Тема 2. типы высшей нервной деятельности

ФИЗИОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Лабораторный практикум

Кемерово 2015

Составитель: докт. биол. наук, профессор кафедры физиоло-гии человека и безопасности жизнедеятельности Н. А. Литвинова

Физиология высшей нервной деятельности: лабораторный практикум / Кемеровский государственный университет; сост. Н. А. Литвинова. – Кемерово, 2015. - 116 с.

Лабораторный практикум содержит теоретические сведения и методические указания для выполнения лабораторных и практических работ по физиологии высшей нервной деятельности, а также вопросы для организации контроля знаний.

Рекомендуется для магистрантов, обучающихся по направлению подготовки 06.04.01 БИОЛОГИЯ, направленность (профиль) Физиология человека и животных.

Рекомендовано Утверждено

методической комиссией на заседании

биологического факультета кафедры физиологии

«31» августа 2015 г. человека и безопас-

Протокол № 1 ности жизнедеятель-

Председатель методической ности

комиссии, канд.биол.наук «27» августа 2015 г.

_____________А.В.Мейер Протокол №1

Зав. кафедрой, докт.

биол.наук

_______А.И.Федоров

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..  
ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ФИЗИОЛОГИИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………....................      
ТЕМА 2. ТИПЫ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………...  
ТЕМА 3. НАСЛЕДСТВЕННО ЗАКРЕПЛЕННЫЕ ФОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ……………………………………………………………..    
ТЕМА 4. ПРИОБРЕТЕННЫЕ ФОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ ……………….  
ТЕМА 5. ПАМЯТЬ. ВНИМАНИЕ……………………………………….  
ТЕМА 6. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ. СОН………………...  
ТЕМА 7. ЭМОЦИИ. ПОТРЕБНОСТИ. МОТИВАЦИИ………………..  
ТЕМА 8. СОЗНАНИЕ. МЫШЛЕНИЕ…………………………………..  
ТЕМА 9. РЕЧЬ…………………………………………………………….
   
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………….

ВВЕДЕНИЕ

В профессиональной подготовке биологов большое место отводится изучению физиологии человека и животных, в т.ч. физиологии нервной системы (ЦНС) и высшей нервной деятельности (ВНД). Физиология высшей нервной деятельности представляет собой достаточно сформированное направление в физиологии, являясь результатом фундаментальных исследований огромного числа отечественных и зарубежных ученых – морфологов, гистологов, физиологов и психологов. Содержание дисциплины «Физиология высшей нервной деятельности» позволяет оценить сложность соотношения психического и физиологического, его разнообразия, служит основанием для дальнейшей разработки этой проблемы, представляющей большой интерес для будущих специалистов-физиологов.

К изучению физиологии высшей нервной деятельности студенты-физиологи приступают после ознакомления с основами цитологии, гистологии, зоологии, анатомии и морфологии человека, биохимии и общего курса физиологии человека и животных.

Лабораторный практикум составлен в соответствии с программой дисциплины «Физиология высшей нервной деятельности» для студентов-магистрантов, обучающихся по профилю «Физиология человека и животных» с учетом требований Государственного образовательного стандарта.

Лабораторный практикум включают теоретические сведения по каждому разделу дисциплины (дидактической единице), методические указания к лабораторным работам, а также вопросы для самоконтроля. Физиологические процессы, лежащие в основе целенаправленной деятельности человека, в основе человеческого мышления, речи, памяти, эмоций невозможно изучать на животных, поэтому большая часть программы ориентирована на исследования особенностей высшей нервной деятельности человека (ПК-10). В результате освоения данной дисциплины магистрант творчески использует в научной и производственно-технологической деятельности знания фундаментальных и прикладных разделов специальных дисциплин магистерской программы.

ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ФИЗИОЛОГИИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Теоретические сведения

Физиология высшей нервной деятельности изучает закономерности деятельности высшего отдела головного мозга животных и человека – коры больших полушарий.

Основными методами изучения ВНД являются: электроэнцефалография, метод вызванных потенциалов, микроэлектродный метод, молекулярные методы, стереотаксические методы, метод перерезки и выключения различных участков ЦНС.

Важнейшим методом изучения ВНД является метод условных рефлексов в сочетании с различными дополнительными исследованиями или воздействиями.

