Психологические особенности зрелого возраста
Зрелость (28–60 лет)
Это самый длительный период жизни, возраст реализации себя во всех видах жизнедеятельности: личной и семейной жизни, социально-профессиональной деятельности и сфере досуга. До 25–27 лет факторами становления личности являются присвоение разнообразных знаний, умений, опыта, освоение многоплановых видов деятельности, приобретение социально полезных и личностно значимых вещей, присоединение к психологически близким людям и другие формы удовлетворения потребности приобретения. После 27 лет ведущим фактором дальнейшего развития личности становится созидание. Как заметил А. Н. Леонтьев, личность не может развиваться в рамках потребления, ее развитие необходимо предполагает смещение потребностей на созидание, которое одно не знает границ.
Социальная ситуация развития в возрасте 28–33 лет неоднозначна. Прежде всего наблюдаются существенные различия в жизнедеятельности женщин и мужчин. Для женщин эмоциональное благополучие семьи, воспитание детей имеют большую значимость, чем для мужчин. Мужчины в большей степени сориентированы на профессиональную деятельность, профессиональные достижения и карьеру. Физиологическое развитие женщин и мужчин также сильно различается.
В данном возрасте существенно повышается значение экономических условий жизни. Родители к этому времени уже перестают материально поддерживать молодые семьи. Важную роль играет фактор материального благополучия (наличие собственного жилья, удовлетворительная зарплата, обеспечивающая достойную жизнь семье и позволяющая дать всестороннее образование детям).
Важное значение приобретает социально-профессиональный статус молодых людей: место работы, должность, квалификация, обогащающие социально-психологическое пространство жизни.
Ведущей деятельностью для одних женщин становится семейно-бытовая, для других – профессиональная. Правильнее говорить об относительном преобладании одного из этих видов деятельности, которое обусловлено личностным отношением к ним женщин-матерей и бездетных женщин.
Для мужчин за редким исключением ведущей деятельностью остается профессиональная. В процессе ее выполнения возникает противоречие между потребностями в совершенствовании деятельности и нормативными операционально-техническими способами ее осуществления. Это противоречие частично разрешается путем выработки индивидуального стиля деятельности, внесения в нее элементов новаторства и рационализаторства. Если же характер профессиональной деятельности не предоставляет специалисту таких возможностей, то ему остается либо постепенно профессионально успокоиться и стагнировать, либо менять место работы и должность. Наиболее продуктивным выходом из состояния профессионального равновесия, стагнации является дополнительное профессиональное образование, которое направлено на расширение социально-профессионального пространства личности и предоставляет ей возможность реализовывать себя в другой области деятельности, на новом рабочем месте, в другой специальности или профессии. Обеспечение дополнительного профессионального образования позволит специалисту профессионально самоопределиться в новой социально-профессиональной ситуации.
Психическое развитие специалистов в этом возрасте определяется содержанием профессионального труда. В целом возрастает значение психологического фактора во всех видах труда, и это положительно сказывается на дальнейшем развитии психических процессов. Вместе с тем следует отметить, что в различные периоды жизни человека наблюдается неравномерное развитие его психических функций. В рассматриваемом возрасте внимание, память и мышление определяют общее интеллектуальное развитие, постепенно возрастает творческая активность. Необходимо также учитывать, что до 33 лет происходит становление функциональной основы интеллекта человека, что приводит к росту интеллектуальной активности и продуктивности в рамках уже сложившейся профессиональной деятельности. Важным условием профессионального и интеллектуального развития человека становится постоянное повышение квалификации и последипломное образование.
Основными психологическими новообразованиями в возрасте 28–33 лет становятся социально-профессиональная активность, самостоятельность, социальная ответственность, профессионально обусловленные черты характера. Это так называемые позитивные приобретения, определяемые местом данного возраста в онтогенезе человека. Но в этом возрасте у части молодых людей под влиянием социально-профессиональных условий и социальной пассивности развиваются социально и профессионально нежелательные качества. К ним относятся социально-профессиональный инфантилизм, социальный негативизм, профессиональная леность, консерватизм. Наблюдается также профессиональная стагнация.
К концу этого возраста многие молодые люди остро переживают очередной кризис, женщины – в 28–30 лет, в среднем на три года раньше, чем мужчины. Совпадение по времени кризиса у супругов приводит к сложному периоду в семейных отношениях.
В ситуации кризиса обостряется отношение женщины к карьере. Чувствуя естественный прилив сил и не будучи удовлетворенной семейными отношениями, женщина предпринимает попытку (и не всегда безуспешную) изменить свое социальное положение за счет профессионального роста, карьеры.
Для женщин-матерей актуальным становится получение дополнительного (реабилитационного) профессионального образования. Ведь 3–5 лет ушло на воспитание малолетних детей. Общество должно помочь женщинам профессионально восстановиться, а в случаях профессиональной переориентации – получить новую специальность или профессию.
