Специфика романов Ф.М. Достоевского.
Своеобразие русского классического романа. Специфика романов Ф.М. Достоевского.
(Анализ произведений по выбору - Идиот)
Своеобразие русского классического романа.
Рома́н — литературный жанр, эпическое произведение большой формы, в котором повествование сосредоточено на судьбах отдельной личности в ее отношении к миру, на становлении, развитии ее характера и самосознания чаще всего в кризисный нестандартный период его жизни. Содержание романа обволакивает значительный временной отрезок и описывает судьбы многих действующих персонажей.
В романе широко изображена жизнь, гладко выстроен ряд событий, обычно используется большое количество героев, которые участвуют в событийном ряде произведения.
Роман дает талантливому писателю возможность показать прогресс духовного мира задействованных героев, обнажать изменения на любом отрезке времени, делать некий анализ тех условий, которые способны повлиять на формирование их характеров.
Авторы романов для создания уникальных художественных образов прибегают к различным ухищрениям, используют разнообразные технические приемы.
Это могут быть и описания, и определенное раскрытие событий, и индивидуальная речевая характеристика героев участвующих в жизни романа. Отсюда и композиция таких произведений зачастую бывает довольно сложной для восприятия читателем.
Удобным примером романа может служить работа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». В нем соблюдены следующие характерные черты истинного романа: противоречивый, сложный духовный мир основного героя раскрыт с исчерпывающей полнотой, показано его развитие.
Основополагающие стороны характера героя рассмотрены в тесной взаимосвязи с бытующими в произведении социальными контрастами и печалями всего общества в целом. Активное участие в драматических событиях, принимают еще несколько персонажей.
В романе затронуты острые социальные и глубочайшие нравственные философские вопросы, которые Достоевский успешно решает, в результате многообразие описанной им жизни, дает сложную композиционную структуру всего произведения: предельно напряженный, стремительно разрастающийся конфликт, столкновение противоположно расположенных идей, прекрасное использование в произведении диалогов и многое другое.
Признаки, которые были приведены для романа «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, присущи для следующих литературных произведений: «Анны Карениной» пера Льва Николаевича Толстого, «Оливера Твиста» в исполнении Диккенса, «Мастера и Маргариты» Михаила Афанасьевича Булгакова, «Евгения Гранде» от Бальзака, и других популярных романов.
Специфика романов Ф.М. Достоевского.
Творчество Достоевского внесло огромный вклад в развитие литературы, как русской, так и зарубежной.
Достоевский явился основателем нового творческого метода в изображении человека. Д. впервые показал, что человеческое сознание амбивалентно (в его основе лежат противоположные начала, начала добра и зла), противоречиво.
Д. стоит у истоков нового философского сознания, сознания религиозного экзистенциализма (эта теория отвергает теорию рационального познания мира и утверждает интуитивное постижение мира). Д. отстаивал позицию, что человек прозревает свою сущность в пограничных ситуациях.
Славу Достоевскому принесли его романы – его «Пятикнижие»:
«Преступление и наказание» (1866);
«Идиот» (1868);
«Бесы» (1871);
«Подросток» (1875);
«Братья Карамазовы» (1880-188).
У Достоевского голоса автора не слышно, он находится наравне со своими персонажами. Звучат лишь голоса персонажей, им автор дает высказаться до конца. Позиция самого автора просматривается через высказывания его любимых героев (Алёша Карамазов, князь Мышкин). Никаких авторских отступлений, как у Льва Николаевича Толстого мы здесь не встретим.
Д. изображает не просто человека, а его самосознание, герой его интересует как одна из точек зрения на мир и на самого себя. У Д. герой сам все говорит о себе.
По словам Бахтина, герои Достоевского внутренне не завершены. В человеке есть что-то такое, что только сам он может открыть в свободном акте самопознания. Заметим, что излюбленной формой Достоевского была форма исповеди.