Физиология высшей нервной деятельности тесно связана с другими научными и практическими областями знаний, т.к. высшие мозговые функции привлекают внимание исследователей многих других специальностей. Физиология высшей нервной деятельности по научным интересам очень близка к психологии. Они нередко пользуются общими методами исследования и имеют единый объект изучения – работу головного мозга. Однако изучают ее в различных аспектах. Если физиологов интересует главным образом закономерности и механизмы работы мозга, как на уровне его целостной организации, так и на уровне нейронов и молекул, то психологи изучают результаты этой работы, проявляющиеся в виде образов, идей, ощущений, представлений, памяти, внимания, эмоций и других психических состояний. Для полного понимания психологических процессов, которые являются результатом работы мозга, необходимо изучение мозговых механизмов. Для этого физиология использует сведения из психологии.

Высшими функциями мозга интересуются не только медицина, педагогика, философия, т.е. науки, издавна черпавшие из физиологии мозга и психологии сведения для своего развития, но и такие науки, как общая физиология, социология, кибернетика. Физиология высшей нервной деятельности теснейшим образом соприкасается с общей нейрофизиологией, изучающей функции отдельных структур мозга и его нервных клеток, морфологией нервной системы, исследующей тонкое строение мозга, с биофизикой, биохимией, выявляющими роль физических и химических законов в работе мозга.

Первым, кто попытался рассмотреть проблему соотношения «души» и «тела» (т.е. мозга и психики, или соотношения психического и физиологического), был выдающийся философ и врач Рене Декарт (1595-1650). По Декарту, тело – это автомат, действующий по законам механики и только при наличии внешних стимулов, т.е. рефлекторно (термин «рефлекс» был предложен спустя столетие Иржи Прохазкой). Душа, по Декарту – это особая сущность, или субстанция, состоящая из непротяженных явлений сознания, т.е. из «мыслей». Таким образом, Декарт рассматривал душу и тело как две самостоятельные, независимые субстанции. В то же время он считал, что душа влияет на деятельность тела, а тело влияет на душу, сообщая ей сведения о внешнем мире. При этом он полагал, что такое взаимодействие осуществляется с участием шишковидной железы (эпифиза). Все воздействия внешнего мира вначале передаются нервной системой к эпифизу, в котором происходит расшифровка поступившей в мозг информации и передача этих сведений душе.

Декарт, разделив тело и душу человека, впервые поставил проблему их соотношения. Он же предложил и первый вариант ее решения, получивший впоследствии название психофизиологического параллелизма. В целом, учение Декарта, заключающееся в объяснении сущего из наличия двух противоположных начал – материального и духовного, получило название дуализма Декарта.

Начало второго этапа научной разработки проблемы соотношения психического и физиологического связано с именем выдающегося отечественного физиолога И. М. Сеченова (1829-1905). Он обосновал возможность распространения принципа рефлекса как детерминистического принципа организации поведения на всю работу головного мозга. И. М. Сеченов утверждал, что психические акты носят такой же строго закономерный характер, как и акты, считающиеся чисто нервными. Он ввел представление об иерархии рефлексов, доказав, что наряду с элементарными рефлексами имеется множество сложных рефлексов. Это рефлексы с усиленным и задержанным концом, при которых происходит актуализация прошлого опыта.

И. М. Сеченов полагал, что мысль – это психический рефлекс с задержанным окончанием, развивающийся по внутренней цепи ассоциированных рефлексов, а психический рефлекс с усиленным окончанием – это аффект, или эмоция. Он ввел также представление о психическом элементе – интегральной части рефлекторного процесса, благодаря которому организм может активно приспосабливаться к среде.

И. М. Сеченов в знаменитой книге «Рефлексы головного моз-га», вышедшей в 1863г. (первоначальное название «Попытка ввести физиологические основы в психологические процессы»), на основании собственных экспериментов на животных и наблюдений за развитием детей обосновал положение: «Все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы», т.е., по И. М. Сеченову, в основе психической деятель-ности лежит принцип рефлекса.

