Тема 16. Концепция любви, семьи и брака в творчестве Л. Н. Толстого
1. Классификация любви Николенькой Иртеньевым в повести «Отрочество».
2. Повесть «Семейное счастье». Проблема развития супружеской любви, ее неизбежных этапов.
3. Поэтическое изображение первой влюбленности в романе «Война и мир». Апология естественности. Проблема соединения чувственного и нравственного, плотского и духовного в любви. Причины любовных катастроф.
4. Мысль семейная в романе «Война и мир». Духовные скрепы людей в «любовных» семьях. Толстовский идеал семьи и перемены в героях в эпилоге романа.
5. Причины трагедии Анны Карениной. Споры об эпиграфе к роману. Антитеза «телесного» и духовного в характере и судьбе Анны. Формы выражения писательского отношения к героине.
6. Противоречия толстовской концепции любви в повестях 1880-х гг. («Крейцерова соната», «Дьявол»).
Список литературы
Толстой Л. Н. Отрочество; Семейное счастье; Война и мир; Анна Каренина; Крейцерова соната; Дьявол (любые издания).
Жданов В. Любовь в жизниЛьва Толстого. М., 1993.
Купреянова Е. А. «Война и мир» Льва Толстого; «Анна Каренина» Льва Толстого // История русского романа: В 2 т. Т. 2. М.; Л., 1964.
Она же. Молодой Толстой. Тула, 1956.
Хализев В. Е., Кормшов С. И. Роман Л. Н. Толстого «Война и мир». М., 1983.
Чуприна И. В. Нравственно-философские искания Толстого в 1860-1870-х гг. Саратов, 1974.
Шкловский В. Лев Толстой. М., 1964.
Эйхенбаум Б. М. Лев Толстой: семидесятые годы. Л., 1960. Ч. 3.
Он же Молодой Толстой // О литературе. М., 1987.
Тема 17. Роман Л. Н. Толстого «Анна Каренина»
1. «Мысль семейная» в романе, ее диалектика и противоречия. Художественные и смысловые функции изображения жизни разных семей. Толстовские поиски социального и нравственного «корня зла»; концепция разных типов любви.
2. Антиномии характера Анны, глубина и масштабность ее личности; нравственные основы трагедии героини и ее социальные истоки. Анна и Вронский: «Пока есть жизнь, есть и счастие»? Случайное и закономерное в трагедии Анны. Позиция автора и ее выражение в эпиграфе к роману.
3. «Диалектика души» Константина Левина: потери и обретения героя, драматизм его душевного развития; соотношение правды и блага, частного и общего в размышлениях Левина и в его жизни. Параллелизм жизненных историй Анны – Вронского и Левина – Кити.
4. Анна и А. А. Каренин, Анна и Кити, Анна и Долли. Текучесть человеческого характера в представлении Толстого. Роль внутреннего монолога героев как эмоционального выражения субъективной истины. Проанализировать последний монолог Анны. Смерть героини – «избыток» или «недостаток» человечности?
5. Проблема художественной целостности романа, законы «сцепления» глав. Динамика зрительно-звуковой и пространственно-временной картин мира. Символика в романе (обратить внимание на наблюдения В. Набокова).
Список литературы
Толстой Л. Н. Анна Каренина (любое издание).
Бабаев Э. Г. Из истории русского романа XIX в.: Пушкин, Герцен, Толстой. М., 1984. С. 117–235.
Вишневская И. Театр в природе Толстого // В мире Толстого. М., 1978. С. 351–384.
Галаган Г. Я. Л. Н. Толстой. Художественно-этические искания. Л., 1981.
Ковалев В. А. Поэтика Льва Толстого. Истоки. Традиции. М., 1983. С. 71–86.
Лученецкая-Бурдина И. Ю. Парадоксы художника. Особенности индивидуального стиля Л. Н. Толстого 1870–1890 гг. Ярославль, 2001.
Набоков В. В. Лев Толстой // Он же. Лекции по русской литературе (любое издание).
Полякова Е. Символ и аллегория в реализме Толстого // В мире Толстого: Сб. ст. М., 1978. С. 315-350.
Эйхенбаум Б. Пушкин и Толстой // Б. Эйхенбаум О прозе. Л., 1969. С. 167–184.
Эйхенбаум Б. Лев Толстой: семидесятые годы. Л., 1960. С. 151–229.
Тема 18. Роман Л. Н. Толстого «Воскресенье»
1. Эволюция мировоззрения Толстого в конце 1870-х-1880-е годы: от экзистенциального кризиса к нравственному и творческому перевороту (см. философско-публицистические произведения Толстого: «Исповедь», «О жизни»).
2. Тема воскресения в творчестве Л. Н. Толстого 1880-1890 гг. («Власть тьмы», «Хозяин и работник», «Смерть Ивана Ильича»). История замысла и создания романа «Воскресенье».
3. Проблема нравственного падения и возрождения личности в романе. Роль композиции и авторского повествования в раскрытии души Нехлюдова и Катюши Масловой. Подумайте, зачем несколько раз описана в романе история прошедшей любви героев, чем отличаются все эти описания.
4. Антропологическая концепция Толстого и ее воплощение в образе Нехлюдова. Жизнь «животная» и «духовная» в развитии человека. Этапы пути Нехлюдова, его роль в спасении Катюши. Насколько необратимо духовное перерождение героя?
5. История жизни, падения и возрождения Катюши Масловой. Отношение к героине со стороны автора-повествователя. Разные способы характеристики внутреннего мира Нехлюдова и Катюши. Характер толстовского психологизма: проследите объяснение повествователем поведения Катюши. Сравните портреты трех героинь Толстого: Наташи Ростовой, Анны Карениной и Катюши Масловой. Насколько меняется авторская оценка и повествовательная техника писателя?
6. Сатира Толстого в изображении различных социальных институтов России. Образы революционеров в романе; Толстой и революция.
Список литературы
Толстой Л. Н. Воскресенье Исповедь. О жизни. Власть тьмы. Хозяин и работник. Смерть Ивана Ильича (любое издание).
Андреева Е. П. Толстой-художник в последний период творчества. Воронеж, 1980.
Ищук Г. Проблемы эстетики позднего Толстого. Ростов н/Д., 1967.
Купреянова Е. Роман «Воскресенье» // История русского романа: В 2 т. Л., 1964. Т. 2.
Ломунов Н. Над страницами «Воскресенья». М., 1979.
Маймин Е. Некоторые особенности композиции романа «Воскресенье» // Творчество Л. Н. Толстого. М., 1969.
Петров Г. М. Отлучение Л. Н. Толстого от церкви. М., 1978.
Ремизов В. Б. Роман Толстого «Воскресенье»: Концепция жизни и формы ее воплощения. Воронеж, 1986.
Роман Л. Н. Толстого «Воскресенье»: историко-функциональное исследование. Сб. ст. М., 1991.
Храпченко М. Б. Лев Толстой как художник. М., 1978. Гл. 7-10.
Шкловский В. Лев Толстой. М., 1963.