Речевые свойства человека не существуют сами по себе - в них проявляются особенности личности. 6 страница
б) Основной особенностью моего характера является
беспричинная смена настроения. В одни периоды я длительное время
чувствую себя очень хорошо, испытываю прилив сил, с аппетитом ем,
хорошо сплю, много и успешно работаю, хожу на вечеринки, в кино,
участвую в коллективных мероприятиях. Если в этом состоянии
случаются Какие-либо неприятности, то переношу их легко.
Однако (обычно по совершенно непонятным для меня причинам) настроение у меня подчас портится на долгое время - недели и даже месяцы. Я делаюсь мрачным, угрюмым и недовольным. Мне все становится безразличным, а иногда появляются опасения, что случится что-то плохое. От трудностей и неприятностей впадаю в уныние, плохо ем, сплю, просыпаюсь с ощущением разбитости. У меня нет желания встречаться с людьми, что-ни§удь^аелать, хочется лежать в постели и забыть обо всем. Смены периодов хорошего и плохого настроения происходят чаще всего весной или осенью,,
в) Люблю компании, коллективные мероприятия, люблю, когда с
меня беру! пример, мне подражают, люблю вызывать удивление у других, люблю, когда мной восхищаются и обращают на меня внимание. Больше всего не выношу равнодушного отношения к себе окружающих. Лучше пусть уж ненавидят меня, чем относятся равнодушно или не замечают.
Люблю рассказывать истории, и тем охотнее, чем с большим интересом меня слушают. Люблю сочинять и фантазировать. В моих фантазиях исполняются все мои мечты, я достигаю успеха и такого высокого положения, что мне все завидуют. Я хорошо чувствую отношение людей ко мне. Если я захочу, то со мной охотно дружат. К сожалению, мне не удалось найти настоящего друга. Я ценю такого друга, который всегда внимателен ко мне. Работу люблю увлекательную, такую чтобы меня ценили и ставили другим в пример. Люблю одеваться модно и красиво, так, чтобы всем был виден мой прекрасный вкус.
Задание 2. Ниже приведены два описания поведения детей и одно самоописание мира переживаний подростка. Попытайтесь определить по этим описаниям типы акцентуаций характера.
а) Гришка был неугомонным с раннего детства. Еще когда ходил
в детский сад, бабушка и мать были вынуждены непрестанно
выслушивать на него жалобы воспитательниц. Правда, на прямой
вопрос, что же он натворил, те редко могли сказать что-нибудь
вразумительное. Шумный слишком. Всюду лезет. Не хочет ходить в
паре. Не спит после обеда — прыгает по кровати. Сорвал тихий час —
притащил с прогулки в спальню огромного жука. Испугал девочку —
подскочил сзади, схватил за ногу и залаял, а та боялась собак.
Дома его бранили, но не слишком. «Живой ребенок»,— говорила бабушка. По вечерам он искренне обещал стать послушным, утром в садике уже не помнил своих обещаний. «И главное,— сетовали воспитательницы,— слишком уж самостоятельный».
б) Игорь сразу обращал на себя внимание особой манерой
держаться — словно все время выставлял себя напоказ. Как будто он
освещен юпитерами и объективы кино- и фотокамер нацелены на
него. С небрежным видом и как бы вскользь, намеками или будто
нечаянно вырвавшимися фразами он создавал вокруг себя облачко
какой-то таинственности, необычности, незаурядности. Стремление
быть не таким, как все, проступало даже в мелочах. А если должного
эффекта не достигалось, Игорь быстро, и довольно умело переводил
разговор на другую тему. Для матери он был ее кумиром, ее божком.
К тому же ее божок с раннего детства, по ее мнению, стал проявлять совершенно необыкновенные способности. В детском садике никто Не мог сравниться с ним в чтении стихов. Его выступления были коронным номером всех детсадовских программ. Во всяком случае, так казалось матери. В своих мечтах она уже видела его знаменитым артистом.