Оскар Уайльд говорил, что «главная заслуга Достоевского в том, что он никогда не объясняет своих персонажей полностью, и герои Достоевского всегда поражают тем, что они творят или делают, и таят в себе до конца вечную тайну бытия». Это как раз соотносится с тем, что Д. называл «реализмом в высшей степени».
Пожалуй, главная особенность романов Достоевского - глубокий психологический анализ героев и ситуаций. Достоевский пронзает своих героев словно "рентген", до глубины души. От зоркого глаза автора не ускользает ничего. Достоевский помечает и сообщает читателю самые тонкие нюансы, эмоции, чувства героев.
Так же одной из главных особенностей романов Достоевского являются занимательные и увлекательные сюжеты, неожиданные повороты событий и волнующая развязка. Не секрет, что некоторые читатели считают романы Достоевского "тяжелыми" - именно из-за глубокого психологизма. На самом деле, романы Достоевского очень увлекательные и читаются на одном дыхании. В романах Достоевского нет тяжести - в них есть глубина. А это - разные вещи. Кстати, Достоевский особенно заботился о том, чтобы его романы были именно занимательными и увлекательными для читателей.
Еще одна особенность творчества Достоевского - детективная тематика и криминальный сюжет. Не все, но многие романы Достоевского так или иначе рассказывают о каких-то преступлениях. Все самые известные романы Достоевского ("Преступление и наказание", "Идиот". "Братья Карамазовы") по сути принадлежат к жанру романа-детектива или романа-триллера.
Персонажи его романов многогранны, с характерами "живых людей", противоречивы. Большинство главных героев Достоевского невозможно описать одним словом ("хороший" / "плохой", "злой"/"добрый" и т.д.) Обычно персонажи романов Достоевского обладают самыми разными качествами. Именно это делает их "живыми", натуральными, похожими на реальных людей.
Особенностью романов Достоевского является их многоголосие, "многолюдность". Романы Достоевского еще называют полифоническими - из-за большого количества главных и второстепенных героев. В самых известных романах Достоевского участвуют, в среднем, по 10-20 героев - главных и второстепенных (например, в романах "Преступление и наказание", "Идиот", "Братья Карамазовы"). Достоевский успевает наделить каждого из героев своей особенной судьбой, историей и характером. Друзья Достоевского говорили ему, что такое количество персонажей мешает его романам. Но, на самом деле, это стало особенностью творчества Достоевского. И именно за это его и любят
Анализ романа «Идиот»
Работая над романом, Достоевский ставил цель — изобразить «положительно прекрасного человека», осознавая, что это гигантская задача.
В данном произведении страшное, тлетворное влияние наступающего капитализма охватило всех действующих лиц, только один князь Мышкин противостоит «темным силам» и гибнет в борьбе с ними. Здесь красота становится предметом зависти, неприличных мыслей и торга.
В чудовищный мир денег, где все покупается и продается, неожиданно приходит Лев Николаевич Мышкин — странный человек, бескорыстный, смиренный, сострадательный и чистый сердцем, желающий отдать свою душу за ближнего.
Все его слова и поступки вовсе не похожи на действия и рассуждения окружающих, что резко выделяет его из основной массы. Все действующие лица постоянно думают о деньгах, в то время как Мышкин появляется в Петербурге только с одним маленьким узелком и с пустыми карманами. Абсолютно не ожидая ничего подобного, он получает наследство, но сразу раздает деньги. Все окружающие его люди лгут, а князь не умеет делать и этого. Он олицетворяет собой правду, попавшую в мир лжи, столкновение и борьба которых неизбежна и предопределена. В словах генеральши Епанчиной: «В Бога не веруют, в Христа не веруют!» выражена заветная идея автора: по его мнению, нравственный кризис, который переживает современное ему человечество, является религиозным кризисом. Именно поэтому князь Мышкин все различные причины преступления Рогожина сводит лишь к одной религиозной причине. Рогожин, у которого в доме висит копия картины Гольбейна «Мертвый Христос», заявляет князю, что он любит на нее смотреть. Услышав такие слова, Мышкин кричит, что от такой картины вера может пропасть, с чем сам Рогожин неожиданно соглашается, подтверждая его мнение. Он потерял веру, а безверие приводит его к убийству.