Кризис в жизни мужчин возникает вследствие осознанного или неосознанного чувства социально-профессиональной несостоятельности. Большинство мужчин сориентированы на профессиональные достижения, карьеру. Но многие из них реально не могут получить подтверждение того, что они состоялись. Этот кризис называют еще кризисом «возраста Иисуса Христа», так как к этому возрасту он создал свое учение, заложил основы христианской религии, т.е. состоялся. Примерно ¾ всех мужчин должны довольствоваться рядовой должностью: квалифицированного специалиста, рабочего, техника, учителя, инженера, клерка и др. Социальные же стереотипы и ожидания обусловливают потребность в реальном подтверждении социально-профессиональной состоятельности: начальственной должности, ученой степени, воинском звании. Социально-престижная стратификация профессионального статуса мужчин не совпадает с жизненным планом, который сформировался в юности.
Анализируя пройденный путь, свои достижения и провалы, молодой человек попадает в психологические ловушки собственных несбывшихся надежд и неоправданных мечтаний. Молодые мужчины начинают искать подтверждение своей состоятельности, значимости в общении с молодыми, часто незамужними женщинами. Эмоционально-психологическая «дотация» со стороны свободных женщин приводит к нарушению супружеских уз, психологическому охлаждению, а иногда и к распаду семьи.
Эмоционально-тягостное переживание своей профессиональной несостоятельности усиливается тем, что отдельные сверстники состоялись, или достигли начальственных кресел, или разбогатели. Супруги усугубляют эмоциональную нестабильность упреками в профессиональной недееспособности.
Продуктивные выходы из кризиса:
§ ревизия и коррекция Я-концепции (не обязательно иметь высокую должность, ведь можно быть просто высококвалифицированным специалистом, хорошим семьянином, верным другом, полезным членом общества);
§ получение дополнительного образования, существенное повышение квалификации, переход на новую должность, смена места работы, резкое повышение социально-профессиональной активности;
§ нахождение смысла жизни за пределами профессии (социально-бытовое творчество, хобби, садоводство, театр и др.).
Возможные деструктивные тенденции:
§ нарушение супружеской верности и распад семьи;
§ злоупотребление алкоголем, азартными играми, пустым времяпрепровождением и т.п.
Выход молодых людей из кризисного состояния означает вступление в новую фазу зрелости – фазу самореализации.
Следующая ступень зрелости (34–42 года) – период относительно спокойной жизнедеятельности. Женщины и мужчины примиряются с социально-профессиональными условиями и семейными отношениями. Многие работники в этом возрасте становятся профессионалами, самоопределяются в профессиональном сообществе, достигают вершин профессионализма и пика творческих успехов. Сохраняется прежний уровень психического развития. Б. Г. Ананьев показал, что уровень интеллектуальных способностей человека зависит от двух факторов: внутреннего – одаренности и внешнего – образования. Поэтому постоянное повышение квалификации, дополнительное профессиональное образование и самообразование являются важными условиями дальнейшего профессионального развития специалиста, становления его профессионализма, достижения им вершин мастерства.
Выработанные ранее индивидуальный стиль деятельности и стиль жизни позволяют эффективно решать социально-профессиональные проблемы одного из самых продуктивных периодов жизни. Одним из важных новообразований этого возраста является профессиональная позиция. В это же время появляется желание передать молодежи свой опыт, оказать влияние на социально-политическую ситуацию в регионе, стране. Чрезмерное увлечение политикой во многом определяется этими генеративными тенденциями. Социально значимые устремления являются следствием развития субъектности личности. В позитивных изменениях, которые личность вносит (или могла бы внести) в общественно-политическую и социально-профессиональную жизнь, она узнает себя, ей открывается смысл ее жизни. Субъектность личности как психологическое новообразование становится фактором ее дальнейшего самоизменения и саморазвития. Осознавая свои достижения, человек чувствует себя социально и профессионально уверенным, энергичным, дееспособным. В данном возрасте имеются все условия для осуществления своего профессионально-психологи-ческого потенциала, и большинство людей реализует его в эти 12–15 лет продуктивной жизни.
Социально-психологическое равновесие к 40–42 годам начинает нарушаться. Возникают проблемы в семейных отношениях, во взаимоотношениях с коллегами, друзьями. Далее явственно начинает осознаваться несовпадение Я-реального и Я-идеального, постепенно нарастает психическая напряженность, появляются тоскливость, раздражительность, уныние, потеря интереса к жизни, профессиональная усталость. Все это признаки наступления кризиса середины жизни, который получил в психологической литературе такие названия, как кризис идентичности, бесперспективности, опустошенности.
Каковы же причины этого кризиса? Их много, но в индивидуальной жизни женщин и мужчин они проявляются по-разному. Общими являются физиологические изменения. Организм слабеет, во внешности отчетливо просматриваются следы приближающейся старости. Наступает период подведения итогов, человек вдруг начинает осознавать, что лучшие годы позади. Работоспособность уже не та, а ведь многое из задуманного в юности еще не достигнуто. Все чаще возникает мысль, что жизнь прожита зря и не так, как хотелось.
