Административные методы мотивации
Любой человек, приходя в производственный коллектив, принимает на себя определенные обязанности и ответственность за качественное выполнение соответствующей работы и, в известной мере, ответственность за результаты работы коллектива в целом. Поэтому требуется некоторая группа методов управления, с помощью которых определяются:
· место коллективов и отдельных работников в системе производства и управления;
· их права, обязанности и мера ответственности;
· способы координации их действий и взаимосвязи в процессе производства и управления и т.п.
Такими методами и являются административные (или организацонно-распорядительные) методы управления, которые имеют следующие особенности:
· оказывают прямое воздействие на волю подчиненных, что проявляется в однозначности отдаваемых распоряжений и в обязательности выполнения любого административного акта;
· носят безвозмездный характер, не предусматривающий стимулирование;
· требуют наличия и использования действенной системы контроля за их исполнением;
· требуют не наилучшего решения проблем, а выполнения строго определенных действий.
Основными преимуществами административных методов являются:
1) они единственно эффективны в примитивных ситуациях;
2) позволяют установить строгую дисциплину производственного и управленческого персонала;
3) обеспечивают выбранную технологию производства и управления.
Основные их недостатки:
1) они не способствуют развитию творческого начала личности;
2) приводят к концентрации власти;
3) требуют обязательного оформления всех принимаемых решений, что отрицательно влияет на время их реализации;
4) зачастую негативно оцениваются персоналом.
Административные методы подразделяются на:
· организационные, ориентированные на использование в типовых ситуациях и подразделяемые, в свою очередь, на регламентирование, нормирование и инструктирование;
· распорядительныеи дисциплинарные, которые ориентированы на использование в конкретных ситуациях.
Сущность регламентирования заключается в установлении:
· статуса и целей функционирования;
· полномочий, прав и ответственности;
· правил функционирования и критериев оценки деятельности объекта регламентирования.
В качестве объекта регламентирования может рассматриваться:
· организация в целом, и тогда основным регламентирующим документом является устав организации;
· структурное подразделение (положение о подразделении или паспорт подразделения);
· должность в аппарате управления (должностная инструкция или положение);
· отношения между организацией и персоналом (правила внутреннего распорядка, правила приема на работу и увольнений);
· технология выполнения управленческих работ (технологический паспорт);
· документооборот в организации и подразделениях.
Нормированиекак метод управления использует:
· нормы, которые имеют конкретное числовое выражение;
· нормативы, которые носят общий, типовой характер и являются основой для разработки норм.
Выделяются следующие основные виды нормирования:
· численности, т.е. определение количества людей, необходимых для выполнения определенной работы;
· выработки и обслуживания, т.е. определение количества выполняемых производственных операций в единицу времени, количества единиц произведенной продукции, количества обслуженных клиентов или оказанных услуг;
· управления, т.е. определение количества подчиненных у одного руководителя;
· расхода ресурсов, т.е. определение количества ресурсов, расходуемых при выполнении какой-либо работы.
Целью инструктирования являются ознакомление работников с условиями работы, принятыми решениями, стоящими перед ними задачами, последствиями невыполнения какого-либо задания. Соответственно выделяют следующие виды инструктирования: ознакомление, совет, объяснение, предостережение, разъяснение. По форме осуществления инструктирование подразделяют на устное и письменное, а также на индивидуальное и коллективное.
Распорядительные методы применяются при необходимости вмешаться в процесс производства и управления для устранения существующих отклонений или реализации представившихся возможностей. Они осуществляются в форме:
· приказа - документа, в котором сформулированы цели, содержание, объем и сроки выполнения заданий, указаны исполнители и условия выполнения этих заданий, а также определено должностное лицо, осуществляющее контроль исполнения заданий; издает приказ руководитель организации или должностное лицо, которому делегированы соответствующие полномочия;
· постановления - принимается на уровне организации совместно администрацией и общественными организациями;
· распоряжения - устное или письменное требование к подчиненным выполнить определенные виды работ с целью решения каких-либо вопросов; издаются, как правило, функциональными руководителями;
· указания- осуществляется в устной форме, используется на низшем уровне управления.
Дисциплинарное воздействие регламентируется КЗоТ и применяется в случае невыполнения работником своих функциональных обязанностей. Право на его осуществление имеет только руководитель, выступающий в роли нанимателя.