Глава 1. Теоретические основы противопожарной пропаганды
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы противопожарной пропаганды 8
§ 1.1. Понятие противопожарной пропаганды стр. 17
§ 1.2. Формы и технологии информационно-психологического воздействия противопожарной пропаганды
Глава 2. Организация и проведение противопожарной пропаганды стр. 12
§ 2.1. Организация противопожарной пропаганды стр. 17
§ 2.2. Виды и пути проведения противопожарной пропаганды стр. 24
Глава 3. Направления противопожарной пропаганды стр. 28
Создание позитивного образа сотрудника государственного пожарного надзора (государственной противопожарной службы) стр. 38
§ 3.2. Организация противопожарной пропаганды среди детей стр. 42
§ 3.3. Проведение противопожарной пропаганды среди работающего населения в рамках обучения мерам пожарной безопасности стр. 46
Заключение стр. 87
Библиографический список стр. 88
Приложение стр. 90-92
Введение
Нужны такие слова, которые бы звучали как колокол набата, тревожили всё и, сотрясаясь, толкали вперед.
М.Горький
Пропаганда – одно из величайших орудий в деле борьбы с пожарами. Она позволяет сделать бессильное само по себе слово могучим и неотразимым. При этом сказанное умело, искренне и вовремя слово способно увлекать за собой самого говорящего, ослеплять его и окружающих своим блеском, объединять людей на выполнение противопожарных мероприятий.
Правовые основы для информационного воздействия на развитие личности человека исходят из современной политики государства. Федеральный закон РФ «О пожарной безопасности» устанавливает многоплановый характер противопожарной пропаганды, определяет инструменты для защиты жизни, здоровья и имущества граждан от пожаров.
Анализ нормативно-правовых актов и специальной литературы по рассматриваемой проблеме позволил выделить противоречиемежду социальным заказом на качественное противопожарной пропаганды и недостаточной подготовкой органов государственного пожарного надзора к решению данной задачи.
Фундаментальные вопросы проведения противопожарной пропаганды получили обоснование в трудах Ю.Л. Воробьева, Г.Н. Кириллова, Ю.И. Дешевых, Н.П. Копылова, А.В. Матюшина и других.
В ряде публикаций рассматриваются проблемные аспекты пропаганды пожарно-профилактического характера (В. Мартынов, М.А. Комова, О.Д. Ратникова, Г.А. Прытков).
Многие авторы считают, что периодические издания не горят желанием печатать материалы пожарно-профилактического характера, но когда горят (в прямом смысле) здания и гибнут люди, тогда материал идет крупным шрифтом на первую полосу. Следовательно, для подготовки серии серьезных профилактических статей требуется не только соответствующая квалификация авторов, но и дополнительное финансирование. Редакции проще ограничиться экстренной информационной заметкой - констатацией, на безвозмездной основе, «жареного» факта, и при этом уже соблюдена 26 статья Федерального закона «О пожарной безопасности» об обязанностях средствах массовой информации в деле борьбы с пожарами.
В. Мартынов утверждает, что, отказываясь бесплатно печатать профилактические статьи пропагандистов пожарной безопасности, представители реги ональных средств массовой информации высказали во всеуслышание даже такое: «... еще никто в мире не пытался тушить огонь газетами». Возможно, что тушить и не пришлось бы, если б не позволили возникнуть пожару.
«Чего же не достает нашей пропаганде?» - задаются вопросом М.А. Комова, О.Д. Ратникова, Г.А. Прытков. Отвечая на этот вопрос, они сходятся во мнении о том, что необходимо превратить сухой перечень норм и правил в такой «информационный продукт» по пожарной безопасности, который был бы как полезным, так и привлекательным.
Для целей противопожарной пропаганды не менее важно то, как освещаются средствами массовой информации вопросы профилактики пожаров, первоочередные действия людей в пожароопасных ситуациях и при пожарах. Существует некоторый языковой барьер, который делает пожарно-техническую терминологию довольно неоднозначной и сложной для восприятия гражданами.