Само собой разумеется, что в школу он поступил не в простую,
куда пошли все мальчики и девочки из их дома, а в особую — английскую. Способности у него действительно были. Учился он шутя, хватал все на лету. В младших классах уроки дома ему почти не приходилось готовить.
в) «Я решил написать вам обо всем. Когда был у вас, то никак не мог рассказать о себе то, что хотелось. Потом пожалел. Мне показалось, что вы смогли бы меня понять. Лет с двенадцати чувствую, что меня никто не понимает. До этого был просто мал и не задумывался1 над этим. Почему я не такой, как все? Какой-то душевный урод, что ли? Но я себя таким не считаю! Никто, повторяю, никто не мог меня понять. За восемь лет школы ни одного друга! А иметь настоящего друга — моя заветная мечта. Даже самая сильная мечта! Нравились мне ребята шустрые, веселые, боевые. Но они на меня внимания не обращали. Да я и. сам не знал, как себя с ними вести».
Задание 3. «Из числа нижеприведенных положений о характере выберите те, которые наиболее правильно раскрывают это понятие. Дайте обоснование своего ответа:
а) черты характера проявляются в любых обстоятельствах и условиях;
s6) черты характера проявляются лишь в соответствующих им тит«чньгх: обстоятельствах;
в) свойства характера есть не что иное, как отношения личности к
определенным сторонам действительности;
г) свойства характера есть не что иное, как определенные
способы действий;
д) в характере проявляются и отношения личности, и способы
действий, при помощи которых эти отношения осуществляются;
ё)'характер индивидуально своеобразен;
ж) черты характера социально типичны и индивидуально
своеобразны;
з) характер — отражение общественных отношений.
Задание 4. В приведенной характеристике определите, от каких преимущественно отношений личности зависят черты характера. По каким признакам это можно определить?
Слава В., Н лет. Мальчик хорошо учится, много читает, интересуется общественно-политическими событиями, всегда опрятен, в полном порядке содержит свое личное хозяйство. Но Слава очень упрям. У него резко проявляются черты эгоизма и себялюбия. Он не считается с мнением коллектива, отдельных товарищей, а часто с мнением и указаниями учителей. Слава нередко совершает безобразные проделки, а когда попадается с поличным, не сознается в них, отпирается. Слава не любит труд на общую пользу. Если и принимает иногда участие в делах класса, то только после уговоров со стороны детей или замечаний учителя, кроме того, обязательно подсчитает: «А другие-то разве больше сделали?», Не любит
дежурить по классу и школе.
Задание 5. В характеристике личности выделите моменты, в которых проявляются черты характера и свойства темперамента. Дайте обоснование своего ответа.
Ира Н., 8 лет. Девочка живая, жизнерадостная, кокетливая, любит поболтать; добрая, но завистливая, старается быть заметной в коллективе, заслужить похвалу. Общительна, но очень обидчива. Ира интересуется всем, но ее интересы не стойкие, она быстро остывает. Много уделяет внимания своей внешности: часами может сидеть перед зеркалом, менять прически, перевязывать ленточки, вкладывать в волосы цветы. Девочка в коллективе активная, но если ей в общей работе приходится подчиняться кому-либо из товарищей, она теряет к занятию всякий интерес, становится ко всему безучастной.
Задание 6. Определите, какова связь между свойствами темперамента и свойствами характера в приведенных примерах.
а) Нине Н., ученице VIII класса, трудно справляться с
хлопотливой на первых порах жизнью в школе-интернате. Под
влиянием неудач она быстро опускает руки. Нина хорошо поет и
танцуег и поэтому стремится участвовать в концертах
художестзенной самодеятельности. На репетициях, когда что-нибудь
не получается, у нее очень резко меняется настроение, и.тогда она
может даже расплакаться и раскиснуть, Нина довольно мнительна и
крайне болезненно переживает несправедливость. В такие минуты она
уходит в себя, замыкается в кругу своих переживаний; наказание
переживает очень тяжело.
