Психическое развитие ребенка и факторы, обуславливающие его

Ученик С. Холла, известный американский психолог А. Гезелл (1880-1971) проводил лонгитюдное изучение психического развития детей с рождения до подросткового возраста с помощью повторяющихся срезов.

Физический рост, двигательное и психическое развитие проходят ряд возрастных стадий в строго определенной последовательности.

Выявленные Гезеллом этапы отличаются преимущественно темпом развития, количественным «приростом поведения». Сформулированный Гезеллом общий закон развития гласит, что темп психического развития наиболее высок и достижения наиболее значительны в первые годы жизни; по мере взросления ребенка происходит замедление, затухание скорости развития. Периодизация возрастного развития (роста) Гезелла предлагает расчленение детства на периоды развития по критерию изменения внутреннего темпа роста: от рождения до 1 года - наиболее высокий «прирост» поведения, от 1 года до 3 лет - средний и от 3 до 18 лет - низкий темп развития. В центре научных интересов Гезелла было именно раннее детство - до трехлетнего возраста. Гезелл рассматривал развитие ребенка как форму адаптации к среде, основанную на биологических факторах созревания организма (таблица 7).

Таблица 7

Теория А. Геззела

Основной предмет исследования Содержание и темпы психического развития ребенка от рождения до полового созревания
Методы исследования Наблюдения (в специально оборудованном помещении, с кино- и фоторегистрацией), тесты, опросы родителей; лонгитюд; сравнение развития близнецов, здоровых детей и больных
Основные понятия Созревание, развитие, прирост поведения, последовательность развития, скорость роста (развития)
Основные идеи Зависимость психического развития (всех его компонентов — от моторики до личности) от созревания нервной системы, неравномерность темпа психического развития, замедление темпа на протяжении детства. Необходимость контроля за развитием
Факторы развития Биологический фактор, генетически заданное созревание (преформизм)
Ценное Внедрение новых методов, методик и оборудования для проведения психологических исследований. Мощная эмпирическая база. Основательность и тщательность в описании феноменологии детского развития. Привлечение внимания к важности процессов созревания. Создание нормативов моторного развития
Направления критики Акцентирование биологической основы развития «эмпирический эволюционизм» (Л.С. Выготский); абсолютизация нормативов, перенос данных, полученных на детях среднего класса, на все остальные

К. Бюлер (1879-1973) известен как автор преформистской теории трех ступеней в развитии ребенка. Каждый ребенок в своем развитии закономерно проходит стадии, которые соответствуют стадиям эволюции форм поведения животных: инстинкт, дрессура, интеллект (таблица 8).

Таблица 8

Стадии развития ребенка по К. Бюлеру

Этапы (ступени) Характеристика
Инстинкт Низшая ступень развития; наследственный фонд способов поведения, готовый к употреблению и нуждающийся лишь в определенных стимулах. Набор готовых инстинктов у ребенка (новорожденного) узок - крик, сосание, глотание, защитный рефлекс. Наслаждение наступает в результате удовлетворения инстинктивной потребности, т.е. после выполнения действия.
Дрессура Образование условных рефлексов, прижизненно складывающиеся навыки, что дает возможность приспособиться к различным жизненным обстоятельствам, опирается на награды и наказания, или на успехи и неудачи. Детская игра, по Бюлеру, - естественное продолжение игры у животных, возникает на данной стадии. Удовлетворение переносится на сам процесс совершение действия.
Интеллект Высшая стадия развития; приспособление к ситуации путем изобретения, открытия, обдумывания и осознания проблемной ситуации. Бюлер всячески подчеркивает «шимпанзеподобность» поведения детей первых лет жизни. Предвосхищающее удовольствие на этапе решения задачи.

Биологический фактор (саморазвитие психики, саморазвертывание) рассматривался им как основной. При переходе от одной стадии развития психики к другой развиваются и эмоции, причем происходит смещение удовольствия от конца деятельности к началу.

Таблица 9

Особенности теории К. Бюлера

Основной предмет исследования Закономерности психического развития; выделение стадий развития детской психики (инстинкт, дрессура, интеллект)
Методы исследования Зоопсихологический эксперимент
Основные понятия Инстинкт, дрессура, навык, интеллект, функциональное удовольствие, предвосхищающее удовольствие
Основные идеи Перенос закономерностей эволюции психики животных на психическое развитие ребенка. Рассмотрение психики ребенка как связующего эволюционного звена между животной психикой и психикой взрослого культурного человека. Роль эмоций в развитии.
Факторы развития Преформизм, наследственность
Ценное Применение эксперимента в изучении детского развития, идея развития
Направления критики Биологизаторский подход - невидение, игнорирование специфики развития человека, принижение возможностей ребенка

Немецкий психолог В. Штерн (1871-1938), автор теории персонализма, поставил в центр своих исследовательских интересов анализ духовного развития ребенка, формирования целостной структуры личности ребенка.

Само развитие В. Штерн понимал как рост, дифференциацию и преобразование психических структур, как переход от смутных, неотчетливых образов к более ясным, структурированным и отчетливым гештальтам окружающего мира. Потенциальные возможности ребенка при рождении достаточно неопределенны, он сам еще не осознает себя и свои склонности. Среда помогает ребенку осознать себя, организует его внутренний мир, придает ему четкую, оформленную и осознанную структуру. При этом ребенок старается взять из среды все то, что соответствует его потенциальным склонностям, ставя барьер на пути тех влияний, которые противоречат его внутренним наклонностям. Эта теория получила название теории конвергенции (взаимовлияния) двух факторов, так как в ней учитывалась роль, которую играют в психическом развитии два фактора - наследственность и среда (таблица 10).

Таблица 10

Теория конвергенции двух факторов В. Штерн

Основной предмет исследования Развитие психики
Методы исследования Наблюдение
Основные понятия Задатки, наследственность, одаренность
Основные идеи Стадии детского развития, этапы становления мыш­ления, речи и других сторон психики ребенка
Факторы развития Конвергенция факторов наследственности и среды
Ценное Принцип целостности личности. Взаимодействие, взаимовлияние внешних и внутренних факторов раз­вития
Направления критики Акцент на наследственности, а среда как внешний фактор, проявляющий уже изначально данное

Наши рекомендации