Восприятие
Восприятие – это отражение в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств предметов и явлений в целом, а не отдельных их свойств, как это происходит при ощущении. Восприятие – не сумма ощущений, получаемых от того или иного предмета, а новая ступень чувственного познания с присущими ей особенностями. Восприятие дает человеку информацию об объектах в целом при их непосредственном воздействии на анализаторы. С помощью восприятия человек узнает и различает объекты, относит их к определенной категории, классифицирует и пр. В результате восприятия возникают субъективные образы предметов – представления («соленое» - это ощущение, «соленый помидор» – это восприятие»).
Восприятие обладает рядом свойств:
1) Избирательность восприятия – способность человека воспринимать лишь те предметы, которые представляют для него наибольший интерес. Избирательность восприятия зависит от интересов, установок и потребностей личности.
2) Предметность восприятия – способность человека отражать окружающую действительность как воздействия конкретных ее предметов, относящихся к определенному классу явлений. При этом мозг четко различает предмет, фон и контур их восприятия.
3) Апперцепция – это зависимость восприятия от прежнего опыта человека. Так, в восприятии одного и того же предмета разными людьми бывают различия в зависимости от поставленной задачи, установки, психического состояния каждого из них. Апперцепция придает активный характер восприятию личности. Воспринимая предметы, человек выражает к ним свое отношение.
4) Осмысленность (категориальность) восприятия показывает, что восприятие носит обобщенный характер, каждый воспринимаемый объект обозначается словом и относится к определенному классу. Воспринимаемые предметы имеют для человека определенный жизненный смысл. Они могут быть вредными или полезными, желанными или нежеланными и т.д. Благодаря осмысливанию сущности и назначения предметов становится возможным их целенаправленное использование.
5) Константность восприятия – это постоянство в восприятии, которое обусловливается знанием физических свойств предмета, а также тем, что предмет воспринимается в кругу известных человеку предметов. Константность восприятия обеспечивает постоянство воспринимаемой величины, формы и цвета предметов при изменении расстояния, ракурса, освещенности. Константность восприятия объясняется опытом, приобретенным в процессе индивидуального развития личности, и имеет большое практическое значение.
6) Целостность восприятия выражается в том, что образы отражаемых предметов выступают в сознании человека в совокупности многих качеств и характеристик, даже если отдельные из этих качеств в данный момент не воспринимаются.
Выделяют следующие виды восприятия.
В зависимости от форм отражения: восприятие а) пространства, б) времени, в) движения.
В зависимости от цели: а) преднамеренные восприятия, в основе которых лежит сознательно поставленная цель; они связаны с волевыми усилиями человека; б) непреднамеренные восприятия, при которых предметы окружающей действительности воспринимаются без специально поставленной задачи, а процесс восприятия не связан с волевыми усилиями человека.
В зависимости от степени организации: а) организованное восприятие (наблюдение) – это организованное, целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира; б) неорганизованное – это обычное непреднамеренное восприятие окружающей действительности.
В зависимости от способа актуализации: а) непроизвольное, которое возникает непреднамеренно, стихийно и актуализируется либо особенностями самих объектов (новизна, яркость, необычность), либо их соответствием потребностям и интересам человека; б) произвольное, которое подчинено специальной цели – что-либо заметить, обнаружить, воспринять. Оно формируется в период младшего школьного возраста.
Восприятие экономических явлений и формирование представлений о них важны для каждого современного человека, но особую значимость они приобретают для специалиста в сфере экономики. Грамотное управление предприятием любой формы собственности в современных условиях возможно при сборе информации об экономических явлениях, т.е. при развитом восприятии необходимой информации.
Каналы восприятия и переработки информации имеют различное значение. В частности, выделяют людей «аудиалов», «визуалов», «кинестетиков».
Для аудиала наиболее значимой является информация, полученная благодаря слуховым ощущениям. Аудиалы особое внимание уделяют звучанию голоса собеседника, смыслу тех фраз, которые слышат, громкости звука, его гармоничности. Покупатель-аудиал ждет от менеджера по продажам подробных разъяснений о товаре, для него важно поговорить с продавцом, обсудить преимущества и недостатки товара.
Для визуала важна зрительная информация, т.е. то, что видит – цветовая гамма продукта, оформление интерьера офиса или магазина. Решение о приобретении товара будет сделано лишь после того, как человек увидит себя в новой одежде или представит, как будет выглядеть его рабочий кабинет (мысленно нарисует картинку). Для такого покупателя важен внешний вид продавца, улыбающееся приветливое выражение лица, интерьер кафе или магазина.
Для кинестетика решающими являются осязательные ощущения. Ему необходимо прикоснуться к продукту, к товару, испытать приятные ощущения от манипулирования тем или предметом. Такой человек пробует товар «на ощупь», «на вкус», «на запах».