б) Слесарь А. А. работает на заводе восемь лет. Всегда
спокойный, тихий, незаметный, он долго не обращал на себя
внимания как организатор. После неоднократного успешного
выполнения небольших организаторских задач был выдвинут в
бригадиры. В организаторской работе нетороплив, молчалив, больше
показывает, чем доказывает и рассказывает, делом учит, делом
воспитывает, все делает медленно, но наверняка. О нем говорят, что
работает не скоро, но споро, сделает позже других, но переделывать
не придется. А. А. отличается трудолюбием, основательностью, он
длительно и кропотливо готовится к работе, продумывает все заранее,
все планирует, взвешивает. Тщательное планирование деятельности
всей бригады, настойчивая последовательность в выполнении всех
работ, жесткий, даже несколько педантичный характер, спокойная
деловитость и эмоциональная уравновешенность отличают А. А. как
бригадира. Вместе с тем очень душевный человек, всегда готовый
помочь товарищу в беде. Большое трудолюбие, упорство в работе,
размеренность и спокойная основательность является примером для
других.
Задание 7. Определите, какие свойства структуры характера (сила — слабость, устойчивость — чрезмерная пластичность, т. е. ситуативность, целостность — противоречивость) наиболее ярко
можно это установить'.'
а) Сергей Г., 17 лет. Легко поддается различному влиянию.
Интересы его слабы и неустойчивы. Когда-то интересовался
техникой, потом пристрасгился к шахматам, последние годы играет в
школьном оркестре на домбре. Учится посредственно. За
общественную работу берется охотно, но выполняет небрежно. Перед
малейшими трудностям и отступает.
б) Миша С, 8 лет. Очень хитрый мальчик, старается обмануть
товарищей по игре, и это ему часто удается. В коллективе Мишу не
любят за хитрость, драчливость, ябедничество. Он старается всю вину
переложить на других. Мальчик лжив, лицемерен, радуется неудачам
товарищей, часто проказничает, но вовремя увиливает от
разоблачения, и тогда вся вина падает на других учащихся. Он
остается этим доволен. Но вместе с тем Миша добр, быстро забывает
обиду,
в) Саша У., 18 лет. Для него характерно отсутствие инициативы, самостоятельности, настойчивости. Он не может критиковать товарищей и быть требовательным, даже если видит недостатки и не боится критикуемого. У него слабо развиты целеустремленность и работоспособность, а его активность больше всего проявляется. в разговорчивости, смешливости. Учится Саша удовлетворительно. Он не отличается трудолюбием; чувство ответственности, самокритичности и требовательности к себе развито слабо.
Самостоятельная работа
■ __________________________________________________________________ ■________________________________________________ .___________________________________ '
личность
План
1. Индивид, личность, индивидуальность.
2. Структура личности.
3. Направленность личности, ее виды, ЦОЕ.
Литература: 3,6, 34, 52, 58, 60,62, 63, 74, 82. 86. Теоретическое введение
Индивид - конкретный человек, независимо от его социального положения, профессии, уровня развития психики и сознания. Это продукт биологической эволюции в фило- и антропогенезе; существо, наделенное антомо-физиологическими особенностями организма, от родителей и прародителей.
Наследственные признаки органов и систем составляют генотип -система генов, закладываемая в момент слияния женской и мужской клеток, что обеспечивает устойчивость и консервативность признаков организма, определяемых ДНК, как одной из составляющих белка клетки.
Врожденные особенности органов и систем приобретаются под влиянием физической и биохимической среды. Например, состояние родителей в период зачатия плода, ход его внутриутробного созревания, протекание беременности, родов и санитарно-гигиенические условия в первые месяцы после родов и.тд.
Все это определяет индивидуальные особенности человека, которые служат природными предпосылками для становления личности и ее индивидуальности, выраженными особенно в строении, функциях, свойствах и типах нервной системы и темперамента.