Таким образом, И. М. Сеченов прочно связал понятие психи-ческого с рефлексом и обосновал невозможность отрыва психического от рефлекторной деятельности. Тем самым было предложено решение проблемы соотношения психического и физиологического, существенно отличающееся от дуализма Р. Декарта. Блестящим развитием этого направления явилось учение И. П. Павлова и его многочисленных соратников и учеников об условных рефлексах, составляющих основу психической деятельности.

В настоящее время накоплены многочисленные клинические и экспериментальные данные, которые свидетельствуют о тесной взаимосвязи между психикой и мозгом. Воздействуя на мозг, можно изменить и даже уничтожить дух (самосознание) человека, стереть личность, превратив человека в зомби. Например, этого удается достичь, вводя в организм человека различные химические вещества, в том числе наркотики, или производя электростимуляцию отдельных участков мозга, а также путем удаления определенных структур мозга. Однако в последнее время все больше появляется данных о том, что психические состояния человека тесно связаны с наличием или отсутствием определенных химических веществ в мозге. В то же время получены неопровержимые доказательства влияния психического состояния человека на деятельность всех органов и систем организма, в том числе на причастность к развитию телесных или психосоматических заболеваний. Примером является негативное влияние стресса, которое нередко приводит к развитию злокачественной опухоли, завершающейся летальным исходом. В целом, все это свидетельствует о том, что взаимосвязь мозга и психики нельзя объяснить с позиций психофизиологического параллелизма, с позиций дуализма Декарта. Также очевидно, что отношение психики к мозгу нельзя понимать как отношение продукта к производителю, следствия к причине, поскольку продукт (психика) часто очень эффективно воздействует на своего производителя – мозг. Таким образом, между психикой и мозгом, психическим и физиологическим, вероятно, существует диалектическая причинно-следственная связь, еще не получившая полного естественнонаучного объяснения.

В настоящее время решение основной психофизиологической проблемы, т.е. соотношения психического и физиологического (души и тела), идет по четырем основным направлениям.

Первое направление развивает идеи психофизиологического параллелизма, или дуализма Декарта, полностью противопоставляя психику и мозг (душу и тело) и признавая психику и мозг как независимые сущности, не связанные между собой причинно-следственными отношениями.

Второе направление развивает представление о полной психофизиологической идентичности, т.е. о полной тождественности психического и физиологического (направление крайнего физиологического редукционизма).

Третье направление развивает представления о психофизиологическом взаимодействии психического и физиологического. Сторонники этого направления считают, что психическое и физиологическое имеет разные сущности, но между ними есть определенная степень взаимодействия и взаимовлияния.

Четвертое направление, которое наиболее типично для современного этапа разработки проблемы – это поиск диалектического единства между психикой и мозгом, психическим и физиологическим. В этом направлении можно выделить три концептуальных варианта.

1. Психическое тождественно физиологическому, но не любому физиологическому, а только процессам высшей нервной деятельности. В рамках данной концепции, психическое рассматривается как особая сторона, как свойство физиологических процессов мозга или процессов высшей нервной деятельности.

2. Психическое – это особый (высший) класс, или вид нервных процессов, обладающий свойствами, не присущими всем остальным процессам в нервной системе, в том числе процессам ВНД. Эта концепция рассматривает психическое как особые (психонервные) процессы, которые связаны с отражением объективной реальности и которые отличаются субъективным компонентом, т.е. наличием внутренних образов и их переживанием.

3. Психическое, хотя и обусловлено физиологической (высшей нервной) деятельностью мозга, однако оно не тождественно ей. Иначе говоря, психическое не сводимо к физиологическому, как идеальное к материальному или как социальное к биологическому.

До работ И. П. Павлова в физиологии, отсутствовал четко выделенный раздел по исследованию соотношения психического и физиологического. Отдельные работы физиологов рассматривались чаще всего в рамках психологии. Начиная с работ И. П. Павлова, проблема соотношения психического и физиологического начинает развиваться физиологическими методами в рамках «физиологии высшей нервной деятельности». Этот термин был предложен И. П. Павловым для обозначения той области физиологии, которая занимается исследованием физиологических основ психической деятельности. И. П. Павлов и его последователи проводили изуче-ние физиологических основ психической деятельности человека и животных, стоящих высоко на эволюционной лестнице. Как известно, этими животными стали собаки. Результаты исследований условно-рефлекторной деятельности собак позволили создать фундамент физиологии высшей нервной деятельности. Однако постепенно обозначились существенные ограничения у такого подхода, которые обусловлены тем, что мозг человека имеет очень существенную прибавку, которую И. П. Павлов обозначил как «вторая сигнальная система» и которая принципиально отличает человека от всех представителей животного мира. Иначе говоря, физиологические процессы, лежащие в основе целенаправленной деятельности человека, в основе человеческого мышления, речи, памяти и эмоциональных реакций, невозможно изучить на животных. В связи с этим на протяжении последних 50 лет на стыке психологии и физиологии стало развиваться новое научное направление – «психофизиология», изучающая физиологические основы психической деятельности и поведения человека.

