Категоризация и ее особенности
Категоризация – базовый процесс соц. познания., отнесение нового объекта к некоторому классу подобных и известных ранее объектов (категорий). Категория – группа из 2-ух и более объектов, к кот-м м.б. применены сходные способы обращения.
Ф-ции категорий:
1. Упорядочивание и упрощение информации.
2. Экономичность познания.
3. Возможность выходить за рамки наличной информации.
4. В случае комбинирования позволяет формировать более сложные понятия.
Организация категорий (подходы):
1. Классический взгляд: границы четкие, формирование по соответствующим необходимым признакам.
2. Прототипический подход: вероятностная организация объектов вокруг типичного случая (прототипа). Соц. прототип соответствует стереотипу.
3. Экземплярный подход. Объекты и события запечатлеваются в памяти как конкретный и необобщенный опыт, кот. состоит из этих информационно насыщенных предметов.
Категории организованы иерархически (мебель – стол – компьютерный стол).
Категоризация людей и событий предоставляет возможность прояснить и структурировать соц. мир, придавать событиям жизни связанность и предсказуемость.
ПРОТОТИПЫ И ЭКЗЕМПЛЯРЫ
Прототип – когнитивные репрезентации категорий (стандарты в отношении которых оценивается семейное сходство и устанавливается членство категории). Прототип являет собой усреднение, абстракцию категорий, но не включает в себя крайностей. Т.о. он позволяет выделить класс категорий в совокупности их существенных признаков.
Категоризируя новые образцы или примеры люди часто используют не прототипы, а экземпляры– конкретные представители категории, с которыми сталкивается человек в своем жизненном опыте.
С.М. Judd и В. Park утверждают, что люди используют и прототипы и экземпляры для определения групповой принадлежности, но ТОЛЬКО экземпляры для определения аутгруппы.
Прототип выступает в качестве ведущего при первичной оценке объекта, экземпляры – при углубленной ориентировке.
Привлечение экземпляра автоматизировано, а прототип выполняет ориентировочную ф-цию.
8. СОЦИАЛЬНАЯ СХЕМА: ПОНЯТИЕ, ВНУТР.ОРГАНИЗАЦИЯ, ФУНКЦИИ, ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ.
Схема – когнитивная структура, в кот представл. обобщенные знания о понятиях или объектах, их характер-ках и отношениях между ними, а так же конкрет. примеры этих объектов. Схемыпредставл. Собой ряд взаимосвязанных мыслей, представлений, аттитюдов, позволяющ быстро распознать объекты при наличии огранич инфор ресурсов. Схемыобобщают прошлый опыт и созд. каркас для приобретения, интерпрет. и воспроизв новой информ. Ряд схем могут объединяться друг с другом в семантические сети. Обладая способностью совершать выводы и делать обобщения на будущее, в виде схем, люди получают дополнит. ресурсы оптимальн.функционирования. Типы схем: Схемы личности –индивидуализированные стр-ры знаний о конкр-х людях и их особенностях. Ролевые – структуры знан. о требованиях, предъявл к определенным социальным ролям. Скрипты (схемы ситуаций) - об определенных событиях (чего ожидать). Схемы свободного содержания - набор правил обработки инфо, способств. ориентироваться и принимать решения в ситуациях, не имеющ аналогов в жизненном опыте. Схемы самости - представления людей о самих себе, крайности в самохарактеристиках, часто выражающие противопоставление себя другим. Внутренняя организация схем: схемы рассматриваются как иерархически структурированные (от более общ категорий в вершине к более специализир внизу). Это позволяет личности двигаться от более конкретных к более общим ур-ням. Различные схемы м. б. связаны друг с другом, образуя межсхемные иерархии. Могут использоваться упрощенно линейные или сложные сплетения ассоциаций. Схемы социальных событий или скрипты состоят из сценических действий, организованных во временной последовательности. 2 общих подхода орг-ии: – схематический (основ. на когнитивных моделях памяти) и экземплярный(основанный на экземплярных моделях категоризации. Эти модели преуменьшают роль абстракции и подчеркивают роль специфического опыта).Основ. положения 1.схемат подхода: (схемы репрезентируют абстрактные или обобщенные знания; активируются эксплицитными размышл-ми или столкновением с соотв инфо.; доступность определ-ся недавностью и частотой использования; схемы явл. независимыми единицами. Активир-я схема направляет внимание на соответствующую либо несоотв-ю инфо.; влияет на принятие решений, догадок). 2.Экземплярные (схемы должны содержать только информацию о типичных характеристиках (активируют все запечатленные экземпляры параллельно. Каждый экз-р активируется в той степени, в которой он сходен с воспроизводимым сигналом. Когда новый стимул должен быть категоризирован – осуществл-ся сравнение параллельно активированных экземпляров. Когда требуются обобщения о типе стимулов, то они активир-ся и суммируются).
Способ организации схем зависит от ее подхода, содержания
Функции:
1. Ускор-е процесса обработки инфо.
2. Инфо кот-я соотв.схеме либо, наптив, совсем ей не соотв., легко запоминается.
3. Облегчает прин-е решений и внесение соц. суждений вплоть до автоматизма.
4. обеспечивает добавление информации
5. помагает интерпретировать события, жаже если информ. не достаточно.
6. определяют ожидания по поводу будущих событий.
7. связывают когнитивные и эмоциональные процессы.
Использование схем:
Обычно используемые схемы: субтипы, прототипы, роли, легко детерминируемые схемы, доступные схемы, схемы соответствующие состоянию.
Индив разл-я.от кот. завис выбор схем:
1. Атрибутивная сложность – люди варьируются в комплексности и числе объяснений поведения других людей.
2. Неопределенность ориентации - люди варьируются по заинтересованности – незаинтересов-ти в получении информации.
3. Потребность в знаниях - люди варьируются по заинтересованности в получении глубоких знаний об объектах.
4. Когнитивная комплексность - люди варьируются по комплексности когнитивных процессов и репрезентаций.