Индивид, будучи носителем биологических задатков, в ходе общественно-исторического развития, подвергается влиянию социальных условий - условий жизни людей, и приобретает качественно новые возможности для становления личности..
Личность - исторически более позднее образование, участник общественных отношений, их продукт, активный деятель, преобразователь природы, общества, самого себя. Это индивид, наделенный сознанием и самосознанием. Личность - продукт онтогенеза, в ходе которого совершается личностный рост, социализация индивида.
Становление личности возможно в человеческой общности, о чем говорят примеры найденных в логове животных детях, которые помещенные затем в цивилизованное общество, не смогли приобрести
личностные свойства. Между тем, личность - это живой конкретны! человек со всеми достоинствами и недостатками, оцениваемыми кш полезными, так и вредными для общества с позиций нравственны) идеалов.
А.Н.Леонтьев пишет: «Личность есть системное и поэтом} «сверхчувственное» качество, хотя носителем этого .качества являете! вполне чувственный, телесный индивид со всеми его приобретенным» и прирожденными свойствами».
Индивидуальность - это сочетание психологически; особенностей человека, составляющих его своеобразие, его ртличи< от других людей. В индивидуальности человека, неповторимс сочетаются и • взаимодействуют между собой черты всеобщего типичного и индивидуального. Индивидуальность проявляется i чертах темперамента, характера, в способностях, в качества} познавательных процессов, в специфике эмоционально - волево! сферы и т.д.
Платонов К.К. выделяет в структуре личности: направленность опыт, особенности познавательной сферы, типы нервной системы темперамента, половые и физические возрастные особенности.
Ковалев А.Г. выделяет в структуре личности психически* процессы, психические состояния, психические свойства.
А.В.Петровский рассматривает три составляющие структурь личности:
1. Интраиндивидная (внутрииндивидная) подсистема характеризующая индивидуальность личности (темперамент характер и т.д.)
2. Интериндивидная подсистема личности, обнаруживающая себя в пространстве межличностных связей.
3. Метаиндивидная (надиндивидная) подструктура проявляющаяся в воздействии на тех лЮдей, с которым» личность не контактирует непосредственно, а делая в низ «вклады» через книги, кино, картины.
По данным Э. А. Голубевой структура личности состоит из таки> составляющих, как:
а) задатки, темперамент, возрастные половые
психофизические свойства и психические процессы;
б) социальные роли, статус, опыт, направленность, желания
цели, идеалы, мечты, интересы, притязания, мировоззрение
убеждения; .
в) поведение, деятельность, общение, познавательны!
процессы, взаимоотношения.
Фрейд выделяет такие компоненты в структуре личности: «Оно» «Я», «Сверх-Я».
«Оно», определяется стремлением к •удовлетворению, вызванно* половым инстинктом: сексуальное влечение, страсть, жизненна;
X!
_----
энергия, требующая своего снятия через удовлетворение, трудно управляемая человеком, диктуемая бессознательной сферой психики.
«Я» - это разум и его борьба с телом, с влечением, стремление изменить «Оно»; это знание и сознание, их нравственная сторона на основе познавательной сферы: восприятия, мышления, речи;
«Сверх-Я» - супер Эго, идеальное «Я».; отождествление с родителями из чувства долга, путем запрета, чувства вины, совести, заимствование положительной, вытеснение отрицательной индивидуальности.
Направленность - совокупность устойчивых, ведущих мотивов, ориентирующих деятельность личности. Направленность личности выражает ее ценностные ориентации через поведение, деятельность, общение.
По уровню формирования личности направленность подразделяют на: эгоистически значимую; личностно значимую; общественно значимую.
Эгоистически значимая направленность личности определяется ориентацией на удовлетворение безусловных рефлексов самосохранения, продолжения рода, обеспечения физического развития, здоровья, материального благополучия и комфорта.
