Тема 2. Развитие психики и сознания
Психология
Рабочая тетрадь
Для студентов всех направлений
(программа подготовки бакалавра)
Москва 2011
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение
высшего профессионального образования
«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Кафедра «Прикладная психология»
Психология
Рабочая тетрадь
Для студентов всех направлений
(программа подготовки бакалавра)
Одобрено кафедрой «Прикладная психология»
(протокол № 10 от 18 февраля 2011 г.)
Москва 2011
УДК
ББК
Рецензент: Е.Г. Балбасова, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования Московского городского педагогического университета
Гагарина М.А., Коробанова Ж.В.
«Психология». Рабочая тетрадь учебной дисциплины для студентов, обучающихся по всем направлениям (программа подготовки бакалавра). – М.: Финуниверситет, кафедра «Прикладная психология», 2010. – 32 с.
Дисциплина «Психология» является базовой дисциплиной гуманитарного, социального и экономического цикла дисциплин Федерального образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлениям: «Экономика», «Менеджмент», «Политология» и «Социология».
Рабочая тетрадь представляет собой сборник теоретических и практических заданий, упражнений и тестов (как психологических, так и учебных) по курсу «Психология». Тематика рабочей тетради полностью соответствует программе базовой учебной дисциплины «Психология», преподаваемой в Финансовом университете.
УДК
ББК
Учебное издание
Гагарина Мария Анатольевна, Коробанова Жанна Владимировна
Психология
Рабочая тетрадь
Компьютерный набор, верстка М.А. Гагарина, Ж.В. Коробанова
Формат 60х90/16. Гарнитура Times New Roman
Усл. п.л. _ Изд. № - 2011. Тираж __ экз.
Отпечатано в Финуниверситете
Заказ ____________
Ó_____________________________ 2011
Ó Финуниверситет, 2011
Содержание
Введение …………………………………………………………… | |
Тема 1. Предмет психологии, ее задачи и методы ……………… | |
Тема 2. Развитие психики и сознания ……………………………. | |
Тема 3. Чувственные формы освоения действительности ……… | |
Тема 4. Рациональные формы освоения действительности ……. | |
Тема 5. Потребности и мотивы. Психическая регуляция поведения. ………………………………………………………….. | |
Тема 6. Психология личности …………………………………….. | |
Тема 7. Межличностные отношения ……………………………... | |
Психологический кроссворд ……………………………………… | |
Тематика рефератов ……………………………………………….. | |
Примерные вопросы к зачету …………………………………….. | |
Рекомендуемая литература ……………………………………….. | |
Программное обеспечение и Интернет-ресурсы ……………….. | |
Приложения ………………………………………………………... |
Введение
Изучение дисциплин психологического цикла, которые начинаются с базового курса «Психология», в силу специфики самого предмета науки требует организации активной познавательной деятельности студентов. Рабочая тетрадь как форма организации учебной деятельности отвечает этим требованиям, позволяет обеспечивать связь теории психологии с практикой.
Рабочая тетрадь студента включает задания, учебные задачи, диагностические материалы по темам рабочей программы учебной дисциплины «Психология», направленные на усвоение методологических основ психологии, категориального аппарата общей психологии, закрепление и оперирование соответствующими знаниями.
Рабочая тетрадь содержит тематику рефератов по психологии, примерные вопросы к зачету, список рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов.
Данные материалы предназначены как для работы на семинарских и практических занятиях, так и для самостоятельной работы студентов.
Тема 1. Предмет психологии, ее задачи и методы
Вопросы для подготовки к занятию
1.Основные различия между научным и житейским психологическим знанием.
2. Виды наблюдения в психологии.
3. Эксперимент как метод научного исследования в психологии.
4.Этапы развития психологического знания.
5. Основные этапы формирования психологии как самостоятельной науки.
6. Бихевиоризм как психологическая школа.
7. Психоанализ как психологическая школа.
8. Гуманистическая психология как психологическая школа.