Нередко в информационных сообщениях или в учебной литературе встречаются ошибки, неточности либо сокращения, которые вводят внимательного читателя в заблуждение. Например, используются неграмотные словосочетания «противопожарная безопасность», «поражающие факторы пожара» вместо грамотных «пожарная безопасность», «опасные факторы пожара»; часто подменяют, понятие «загорание» понятием «пожар», в результате чего последующие рекомендации оказываются неверными. (К примеру, школьников нужно обучать тушению загорания, но никак не пожара. Тушить пожар - это дело подготовленных взрослых людей и профессионалов).
В средствах массовой информации практически отсутствует реклама средств предупреждения и тушения пожаров, оборудования для спасания и самоспасания, средств индивидуальной защиты от опасных факторов пожара, предназначенных для разновозрастных категорий населения.
Другим, не менее важным фактором, по мнению авторов, является смена поколений. При соблюдении правил пожарной безопасности люди старшего поколения, как правило, более дисциплинированны, исполнительны (иногда до автоматизма, что и требуется). По-прежнему продолжают работать старые лозунги, ставшие шаблонами: «Уходя, гасите свет!», «Отключайте электроприборы!», «При грозе отключите электропитание!», «Не бросайте непотушенными спички и папиросы!» и др. Между тем жизнь общества сильно изменилась, выросли новые поколения россиян, а новые шаблоны, т. е. нужные привычки, не выработаны.
Авторы отмечают, что молодежь и люди среднего возраста с головой окунулись в современную жизнь. Высокие темпы научно-технического прогресса, большое разнообразие потребляющей электроэнергию техники, множество веществ и материалов не природного характера (с новыми свойствами), с одной стороны, спешка и обычная безответственность - с другой.
Известный алгоритм современного подхода к обеспечению личной безопасности «предвидеть - предотвратить - спастись», к сожалению, даёт сбой уже на первом этапе. Чтобы предвидеть событие, надо обладать некоей изначально необходимой информацией. И далее - необходимо желание самого человека предотвратить негативное событие (во многом это зависит и от уровня его воспитания, культуры) Для нас же важно сделать так, чтобы естественная потребность человека в личной безопасности переросла в потребность приобретать пожарно-технические знания, навыки и опыт, которые сопутствовали бы ему на протяжении всей жизни.
Как известно, на обстановку с пожарами в России заметно повлияли следующие обстоятельства: общедоступность и популярность спиртного, социальное расслоение общества, безработица, безнадзорность, а также ухудшение технического состояния промышленного оборудования, изношенность жилого фонда, электросетей, коммуникаций и прочее.
К уже перечисленным причинам некомпетентности граждан в области пожарной безопасности можно добавить другие, например, снижение роли добровольных пожарных дружин или же их полное отсутствие; трудности послеперестроечного возрождения Всероссийского добровольного пожарного общества (ВДПО); малочисленность дружин юных пожарных.
Исходя из вышеизложенного, можно отметить следующее. В противопожарную пропаганду вкладываются государственные средства с основной целью: сохранить жизни людей и материальные ценности. Но из года в год тысячи граждан вдруг оказываются один на один с пожаром, который сами же и вызвали по халатности или незнанию.
Таким образом, актуальность подготовки настоящего учебного пособия определяется недостаточной теоретической разработанностью проблемы и практической необходимостью обобщения имеющегося опыта проведения противопожарной пропаганды.
Для решения данных проблем необходимо обучение руководителей Государственной противопожарной службы и специалистов, занимающихся организацией противопожарной пропаганды и работой с общественностью. Это обучение необходимо проводить с учетом следующих особенностей:
1. Система органов противопожарной пропаганды и работы с общественностью должна иметь иерархическую структуру, распределение функций между различными ее уровнями, планирование и координацию деятельности всех элементов системы.
2. Эффективность пропагандистского воздействия зависит от учета особенностей объекта воздействия (пол, возраст, образование, профессия, место проживания и т.п.). При дифференцированном подходе возможно непрерывное воздействие на людей в течение всей их жизни.
3.В пропагандистском сообщении провозглашается не запрещение, которое всегда вызывает протест, а подведение человека к сознанию необходимости соблюдения правил безопасности. Гораздо эффективнее методы, ориентированные на потребности людей.
4. Информация должна посильно восполнять недостающий личный опыт граждан.
5. Противопожарной пропагандой и работой с общественностью должны заниматься профессионалы.
6. Недопустимо разглашать личные сведения граждан без их письменного разрешения при проведении противопожарной пропаганды.
Глава 1. Теоретические основы противопожарной пропаганды