Личностно значимая направленность зависит от уровня развития сознания, самосознания, целеустремленности, произвольности, самостоятельности поведения, деятельности, обучения, их успешности. Это стремление, возможность и готовность самоутвердится в группе, приобрести социальную роль, статус. Это опыт личности, стремление самовыразиться, самореализоваться, самоопределиться.
Общественно значимая направленность характеризуется высшим уровнем нравственной, эстетической, культурной ориентации, высоким творческим потенциалом в поведении, в деятельности, в общении, их успешности, служащей иа благо людей, Общества, его прогрессивном преобразовании и готовности на самопожертвование для этого.
Практическая работа
Задание 1. Вопросы программированного контроля Инструкция испытуемому: отметьте правильный ответ. 1. Понятие личности:
а) личность - человек, с индивидуальными свойствами,
определяемыми прирожденными способностями;
б) это конкретный человек, носитель сознания со всеми
присущими, ему индивидуальными свойствами, которые являются
обусловленными совокупностью всех общественных отношений и
природных качеств индивида;
: ■• ■ ■
в) это активный деятель, преобразователь природы, общества
самого себя;
г) личность есть совокупность всех общественных отношений;
д) это живой конкретный человек со всеми достоинствами и
недостатками
2. Определить, к какому понятию «индивид», «личность»,
«индивидуальность» относятся эти примеры:
а) у девочки отмечается медленность в моторике и речи,
мышлении, других психических процессах, возникновении чувств,
переключении с одной деятельности на другую;
б) рабочий Н. рассказал на молодежном собрании о своем
распределении времени между занятиями спортом и учебой;
в) товарищ М. вступил в общество «Зеленых»;
г) товарищ П. отличается выразительной мимикой, резкими
движениями, быстрой походкой;
д) учитель внес методические рекомендации по повышению
эффективности усвоение учебного материала.
3. Понятие направленности личности:
а) это убеждения, идейные мотивы;
б) это соотношение органических и духовных потребностей,
интересов и убеждений;
в) это организованные в целостную систему индивидуально-
своеобразные свойства, определяемые как полезные или вредные для
общества.
4. Источники активности личности:
а) в инстинктивных влечениях, стремлении сохранить себя,
продолжить род, быть, в крайнем случае, равным с остальными;
б) в потребностях, которые выступают как процесс овладения
формой деятельности;
в) это среда, люди, которыми активность автоматически
определяется;
г) это деятельность, т. к. чем больше личность участвует в
различных общественных формах деятельности, тем она становится
более активной.
5. Назвать свойства направленности личности (цель, мотивы,
потребности, интересы, мечта, убеждения):
а) стремление личности, реализуемые в деятельности;
б) побуждения личности для удовлетворения потребностей;
в) нужда, без удовлетворения которой личность не может
нормально существовать, как физически, так и духовно;
г) эмоциональные проявления познавательных потребностей;
д) образ, созданный на основе реальной деятельности, как
осознанная потребность, который может реализоваться в будущем;
е) система осознанных потребностей личности, побуждающих е<
поступать в соответствии со своими взглядами и мировоззрением;
6. Определить структуру личности исходя из групп психических явлений (процессы, состояния, свойства):
а) учитель математики часто замечал, что ученики с трудом
усваивают материал после урока физкультуры, и лучше - после
других уроков;
б) ученик Коля испытывает удовольствие, если его товарищи
показывают отличные знания по предметам;
в) ученица Таня всегда откровенно осуждает своих товарищей за
недобросовестность в учебе;
т) ВйтЯ аккуратно посещает кружок автомоделистов;
д) глядя на картину Врубеля «Демон и Тамара» мы вспоминали
образы Лермонтовских героев;
е) по приходу из школы Пете никак не удавалось выучить
стихотворение, хотя он это сделал быстро и с удовольствием после
отдыха.
Задание 2. Изучение самооценки личности. Инструкция: «OripocHHK состоит из 24 суждений, по каждому из них возможны три варианта ответов: часто, иногда, никогда. Вы выбираете тот ответ, который наиболее соответствует Вашей реальности»
1. Мне нужно, чтобы друзья меня подбадривали.