Образ князя Мышкина является в некоторой степени автопортретом самого писателя, отчасти духовной и даже физической биографией Достоевского. Физической в том плане, что автор наделяет своего любимого персонажа собственной болезнью — эпилепсией. А духовная биография заключается в совпадении некоторых жизненно важных событий главного героя и его создателя, например таких, как мечтательная юность, четыре года, проведенные вне жизни (это каторга и санаторий в Швейцарии), так называемое перерождение убеждений, встреча с Христом, возвращение обоих в Петербург, а также рассказ князя о главном событии в жизни автора — о смертной казни на эшафоте. Есть некоторые черты Аполлинарии Сусловой в образе Настасьи Филипповны и Анны Григорьевны Достоевской — в образе Аглаи.
Настасья Филипповна, разговор о которой начинается уже в поезде, — женщина неописуемой красоты. Мышкин сразу по ее портрету заметил, что в этом лице и в натуре очень много страдания. Ее судьба изначально сложилась трагически. Отец ее разорился, она — сирота, находилась под опекой.
Героиня эта уже как бы с первых зарисовок автора обречена на какую-то жизненную трагедию. Следовательно, Настасья Филипповна — очень сложный и противоречивый образ, который символизирует одновременно и красоту, и трагедию мира. Мышкин должен спасти эту красоту, воскресить в ней человека.
Развязкой романа, его финалом является смерть Настасьи Филипповны. Описывается болезнь Рогожина — «воспаление в мозгу». Через два месяца он выздоровел, и началось следствие над ним. На суде он дал прямые и точные показания, вспомнил все малейшие обстоятельства совершившегося события, после чего был осужден на пятнадцать лет каторжных работ в Сибири, а все его состояние перешло к его брату Семену Семеновичу.
Князь Мышкин так спокойно разговаривает с преступником потому, что он прекрасно понимает трагедию Парфена Рогожина, который сам себя обрек на страдание, потому что, сотворив зло, Рогожин наказал самого себя. Нет ничего тяжелее наказания собственной совести. Человек может очиститься только через страдание.
Достоевскому удалось найти положительный прекрасный идеал в виде человека больного. Но в конце романа, видя безумствующего Рогожина, читатели приходят к выводу, что безумен окружающий мир, который называет положительно прекрасного человека идиотом. Все перевернулось в реальной действительности.
Лишь одна Аглая смогла понять Мышкина. Она сравнивает Льва Николаевича с Дон Кихотом, который поверил безоглядно в свой идеал и слепо отдал ему всю свою жизнь. Князь смотрит на мир, который лежит во зле, так как сам к этому злу не имеет никакого отношения. Он искренне желает спасти этот мир при помощи веры в красоту, вовсе не осознавая, что сама красота при этом нуждается в спасении.
Символический смысл финальной сцены заключается в том, что Мышкин и Рогожин вновь встречаются. Рогожин подводит князя к смертному ложу Настасьи Филипповны. Над телом убитой эти герои подобны сообщникам: оба убили её своей любовью. Божественное и человеческое в Мышкине гаснет, он становится настоящим идиотом.
Можно сказать, что в финале торжествует безумие эгоистического мира. Темное, демоническое начало вытесняет свет из жизни. Мышкин, «Князь Христос», Добро и Красота гибнут в этом страшном мире. Таково апокалипсическое видение мира Достоевского.
Финал романа нельзя назвать пессимистичным. Князь Мышкин заронил в сердца людей семена добра, его духовная смерть пробудила их к жизни. Достоевский даёт современникам веру в идеал, который, как бы далеко он не отставал от действительности, необходим человеку. Если не будет стремления к идеалу, мир погибнет.