка со стороны собеседника. Медсестра должна помнить об особенностях данного типа и учитывать их в общении с такими пациентами.
Мобильный собеседник— человек легко переключается с любого вида деятельности на процесс общения и на собеседника. Но затем он так же легко может отвлечься от беседы и переключиться на какую-либо деятельность. В процессе общения живо участвует мимикой, жестами, интонациями, речь его, как правило, быстра и тороплива, непроизвольно торопит с ответом и своего партнёра по общению.
Если собеседник чрезвычайно мобилен, то медсестра должна знать, что лучше всего начать общение с ним с определённой «подстройки» под его темп и ритм, постепенно замедляя скорость и мягко направляя обсуждение проблемы в нужное русло.
Ригидный собеседник— данному типу необходимо определённое время для коммуникации. Основателен в общении, слушает партнёра внимательно, реагирует вдумчиво, объясняет свои мысли подробно, может обидеться, если его торопят с ответом. Трудно переключается с одного дела на другое, долго «прокручивает» в сознании все детали и нюансы беседы.
Медсестре необходимо запастись терпением в общении и не торопить его без крайней необходимости, мягко направляя беседу в нужное русло.
Экстравертивный собеседник— человек направлен на объект, на «другого». Он коммуникабелен и оценивает других людей по коммуникабельности. В общении — внимателен, дружелюбен, жаждет получить то же и от других, незлопамятен, в случае ссоры «не держит камень за пазухой». Особое восприятие мира. На свое здоровье мало обращает внимания. Большой круг знакомых, его собственное «я» и «я» другого человека идентичны, поэтому ему легко среди людей.
Экстраверту нужна постоянная смена впечатлений и партнёров. Его тяготит однообразие лиц и тем. Для привлечения внимания к себе он способен подчас на нетривиальные, эксцентричные выходки и высказывания. Общение медиков с такими людьми обычно не представляет сложности.
Интровертивный собеседникне склонен к внешним контактам, общению. Собственные ценности выше ценностей объекта, обращает внимание не на людей, а на свои чувства.
Узкий круг общения. Если он вам доверяет, то доверяет полностью. Не выносит поверхностного общения, ему проще «общаться» с книгами, вещами, чем с людьми. Ценит дружбу, не любит обсуждать свои и чужие личные дела. В общении с таким человеком следует быть особенно корректным и внимательным.
Средства общения
Вербальные | Невербальные |
язык | визуальные |
речь | акустические |
тактильные | |
ольфакторные (обонятельные) |
Общение с пациентом — важнейший элемент процесса лечения и ухода. Здесь важны искренность, сочувствие, сопереживание, совместная радость в процессе излечения. Личная задушевная беседа может дать больше в сборе анамнеза, чем подробные анкеты и даже анализы. Многое расскажут о личности больного, о его чувствах и впечатлениях не только содержание речи, но и такие формальные элементы, как интонация, тембр голоса, стиль разговора, мимика.