В настоящее время существуют две самостоятельные дисциплины: «Физиология ВНД» и «Психофизиология». С одной стороны, это означает, что полное слияние физиологии ВНД и психофизиологии не состоялось, а с другой – указывает на признание обоих разделов физиологии.

Согласно учению И. П. Павлова различают высшую нервную деятельность и низшую нервную деятельность. Низшая нервная деятельность – это совокупность нейрофизиологических процессов, обеспечивающих осуществление безусловных рефлексов и инстинктов.

Высшая нервная деятельность – это совокупность нейрофизиологических процессов, обеспечивающих сознание, подсознательную переработку информации и приспособительное поведение в окружающей среде.

Поведение животного, а тем более человека, нельзя рассматривать как простые ответы на раздражения внешней и внутренней среды. Мозг работает по своим законам, позволяющим ему анализировать и перерабатывать поступившую информацию, сопоставлять ее с имеющимися сведениями и потребностями организма, и на основе этого сложного синтеза находить формы поведения, наиболее благоприятные для данных условий.

Головной мозг располагается в полости черепа, его принято делить на три отдела: задний (продолговатый мозг, мост, мозжечок), средний и передний (промежуточный мозг и большие полушария) (рис.1).

тема 2. типы высшей нервной деятельности - student2.ru

Рисунок 1. Схема строения головного мозга: 1 – продолговатый мозг; 2 – мост; 3 – средний мозг; 4, 5, – промежуточный мозг (4 – таламус, 5 – гипоталамус); 6 – мозжечок; 7 – кора больших полушарий

Большие полушария состоят из белого вещества, покрытого снаружи серым веществом, или корой. Кора головного мозга представляет собой многослойную нейронную ткань с множеством складок общей площадью в обоих полушариях примерно 2200 см2. В состав коры головного мозга входит 109-1010 нейронов и множество глиальных клеток, общее число которых неизвестно.

В коре выделяют 6 слоев (I-VI), каждый из которых состоит из пирамидных и звездчатых клеток (рис. 2). Главная особенность пирамидных клеток заключается в том, что их аксоны выходят из коры и оканчиваются в других корковых или иных структурах. Название звездчатых клеток также обусловлено их формой, их аксоны оканчиваются в коре, т.е. речь идет о корковых интернейронах.

В I-IV слоях воспринимаются и обрабатываются поступающие в кору в виде импульсов сигналы. Покидающие кору эфферентные пути формируются преимущественно в V-VI слоях. Деление коры на различные поля проведено К. Бродманом (1909) на основе цитоархитектонических признаков (формы и расположения нейронов). Многие из полей характеризуются функциональными и нейрохимическими особенностями.

тема 2. типы высшей нервной деятельности - student2.ru

Рисунок 2. Полусхематичное изображение слоев коры головного мозга (по К. Brodmann, Vogt, с изменениями): а – основные типы нервных клеток (окраска по Гольджи); б – тела нейронов (окраска по Нисслю); в – общее расположение волокон (миелиновых оболочек). Слои пронумерованы от поверхности вглубь. Приведены две наиболее распространенные системы нумерации

К. Бродман выделил 11 областей, включающих 52 поля:

1) постцентральную область (поля 1, 2, 3 и 43);

2) прецентральную область (поля 4 и 6);

3) лобную область (поля 8, 9, 10, 11, 12, 44, 45, 46 и 47);

4) островковую область (поля 13, 14, 15 и 16);

5) теменную область (поля 5, 7, 40 и 39);

6) височную область (поля 20, 21, 22, 36, 37, 38, 41, 42 и 52);

7) затылочную область (поля 17, 18 и 19);

8) поясную область (поля 23, 31, 24, 32, 33 и 25);

9) ретросплениальную область (поля 26, 29 и 30);

10) гиппокампову область (поля 27, 28, 34, 35 и 48);

11) обонятельную область (поле 51).

