Глава 1. Теоретические основы противопожарной пропаганды

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 4

Глава 1. Теоретические основы противопожарной пропаганды 8

§ 1.1. Понятие противопожарной пропаганды стр. 17

§ 1.2. Формы и технологии информационно-психологического воздействия противопожарной пропаганды

Глава 2. Организация и проведение противопожарной пропаганды стр. 12

§ 2.1. Организация противопожарной пропаганды стр. 17

§ 2.2. Виды и пути проведения противопожарной пропаганды стр. 24

Глава 3. Направления противопожарной пропаганды стр. 28

Создание позитивного образа сотрудника государственного пожарного надзора (государственной противопожарной службы) стр. 38

§ 3.2. Организация противопожарной пропаганды среди детей стр. 42

§ 3.3. Проведение противопожарной пропаганды среди работающего населения в рамках обучения мерам пожарной безопасности стр. 46

Заключение стр. 87

Библиографический список стр. 88

Приложение стр. 90-92

Введение

Нужны такие слова, которые бы звучали как колокол набата, тревожили всё и, сотрясаясь, толкали вперед.

М.Горький

Пропаганда – одно из величайших орудий в деле борьбы с пожарами. Она позволяет сделать бессильное само по себе слово могучим и неотразимым. При этом сказанное умело, искренне и вовремя слово способно увлекать за собой самого говорящего, ослеплять его и окружающих своим блеском, объединять людей на выполнение противопожарных мероприятий.

Правовые основы для информационного воздействия на развитие личности человека исходят из современной политики государства. Федеральный закон РФ «О пожарной безопасности» устанавливает многоплановый характер противопожарной пропаганды, определяет инструменты для защиты жизни, здоровья и имущества граждан от пожаров.

Анализ нормативно-правовых актов и специальной литературы по рассматриваемой проблеме позволил выделить противоречиемежду социальным заказом на качественное противопожарной пропаганды и недостаточной подготовкой органов государственного пожарного надзора к решению данной задачи.

Фундаментальные вопросы проведения противопожарной пропаганды получили обоснование в трудах Ю.Л. Воробьева, Г.Н. Кириллова, Ю.И. Дешевых, Н.П. Копылова, А.В. Матюшина и других.

В ряде публикаций рассматриваются проблемные аспекты пропаганды пожарно-профилактического характера (В. Мартынов, М.А. Комова, О.Д. Ратникова, Г.А. Прытков).

Многие авторы считают, что периодические издания не горят желанием печатать материалы пожарно-профилактического характера, но когда горят (в прямом смысле) здания и гибнут люди, тогда мате­риал идет крупным шрифтом на первую по­лосу. Следовательно, для подготовки серии серь­езных профилактических статей требуется не только соответствующая квалификация авторов, но и дополнительное финансирова­ние. Редакции проще ограничиться экстрен­ной информационной заметкой - констата­цией, на безвозмездной основе, «жареного» факта, и при этом уже соблюдена 26 статья Федерального закона «О пожарной безопас­ности» об обязанностях средствах массовой информации в деле борьбы с пожарами.

В. Мартынов утверждает, что, отказываясь бесплатно печатать про­филактические статьи пропагандистов по­жарной безопасности, представители реги Глава 1. Теоретические основы противопожарной пропаганды - student2.ru ональных средств массовой информации высказали во всеуслышание даже такое: «... еще никто в мире не пытался тушить огонь газетами». Возможно, что ту­шить и не пришлось бы, если б не позволили возникнуть пожару.

«Чего же не достает нашей пропаганде?» - задаются вопросом М.А. Комова, О.Д. Ратникова, Г.А. Прытков. Отвечая на этот вопрос, они сходятся во мнении о том, что необходимо превратить сухой пе­речень норм и правил в такой «информаци­онный продукт» по пожарной безопасности, который был бы как полезным, так и привле­кательным.

Для целей противопожар­ной пропаганды не менее важно то, как ос­вещаются средствами массовой информации вопросы профилактики пожаров, первооче­редные действия людей в пожароопасных ситуациях и при пожарах. Существует некоторый языковой барьер, который делает пожарно-техническую терминологию довольно неоднозначной и сложной для восприятия гражданами.