7. Тенденции развития современной психологии.
8. Связи психологии с другими областями научного знания.
9. Практическая психология в современной жизни.
Задание 1.1
Сравнительный анализ житейского и научного психологического знания. Заполните таблицу:
Критерии сравнения | Житейская психология | Научная психология |
Определение | Психологические знания, получены людьми из обыденной жизни | Устойчивые психологические знания, полученные в результате теоретического изучения психики людей и животных |
По характеру | ||
По охвату | ||
По способам получения/ передачи знаний | ||
По методам |
Задание 1.2.
Приведите примеры жизненных и профессиональных ситуаций, когда возникает необходимость в научных психологических знаниях. Какие знания по психологии могли бы здесь пригодиться?
________________________________________________________________
Какие знания по психологии могут потребоваться в вашей будущей профессии?______________________________________________________
Задание 1.3.
Составьте схемы:
б) «Классификация психических явлений».
а) «Методы исследования в психологии».
Задание 1.4.
Впишите названия отраслей психологии в схему.
|
Тема 2. Развитие психики и сознания
Вопросы для подготовки к занятию
1. Определите сущность понятия «психика».
2. Перечислите и охарактеризуйте основные этапы развития психики.
3.Определите содержание понятий «раздражимость», «чувствительность», «ощущение».
4. Поведение как форма приспособления к условиям внешней среды.
5. Перечислите познавательные процессы и кратко охарактеризуйте каждый из них.
6.Раскройте содержание понятия «бессознательное» и его роль в регуляции поведения человека.
7. Определите сущность понятия «сознание».
8. Раскройте содержание понятия «Я-концепция» и ее роль в регуляции поведения человека.
9. Перечислите и кратко охарактеризуйте основные функции психики.
10. Расскажите о происхождении сознания.
11. Раскройте сущность инстинктивного поведения.
12. Назовите основные стадии развития психики и поведения животных.
13. Назовите основные типы нервной системы и охарактеризуйте каждый из них.
14. Дайте понятие условных рефлексов как физиологической основы поведения животных.
15. Назовите отличительные характеристики интеллектуального поведения животных.
16. Раскройте содержание концепции Леонтьева-Фабри.
Задание 2.1.
Заполните таблицу «Развитие психики и поведения животных (по А.Н.Леонтьеву и К.Э. Фабри)»:
Стадии и уровни психики | Особенности поведения | Виды живых существ, находящихся на данном уровне развития |
1. Стадия сенсорной психики | ||
А. Низший уровень Б. Высший уровень | ||
2. Стадия перцептивной психики | ||
А. Низший уровень Б. Высший уровень В. Наивысший уровень |
Задание 2.2.
Какие понятия обозначают психические явления?
Слезы, нервный процесс, мышление, память, сон, смех, бег, информация, дыхание, воля, страх, любовь, вера, знания, ощущения, сердцебиение, инстинкт, биотоки мозга, анализатор, слух, ум, восприятие, настроение, интерес, боль, сочувствие, зависть, раздражение, чувствительность[1].
Тема 3. Чувственные формы освоения действительности
Вопросы для подготовки к занятию
1. Дайте определение ощущения как чувственной формы освоения действительности.
2. Перечислите основные характеристики ощущений.
3. Расскажите о строении анализатора.
5. Назовите основные классификации ощущений.
7. Расскажите о порогах ощущений и охарактеризуйте их виды.
8. Расскажите об основных закономерностях ощущений (сенсорная адаптация, сенсибилизация, синестезия, взаимодействие ощущений).
10. Перечислите основные пути и средства развития ощущений.
12. Дайте определение восприятия как чувственной формы освоения действительности, подчеркнув его специфику и взаимосвязь с другими познавательными процессами.
16. Назовите и охарактеризуйте основные свойства восприятия.
17. Расскажите об иллюзиях восприятия.
18. Назовите основные классификации форм восприятия.
19. Расскажите об индивидуальных различиях в восприятии.