Женщины в большей степени озабочены приближающейся старостью и, как следствием, снижением сексуальной привлекательности. Переживание неизбежного старения делает женщину уязвимой к внешним признакам уходящей молодости, отсюда стремление походить на молодежь не только внешне, но и за счет особых форм поведения, неадекватных возрасту. Сужается социальное и психологическое пространство жизни, уходят из семьи дети, а в отдельных случаях и мужья. Перспектив социально-профессионального роста становится все меньше. Ностальгия по безвозвратно ушедшей молодости усугубляется осознанием того, что много сил и энергии было отдано семье, а вот семейного счастья и благополучия, похоже, нет. Надо было больше внимания уделять себе, своей внешности, удовлетворению своей потребности быть женщиной.
Мужчины в большей степени озабочены своими социально-профессио-нальными достижениями, средствами материального благополучия и формами престижного общения. Отсутствие этого обостряет потребность быть мужчиной. Для многих ее удовлетворение связано с дополнительными усилиями, сверхнормативной социальной и профессиональной активностью, самоактуализацией, однако есть резервный вариант, доступный и привлекательный, – утвердиться в глазах другой женщины, как правило намного моложе, и получить подтверждение того, что ты еще настоящий мужчина. И конечно, есть спасательный социально приемлемый вариант – внесение в структуру жизнедеятельности новых форм самоутверждения и реализации себя во внепрофессиональной жизни.
Но главное все же – найти в себе социально-психологическое мужество, трезво проанализировать возможности дальнейшего развития, продуктивного становления на основе самоактуализации своего профессионально-психологического потенциала.
Особенности социальной ситуации развития в 45–60 лет обусловлены следующими моментами:
§ постепенное физическое старение, ослабление психофизиологических и психических функций (внимания, памяти, мышления), снижение сексуальных потенций;
§ изменение жизненного пространства за счет появления новых родственников и постепенного ухода из жизни приятелей, подруг, коллег, близких знакомых;
§ сужение перспектив профессионального продвижения, карьеры.
Эти изменения вносят в жизнь женщин и мужчин чувство неуверенности в себе, которое может стать разрушительным в профессиях группы «человек–человек», так как отрицательно сказывается на эффективности социально-профессионального взаимодействия.
Достигнув вершин в своем социальном и профессиональном развитии, личность вдруг явственно начинает ощущать приближение старости. Осмысление и переживание этих моментов падает на возраст 50–55 лет. Но человек активно сопротивляется нежелательным изменениям, демонстрируя подчас завидное упорство. Главное в преодолении деструктивных тенденций развития – мобилизация внутренних психических сил, здоровый образ жизни, повышение работоспособности. Важно, чтобы человек осознавал свою личную ответственность за достойную жизнь. Обращение к культуре достоинства, овладение эффективными способами экономной организации жизнедеятельности помогут ему преодолеть очередной кризис утраты профессиональной деятельности.
Кризисное состояние усугубляется психологическими ловушками, возникающими после 50 лет:
§ «психологическая импотенция»;
§ профессиональные деформации;
§ консервирование прежних отношений и способов жизнедеятельности;
§ потеря чувства профессиональной идентификации.
Эти деструктивные тенденции разрушают сложившуюся Я-концепцию, порождают тревожность и потерянность.
К концу стадии зрелости и женщины, и мужчины должны переосмыслить свое место в социально-профессиональном пространстве, обусловленное прекращением активной роли в жизни общества.
Компенсаторным психологическим новообразованием в этом возрасте становится чувство уверенности в себе, или самопринятие, поддерживающее чувство собственного достоинства и социальной ценности человека.
Преодолению чувства неуверенности и социально-профессиональной неполноценности способствует подчеркивание авторитета на производстве, да и в семье тоже. Психотерапевтическое влияние такого признания сказывается на усилении социально-профессиональной активности и повышении самооценки и самоуважения.
В это время возрастает интерес женщин к религии, общественной деятельности в сугубо женских организациях, посещению выставок, театров, концертов. Мужчины обнаруживают повышенный интерес к проблемам практической философии, поиска смысла жизни, социально-политической жизни страны. Актуальными для мужчин остаются достижения и признание в профессиональной жизни.
Преодоление кризиса 50–55 лет предполагает ревизию Я-концепции, нахождение новых смыслов жизнедеятельности, коррекцию самосознания, усиление духовности и нравственности. И конечно, люди в этом возрасте нуждаются в психологической поддержке и помощи. Одной из форм такой поддержки может стать социально-психологическое образование, целью которого является развитие культуры достойной жизни, овладение навыками личной гигиены, самообслуживания и домоводства. Главное – своевременно начать формировать психологическую готовность ко встрече со старостью. Ведь люди живут еще 20–30 лет. И прожить эти годы надо достойно.