Нередко в информационных сообще­ниях или в учебной литературе встречают­ся ошибки, неточности либо сокращения, которые вводят внимательного читателя в заблуждение. Например, используются неграмотные словосочетания «противопо­жарная безопасность», «поражающие фак­торы пожара» вместо грамотных «пожарная безопасность», «опасные факторы пожара»; часто подменяют, понятие «загорание» поня­тием «пожар», в результате чего последую­щие рекомендации оказываются неверными. (К примеру, школьников нужно обучать туше­нию загорания, но никак не пожара. Тушить пожар - это дело подготовленных взрослых людей и профессионалов).

В средствах массовой информации практически отсутствует реклама средств предупреждения и тушения пожа­ров, оборудования для спасания и самоспасания, средств индивидуальной защиты от опасных факторов пожара, предназна­ченных для разновозрастных категорий на­селения.

Другим, не менее важным фактором, по мнению авторов, является смена поколений. При соблюдении правил пожар­ной безопасности люди старшего поколе­ния, как правило, более дисциплинирован­ны, исполнительны (иногда до автоматизма, что и требуется). По-прежнему продолжают работать старые лозунги, ставшие шабло­нами: «Уходя, гасите свет!», «Отключайте электроприборы!», «При грозе отключите электропитание!», «Не бросайте непотушенными спички и папиросы!» и др. Между тем жизнь общества сильно изменилась, выросли новые поколения россиян, а новые шаблоны, т. е. нужные привычки, не выработаны.

Авторы отмечают, что молодежь и люди среднего возраста с голо­вой окунулись в современную жизнь. Высо­кие темпы научно-технического прогресса, большое разнообразие потребляющей элек­троэнергию техники, множество веществ и материалов не природного характера (с но­выми свойствами), с одной стороны, спешка и обычная безответственность - с другой.

Известный алгоритм современного под­хода к обеспечению личной безопасности «предвидеть - предотвратить - спастись», к сожалению, даёт сбой уже на пер­вом этапе. Чтобы предвидеть событие, надо обладать некоей изначально необходимой информацией. И далее - необходимо жела­ние самого человека предотвратить нега­тивное событие (во многом это зависит и от уровня его воспитания, культуры) Для нас же важно сделать так, чтобы естественная потребность человека в лич­ной безопасности переросла в потребность приобретать пожарно-технические знания, навыки и опыт, которые сопутствовали бы ему на протяжении всей жизни.

Как известно, на обстанов­ку с пожарами в России заметно повлияли следующие обстоятельства: общедоступ­ность и популярность спиртного, социальное расслоение общества, безработица, безнад­зорность, а также ухудшение технического состояния промышленного оборудования, изношенность жилого фонда, электросетей, коммуникаций и прочее.

К уже перечисленным причинам неком­петентности граждан в области пожарной безопасности можно добавить другие, напри­мер, снижение роли добровольных пожарных дружин или же их полное отсутствие; труд­ности послеперестроечного возрождения Всероссийского добровольного пожарного общества (ВДПО); малочисленность дружин юных пожарных.

Исходя из вышеизложенного, можно отметить следующее. В противопожарную пропаганду вкладываются государственные средства с основной целью: сохранить жизни людей и материальные ценности. Но из года в год тысячи граждан вдруг оказываются один на один с пожаром, который сами же и вызвали по халатности или незнанию.

Таким образом, актуальность подготовки настоящего учебного пособия определяется недостаточной теоретической разработанностью проблемы и практической необходимостью обобщения имеющегося опыта проведения противопожарной пропаганды.

Для решения данных проблем необходимо обучение руководи­телей Государственной противопожарной службы и специалистов, занимающихся организацией противопожарной пропаганды и работой с общественностью. Это обучение необходимо проводить с учетом следующих особенностей:

1. Система органов противопожарной пропаганды и работы с общественностью должна иметь иерархическую структуру, распреде­ление функций между различными ее уровнями, планирование и коор­динацию деятельности всех элементов системы.

2. Эффективность пропагандистского воздействия зависит от учета особенностей объекта воздействия (пол, возраст, образование, профессия, место проживания и т.п.). При дифференцированном подходе возможно непрерывное воздействие на людей в течение всей их жизни.

3.В пропагандистском сообщении провозглашается не запрещение, которое всегда вызывает протест, а подведение человека к сознанию необходимости соблюдения правил безопасности. Гораздо эффективнее методы, ориентированные на потребности людей.

4. Информация должна посильно восполнять недостающий лич­ный опыт граждан.

5. Противопожарной пропагандой и работой с общественностью долж­ны заниматься профессионалы.

6. Недопустимо разглашать личные сведения граждан без их письменного разрешения при проведении противопожарной пропаганды.

Глава 1. Теоретические основы противопожарной пропаганды

Наши рекомендации