Кора больших полушарий состоит из четырех долей: лобной, теменной, височной и затылочной (рис. 3).

тема 2. типы высшей нервной деятельности - student2.ru

Рисунок 3. Четыре основные доли коры головного мозга (лобная, височная, теменная и затылочная)

В них расположены первичная двигательная и сенсорная области, двигательные и сенсорные области высокого порядка (второго, третьего и т.д.) и ассоциативная (неспецифическая) кора.

Открытый И. П. Павловым метод условных рефлексов по-зволил путем сопоставления раздражений с ответными реакциями на них обнаружить определенные правила работы мозга. Было установлено шесть правил работы головного мозга.

1. Регулирующая функция головного мозга осуществляется спомощью двух процессов – возбуждения и торможения. Возбуждение включает исполнительные органы в работу, торможение активно прекращает их деятельность.

2. Образовавшийся очаг возбуждения или торможения не остается на одном месте, а распространяется на другие области (иррадиация).

3. Распространение возбуждения или торможения ограничивается наведением противоположного процесса, который заставляет возникший очаг стягиваться к пунктам своего первоначального возникновения. Такое стягивание возбуждения или торможения к исходному пункту было названо концентрацией.

4. Каждый из двух процессов способен наводить противоположный процесс. Возбуждение в одних пунктах коры вызывает торможение в других, и наоборот. В одном и том же пункте после окончания одного процесса следует противоположный: возбуждение сменяется торможением, торможение – возбуждением. Способность одного процесса вызывать противоположный называют взаимной индукцией возбуждения и торможения.

5. Высшие нервные центры обладают способностью расчленять поступающую информацию на отдельные элементы и затем соединять их снова в целое (анализ и синтез раздражений).

6. Формирование ответных реакций и систем из них строится по тому же принципу: они расчленяются на элементы, из которых затем воссоздается целостное действие, способное достичь определенного биологически полезного эффекта (анализ и синтез ответных действий).

Перечисленные правила позволяют объяснять многие явления высшей нервной деятельности животных и человека.

Ход занятия

Устно раскройте темы занятия:

1. Понятие о физиологии высшей нервной деятельности как науке.

2. Связи физиологии ВНД с другими дисциплинами.

3. Методы исследования ВНД.

4. История развития взглядов на высшую нервную деятельность.

5. Особенности структурно-функциональной организации коры большого мозга как основного субстрата ВНД.

6. Закономерности работы головного мозга, установленные И.П.Павловым.

ТЕМА 2. ТИПЫ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Теоретические сведения

Тип высшей нервной деятельности – это совокупность врожденных и приобретенных свойств нервной системы, определяющих характер взаимодействия организма с окружающей средой и находящих свое отражение во всех функциях организма. Согласно И. П. Павлову критериями типологических свойств нервной системы являются сила процессов возбуждения и торможения, их уравновешенность и подвижность. Различные комбинации трех основных свойств нервной системы позволили выделить четыре резко очерченных типа, отличающихся по адаптивным способностям и устойчивости к невротизирующим факторам. Учение И. П. Павлова о типах ВНД – это учение о реактивности нервной системы, особенно ее высших отделов – коры большого мозга.

Под силой нервных процессов понимают работоспособность корковых клеток, которая определяется длительностью нервного напряжения, выражающегося в процессах возбуждения и торможения. Под уравновешенностью нервных процессов понимают соотношение процессов возбуждения и торможения по их силе. Подвижность нервных процессов – это способность нервных клеток в различных условиях существования быстро переходить из состояния возбуждения в тормозное или наоборот. Изучение в эксперименте типологических особенностей собак позволило выделить среди них четыре основных типа ВНД:

- животные сильные, уравновешенные, подвижные (живой тип);

- животные сильные и неуравновешенные (безудержный тип);

- животные сильные, уравновешенные, инертные (спокойный тип);

- животные слабые (оранжерейный тип).