20. Расскажите о роли представлений в регуляции поведения человека.
21. Дайте определение внимания как чувственной формы освоения действительности, подчеркнув его специфику и взаимосвязь с другими познавательными процессами.
23. Назовите и охарактеризуйте основные свойства внимания.
24. Расскажите об основных видах внимания.
27. Перечислите основные методы изучения внимания.
28.Перечислите основные пути и средства развития внимания.
Ощущение – это процесс отражения в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы чувств.
Задание 3.1.
Составьте схему «Виды ощущений»:
Средние значения абсолютных порогов ощущений разных органов чувств.
Орган чувств | Величина абсолютного порога (возникает едва заметное ощущение) |
Зрение | Способность воспринимать ясной темной ночью пламя свечи на расстоянии до 48 км от глаза |
Слух | Способность различить тиканье ручных часов в полной тишине на расстоянии до 6 м |
Вкус | Ощущение одной чайной ложки сахара в растворе, содержащем 8 л воды |
Запах | Ощущение запаха одной капли духов в помещении из 6 комнат |
Осязание | Ощущение движения воздуха при падении крыла мухи на поверхность кожи с высоты 1 см |
Приведем еще несколько примеров, насколько велика чувствительность анализаторов человека.
Адаптированный к темноте глаз отвечает примерно на 7 квантов света… Если бы глаз был еще более чувствителен, …постоянный свет казался бы прерывистым, и мы, без сомнения, могли бы видеть химические процессы в самом глазу.
Абсолютный порог для слуха настолько мал, что, если бы ухо было лишь немного чувствительнее, мы могли бы слышать случайные удары молекул по барабанной перепонке
Абсолютный порог обонятельной клетки для сильно пахучих веществ равен примерно 8 молекулам этого вещества. Вкусовые ощущения порождаются числом молекул в тысячи раз большим.
Задание 3.2.
Для описания общих закономерностей ощущений используются следующие понятия: синестезия, сенсибилизация, адаптация, порог чувствительности, последовательный образ и т.д. О каких закономерностях идет речь в приведенных примерах[2]?
1) Встречаются случаи, когда при воздействии звуковых раздражителей у субъекта возникают зрительные образы. Способностью цветного слуха обладали, например, Н.А.Римский – Корсаков, А.Н. Скрябин и др._______________________________________________________
__________________________________________________________
2) Попадая из полутемной комнаты в ярко освещенное пространство, мы бываем сначала ослеплены и не способны различать вокруг какие-либо детали. Только через некоторое время становится возможным нормально видеть. __________________________________________
__________________________________________________________
3) Глаз художника различает значительно меньшие изменения величины предмета, чем доступно нехудожникам._________________________
________________________________________________________
4) Зрительные, температурные, вкусовые, болевые ощущения не сразу исчезают после того, как перестает действовать раздражитель, а продолжаются некоторое время._______________________________
__________________________________________________________
5) По отношению к каждому органу чувств существует минимальная величина раздражителя, которая в данных условиях способна вызвать едва заметное ощущение._____________________________________
__________________________________________________________
Восприятие – это процесс отражения в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств предметов и явлений в целом.
Все, что воспринимает человек, он воспринимает как фигуру на фоне. Посмотрите внимательно на рисунки и прокомментируйте, что является фигурой, а что фоном.
____________________________________________________________
____________________________________________________________
Задания 3.3.
Заполните таблицу «Свойства восприятия».
Свойство восприятия | Определение, пример проявления свойства |
Внимание – это направленность и избирательность сознания, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида.
Задание 3.4.
Охарактеризуйте виды внимания:
Виды внимания | Характеристика, пример |
непроизвольное | |
произвольное | |
послепроизвольное |
Задание 3.5.
Напишите свойства внимания: ___________________________________
________________________________________________________________К каким свойствам внимания предъявляются повышенные требования в учебной деятельности?__________________________________________
_____________________________________________________________
в вашей будущей профессии?_______________________________________
_____________________________________________________________