2. Меня многие ненавидят.
3. Я беспокоюсь о своем будущем.
4. Я постоянно чувствую свою ответственность.
5. Я обладаю меньшей активностью, чем другие.
6. Я боюсь выглядеть глупым.
7. Я боюсь говорить перед незнакомыми людьми.
8. Внешний вид других лучше моего.
9. Я часто допускаю ошибки?
10.' Как жаль, что не умею, как следует разговаривать с людьми. 11. Как жаль, что мне не хватает уверенности в себе? 12\ Желательно, чтобы мои действия одобряли другие.
13. Я слишком скромен.
14. Моя жизнь бесполезна.
15. Многие неправильного мнения обо мне.
16. Мне не с кем поделиться своими мыслями.
17". Люди не особенно интересуются!моими делами.
18. Люди ждут от меня очень многого.
19. Я чувствую, что многие не понимают меня.
20. Я не чувствую себя в безопасности.
21. Я часто волнуюсь и понапрасну.
22. Я уверен, что людям достается все легче и быстрее, чем мне.
23. Меня волнует то, как люди ко мне относятся.
24. Я много думаю о том, чего ждут от меня люди. Ответы", часто-1 балл, иногда-2 балла, никогда-3 балла. 25-40 баллов - заниженная самооценка.
41-55 баллов - адекватная самооценка.
56-75 баллов - завышенная самооценка.
Самостоятельная работа
СПОСОБНОСТИ И ЗАДАТКИ
План
1. Понятие о способностях.
2. Задатки и способности.
3. Деятельность и структура способностей.
4. Виды способностей.
Литература: 18, 37,38, 66,67, 70, 81.
Теоретическое введение
Способности — это индивидуально-психологические свойства человека, которые определяют успешность выполнения определенных видов деятельности и пригодность (готовность) человека к тому или иному виду деятельности. Способности являются функциональной интеграцией таких свойств личности, которые более всего необходимы для овладения определенным видом деятельности и для успешного его выполнения. Способности — это мера соответствия свойств личности требованиям конкретной деятельности. Способности обнаруживаются в процессе овладения деятельностью, в том, насколько быстро и основательно, легко и прочно человек усваивает способы ее организации и осуществления. Способности определяют возможности человека к обучению, овладению знаниями, умениями, навыками. Однако способности нельзя сводить к знаниям, умениям, навыкам. Способности проявляются в динамике их приобретения. Показателями способностей можно считать: а) темп продвижения в овладении деятельностью; б) широта переноса формирующихся психических качеств; в) соотношение нервно-психических затрат и конечного результата деятельности. Предпосылкой способностей, облегчающей их развитие, являются задатки.
Задатки - врожденные возможности развития морфологических, анатомо-физиологических и психологических свойств индивида. К задаткам относят:
1. Типологические свойства НС;
2. Уровень развития и соотношения сигнальных систем;
3. Природные свойства анализаторов;
4. Варианты строения коры головного мозга.
Задатки многозначны, они могут развиваться в различных направлениях. Задатки - лишь предпосылки развития способностей.
Способности делят на общие* необходимые для любых видов деятельности, и специальные, обеспечивающие успешность выполнения определенных видов деятельности. В структуре способностей некоторых людей общие качества могут быть
исключительно ярко выражены, сю дает возможность говорить о наличии разносторонних способностей, общих по отношению к широкому спектру различных видов деятельности. Общие способности (общие качества личности) являются вполне конкретными психологическими проявлениями. В зависимости от их выраженности всех людей можно разделить натри типа:
1. художественный;
2. мыслительный;
3. средний.