Типы ВНД животных, описанные и научно обоснованные И. П. Павловым, оказались очень близки по свойствам к «темпера-ментам», описанным Гиппократом.

Древнегреческий врач, основатель медицины Гиппократ (460-377 до н. э.) объяснял неодинаковое течение одной и той же болезни у разных людей за счет различного состояния «соков тела» в организме человека: крови, слизи, желчи, черной желчи. Согласно учению Гиппократа различают четыре темперамента: сангвинический (от лат. sanguis – кровь), холерический (от лат. chole – желчь), флегматический (от лат. phlegma – слизь, мокрота), меланхолический (от греч. melanos + chole – черная желчь).

Сангвиник – человек решительный, энергичный, с быстрой возбудимостью, подвижный, впечатлительный, с ярким внешним выражением эмоций, легкой их сменяемостью.

Флегматик – спокойный медлительный, со слабым проявлением чувств, трудно переключается с одного вида деятельности на другой.

Холерик – вспыльчивый, с высоким уровнем активности, раздражительный, энергичный, с сильными, быстро возникающими эмоциями, ярко отражающимися в речи, жестах, мимике.

Меланхолик имеет низкий уровень нервно-психической активности, унылый, тоскливый, с высокой эмоциональной ранимостью, мнительный, склонный к мрачным мыслям и с угнетенным настроением, замкнутый и пугливый. В жизни такие «чистые» темпераменты встречаются редко, обычно комбинация свойств более разнообразна.

В свете учения о типах ВНД стала понятной научная основа учения о темпераментах. Тип ВНД является физиологической основой темперамента. Свойства нервной системы не определяют свойства темперамента, а лишь способствуют или препятствуют их формированию. Сильный, неуравновешенный тип ВНД является физиологической основой для формирования холерического темперамента. Сильный, уравновешенный, подвижный тип – для формирования сангвинического темперамента. Сильный, уравновешенный, с малой подвижностью нервных процессов – для флегматического темперамента. Слабый тип – основа для формирования меланхолического темперамента.

тема 2. типы высшей нервной деятельности - student2.ru

Рисунок 4. Типы ВНД у животных, по И. П. Павлову (I, II, III, IV).

Примечание. Типологическая классификация Гиппократа: сангвиник (с преобладанием крови), флегматик (с преобладанием слизи), холерик (с преобладанием желчи), меланхолик (с преобладанием черной желчи)

тема 2. типы высшей нервной деятельности - student2.ru

Рисунок 5. Реакция человека с сангвиническим, флегматическим, меланхолическим и холерическим темпераментом на одно и то же событие (по Х. Бидструпу, 1974)

Кроме основных типов ВНД, общих для человека и животных, И. П. Павлов выделил еще три типа, характерных только для человека, в основе которых лежит различное соотношение I и II сигнальных систем.

Художественный тип – с незначительным преобладанием I сигнальной системы. Для людей этого типа свойственно образное восприятие окружающего мира, оперирование в процессе мышления чувственными образами. К их числу относятся большей частью художники и музыканты.

Мыслительный тип – с незначительным преобладанием II сигнальной системы (речевой). Эти люди с выраженной способностью к абстрактному мышлению. Их отличает способность к логическому построению, отвлеченному мышлению. Это ученые, философы.

Промежуточный тип – характеризуется уравновешенностью, равной степенью развития как I так и II сигнальных систем. К этому типу принадлежит основная масса людей. Им свойственно как конкретное, так и абстрактное мышление.

Гениальный тип – те редкие представители человеческого общества, которые имеют особое развитие и I и II сигнальных систем. Сюда И. П. Павлов относит гениальных личностей типа Леонардо да Винчи, способных одновременно и к художественному, и к научному творчеству.

Исследования Б. М. Теплова, В. Д. Небылицина и других физиологов, проведенные в 50-60-е годы, показали, что классификация И. П. Павлова нуждается в коррекции. Оказалось, что нервные процессы могут быть уравновешенными или неуравновешенными не только по силе (как это считал И. П. Пав-лов), но и по их подвижности. Неуравновешенность по силе может быть с преобладанием не только возбуждения над торможением (как считал И. П. Павлов), но и с преобладанием торможения над возбуждением. Более того, оказалось, что «подвижность нервных процессов» не является отражением единого свойства нервной системы, а представляет собой совокупность ряда свойств. Оказалось, что существуют другие отчетливые типы ВНД (даже на основе трех свойств, выделенных И. П. Павловым). Например, сильный, неуравновешенный тип с преобладанием торможения над возбуждением.

