Роль биологических и средовых факторов в нарушениях психического развития при наличии ММД

«Отставленный» характер нарушений, возникающих при ММД, ставит вопрос о роли органических и средовых факторов в психическом развитии.
Наличие морфологической или функциональной недостаточности, возникающей вследствие негативных воздействий на мозг ребенка в раннем онтогенезе, может стать фактором риска в возникновении различных нарушений и отклонений в последующем психическом развитии ребенка.
При негрубо выраженной органической патологии для нормального психического развития важную роль начинают играть средовые, в частности социальные факторы, действие которых позволяет нивелировать риск неблагополучного психического развития. К таким факторам относят уровень образования и социального положения родителей, семейные отношения, эмоциональный комфорт ребенка, стиль воспитания и т. д. Пример их действия рассматривался в предыдущих разделах.
П. К. Анохин отмечал, что малейший дефект функциональной системы в одном из ее звеньев при созревании приводит к снижению эффективности ее работы, к трудностям адаптации. Органическое неблагополучие становится препятствием на пути социально-психологической адаптации ребенка и реализуется, по Л. С. Выготскому, в снижении социальной позиции ребенка в тех сферах его деятельности, которые характерны для разных этапов его возрастного развития.
Отсутствие благоприятной социальной ситуации развития, специальной коррекционной работы приводит к вторичным нарушениям психического развития, проявляющимся в развитии негативных личностных установок, в трудностях формирования тех или иных навыков и умений (Лусканова Н. Г., Коробейников Н. А., 1993).
Различное соотношение биологических и социальных факторов приводит к различным вариантам отклонений в психическом развитии при неблагоприятном исходном его фоне.
На характер психического развития влияет не только наличие повреждений, приводящих к дисфункциям в работе нервной системы ребенка, но и то, что в силу высокой пластичности мозга происходит формирование компенсаторных механизмов. Возникают новые функциональные связи, новообразования, нехарактерные для нормального развития мозга. Работа измененных функциональных систем может также проявляться в психическом развитии в виде тех или иных отклонений и изменений.
Особенно отчетливо такие отклонения проявляются в критические периоды, когда происходит смена одних видов ведущей деятельности на другие, например при переходе к учебной деятельности. Это позволяет выделить некоторые специфические изменения в психическом развитии, характерные для определенного возраста.
В целом можно выделить два варианта последствий ММД для психического развития детей, в которых роль биологических и средовых факторов проявляется в разной степени.
Первый связан с наличием спонтанных или направленных компенсаторных перестроек, которые носят успешный характер и нивелируют исходные факторы риска неблагополучного психического развития. Можно предположить, что этот вариант возможен в том случае, когда минимальные дисфункции возникают в тех отделах мозга, которые не являются критическим для последующего развития, например не входят в состав «жестких» звеньев функциональных систем. Возникающие при этом отклонения в развитии могут не достигать патологической формы. Важную роль для снижения негативных последствий ММД здесь начинают играть средовые факторы.
Второй вариант связан с отсутствием или неуспешным ходом компенсаторных перестроек, и, возможно, он имеет место, когда дисфункции касаются критических для последующего развития зон мозга. В этом случае закрепляется исходное неблагополучие и наблюдается отставленное во времени проявление тех или иных патологических нарушений психического развития и поведения, которые находят свое отражение в приведенной выше таблице.


Наши рекомендации