Данная типология связана с учением, в соответствии с которым высшая нервная деятельность человека характеризуется наличием в ней двух сигнальных систем: первой сигнальной системы (образной, эмоциональной); и второй сигнальной системы (словесной). Для художественного типа свойственна яркость образов, эмоций. Для мыслительного типа - преобладание абстракций, логических построений, для среднего типа - равное сочетание образов и логики.. Отношение человека к тому или иному типу предполагает, что ему легче освоить вполне определенную деятельность: художественному типу - стать музыкантом, мыслительному - математиком. Но это не означает фатальной обреченности заниматься определенным делом, это только предрасположенность к нему.
Структуру способности составляет совокупность психических качеств, которые необходимы для успешного выполнения деятельности. Способности разных людей к одной и той же деятельности могут иметь различную структуру благодаря индивидуальному своеобразию психических качеств и их сочетаний.
Компенсация способностей возможна за счет: а) приобретения необходимых для данной деятельности знаний, умений, навыков; б) формирования типического стиля данной деятельности; в) развития других качеств.
Практическая работа
Задание 1. Развитию каких способностей (мнемических, мыслительных, воображения) содействуют следующие учебные занятия?
Учащимся дважды прочитывали текст, затем предлагали по возможности вернее письменно изложить его содержание;
Указать сходств и различие климата Европы и Азии на тех же широтах;
Составит план только что прочитанного текста и письменно изложить его;
Пересказать сообщение учителя о сходстве и различии причастий и деепричастий;
Сравнить черты характера Онегина и Печорина;
По данному описанию представить Бородинское сражение;
Представить флору и фауну и вид городов в различных точках земного шара и описать представляемое;
Сравнить приемы описания в произведениях А.П.Чехова и И.С. Тургенева.
Задание 2. Даны несколько видов деятельности и перечень психических свойств. Требуется определить, из каких свойств складываются способности к каждому из перечисленных видов деятельности.
Виды деятельности: математическая деятельность, деятельность музыканта, изобретательская деятельность, чтение художественных текстов.
• ■'Свойства личности:
Способность чувствовать эмоциональную выразительность в движении музыкальных звуков («ладовое чувство»);
пространственное воображение;
хорошее запоминание общих схем рассуждения, доказательств, выводов, обобщенных способов решения вопросов;
целостность восприятия, т. е. умение видеть отдельные части предмета в их соотношении с другими частями;
полнота, яркость представлений наглядных образов;
способность к слуховому представлению сочетаний музыкальных звуков;
умение находить рациональный подход к практическим задачам с учетом свойств и возможностей материалов;
многообразный подход к решению вопроса;
умение оценивать соотношение пропорций и размеров;
легкая способность к воссозданию образов по словесному описанию;
способность переживать и чувствовать эмоциональную выразительность музыки;
легкое переключение от одной умственной операции к другой;
точность восприятия цветовых оттенков;
чуткость к языковым особенностям;
способность точно различать звуки по высоте;
последовательность, обоснованность, логичность рассуждения;
эмоциональная отзывчивость на происходящее, способность представить себя на месте другого человека и сочувствовать другому человеку;
изобретательность, находчивость в решении вопроса;
умение передавать свои мысли и чувства с помощью наглядных образов;
способность к анализу и синтезу образного материала. Задание 3. Методика. Экспресс - диагностика эмпатии (Э - ДЭ). ( И. М. Юсупов).
Предлагаемая ниже методика И.М.Юсупова направлена на изучение эмпатии.
•■
Эмпатия - это один из механизмов восприятия и понимания партнера по общению через эмоциональное вчувствование. эмоциональный отклик на него. Эмпатия может рассматриваться как ключевой фактор успеха в тех видах деятельности, которые требуют понимания внутреннего мира другого человека. Прежде всего, эмпатия необходима в педагогической деятельности, и поэтому рассматривается как профессионально важное качество педагога. Как отмечал В.А. Сухомлинский, «учителю следует начинать с элементарного, но вместе с тем и наитруднейшего - с формирования способности ощущать душевное состояние другого человека, уметь ставить себя на место другого в самых разных ситуациях».