Б. М. Теплов и В. Д. Небылицин пришли к выводу, что правильнее говорить не о типах ВНД, а о свойствах нервной системы, комбинация которых характеризует ту или иную индивидуальность.

Согласно Б. М. Теплову свойства нервной системы проявляют себя, главным образом, в динамическом аспекте поведения (скорость, темп, напряженность, вариабельность и т.д.), т.е. в темпераменте и в способностях человека. Именно по темпераменту и по способностям один человек существенно отличается от другого. В меньшей степени свойства нервной системы проявляются в содержательных аспектах деятельности (в побуждениях, мотивах, целях, знаниях и т.д.). Согласно трехфакторной гипотезе Б. М. Теплова темперамент человека мож-но оценить по эмоциональной возбудимости, по выражению эмоций и по общей быстроте движения.

Кроме того, Б. М. Теплов и В. Д. Небылицин пришли к заключению, что о силе и подвижности нервных процессов надо говорить раздельно по отношению к возбуждению и торможению, а перечень свойств нервной системы необходимо дополнить параметром динамичности, от которого и зависит скорость выработки положительных и тормозных условных рефлексов.

Эти авторы также отмечают, что методики исследования ВНД очень несовершенны, так как они отражают только частности. Например, тип ВНД, определенный по исследованию зрительного анализатора, может не совпадать с типом ВНД, определенным по исследованию кожного анализатора. Поэтому авторы выдвинули представление о том, что наряду с общетипологическими свойствами существуют парциальные (частичные) типологические свойства, отражающие функционирование отдельных областей коры (например, слуховой, зрительной, моторной), что имеет большое значение для определения специальных врожденных способностей человека.

В. Д. Небылицин ввел понятие об общих свойствах нервной системы, к числу которых он отнес два основных параметра – общую активность и эмоциональность. Общая активность (темперамент), согласно В. Д. Небылицину, обусловливает внут-реннюю потребность, тенденцию индивида к эффективному освоению внешней действительности и к самовыражению, она может варьировать от инертности и пассивной созерцательности до высших степеней активности (моторной, интеллектуальной и социальной). Эмоциональность – это комплекс качеств, отражающих динамику возникновения, протекания и прекращения различных эмоциональных состояний. В этом комплексе можно выделить три компонента:

1. Впечатлительность (эмоциональную чувствительность), которая выражает эмоциональную восприимчивость индивида, его чувствительность к эмоциогенным стимулам (или ситуациям).

2. Импульсивность, которая отражает степень легкости перехода эмоций в побуждение (мотив), к действиям без их предварительного обдумывания.

3. Эмоциональную лабильность характеризует скорость перехода от одного эмоционального состояния к другому.

По мнению В. Д. Небылицина, в основе общей активности (темперамента) лежат индивидуальные особенности воздействия активирующего влияния ретикулярной формации ствола мозга на передние отделы коры больших полушарий, а в основе эмоциональности лежат индивидуальные особенности взаимодействия передних отделов коры больших полушарий с лимбической системой. Другими словами, темперамент (т.е. общая активность) отражает деятельность лобно-ретикулярного комплекса мозговых структур, а эмоциональность – активность лобно-лимбической системы мозга.

Таким образом, В. Д. Небылицин пришел к определенным выводам:

1. Свойства нервной системы определяются свойствами фронтальной коры, являющейся регулятором физиологических и психологических функций организма. Фронтальные отделы коры через связи с гипоталамо-гипофизарной системой регулируют вегетативные функции, а через связи с гипоталамо-лимбическими образованиями определяют уровень активного сознания, играют значительную роль в программировании действий, интеллектуальных операций и регуляции движений. Таким образом, В. Д. Небылицын, отводя свойствам фронтальной коры роль неспецифической регуляторной системы, рассматривал ее в качестве морфологического субстрата общих свойств нервной системы.

2. Предложил структурно-системный подход к анализу физиологических факторов человеческого поведения. Он полагал, что свойства нервной системы имеют многоуровневую организацию, в том числе уровень нервных элементов (нейронов) и уровень структурных комплексов мозга (поэтому роль и проявление одного и того же свойства нервной системы на разных уровнях могут быть совершенно различными). Уровень структурных комплексов мозга, составной частью которых является лобная кора, играет решающую роль в проявлении темперамента.

Английский исследователь Г. Айзенк с помощью специально разработанных тестов выделил три основных параметра мозговой деятельности человека. Экстравертивность и интровертивность, эмоциональную стабильность и эмоциональную нестабильность (нейротизм, или нейротицизм), психотизм, или психотицизм, противоположным полюсом которого является устойчивое следование социальным нормам. Таким образом, Г. Айзенк пред-ложил концепцию базисной и факторной структуры личности, в том числе концепцию о трех базисных свойствах личности – об экстра-интроверсии, о нейротизме и психотизме.

По Г. Айзенку, экстраверт – это открытый, общительный, социабильный, разговорчивый, активный, импульсивный, оптимистичный субъект, для которого характерен слабый контроль над эмоциями и чувствами. Интроверт – это спокойный, необщительный, замкнутый (он отдален от всех, кроме близких людей), застенчивый, пассивный человек, который планирует свои действия заблаговременно, любит порядок во всем и держит свои чувства под строгим контролем. Эта характеристика напоминает параметр активности в классификации В. Д. Небылицина. Г. Ай-зенк считает, что в основе экстра-интроверсии лежат индивидуальные особенности взаимодействия активирующей ретикулярной формации и передних отделов новой коры (у интровертов более развита система, тормозящая поведение, а у экстравертов, наоборот, развита система, побуждающая активность).

Высоконейроидный (невроидный) субъект, согласно Г. Айзен-ку, характеризуется как тревожный, озабоченный, легко склонный к гневу, эмоционально неустойчивый. Ему противостоит эмоционально устойчивая личность. Следовательно, нейротизм Г. Айзенка, по сути, аналогичен понятию «эмоциональность» В. Д. Небылицына. По Г. Айзенку, степень нейротизма определя-ется индивидуальными особенностями взаимодействия лимбической системы и новой коры. «Нейротическая» личность характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам. Согласно Г. Айзенку высокие показатели по экстраверсии и нейротизму часто соответствуют психиатрическому диагнозу «истерия», а высокие показатели по интроверсии и нейротизму – состоянию тревоги или реактивной депрессии.

Высокопсихоидный тип, по Г. Айзенку, предстает как эгоцентричный, эгоистичный, малоконтактный, холодный, безразличный к окружающим и агрессивный субъект, а низкопсихоидный тип – как дружелюбный, сочувствующий и считающийся с правами других людей человек (альтруист).

В целом, по Г. Айзенку, экстраверсивность, нейроидность и психотицизм определяются индивидуальными особенностями взаимоотношений между отдельными структурами мозга, в том числе между ретикулярной формацией и передними отделами новой коры, а также между лимбической системой и новой корой. Согласно Г. Айзенку имеется связь между выраженностью выделенных им факторов и свойствами нервной системы, по И. П. Павлову. Нестабильный экстраверт соответствует холерику, т.е. сильному, неуравновешенному, подвижному типу, по И. П. Павлову; стабильный экстраверт – сангвинику, или сильному, уравновешенному, подвижному типу; нестабильный интроверт – меланхолику, или слабому типу; стабильный интроверт – флегматику или сильному, уравновешенному, инертному типу.

На основании всех этих наблюдений был составлен личностный опросник Г. Айзенка, который позволяет достаточно быстро оценить два базисных свойства личности (экстраверсивность и нейротизм) и тем самым определить тип ВНД человека.

Ход занятия

Устно раскройте темы занятия:

1. Понятие об основных свойствах нервных процессов.

2. Учение И.П.Павлова о типах высшей нервной деятельности.

3. Классификация типов темперамента, по Гиппократу.

4. Специфические особенности ВНД человека.

5. Классификация типов ВНД Б.М.Теплова, В.Д.Небылицина.

6. Концепция Г.Айзенка.

Выполните предложенные лабораторные работы.

Лабораторная работа 1.

Наши рекомендации