Жизненный путь в понимании психолога 4 страница
Позиция другого типа личности заключается, например, в четком отделении своего собственного жизненного мира, интересных для него задач, важных для него дел от дел и интересов (служебных, семейных и т.д.) окружающих. Значимые для него отношения (связи, контакты) он последовательно и активно реализует, незначимые поддерживает «для вида». С такой позицией молодого мужчины иногда сталкивается женщина; она напрасно стремится укрепить, завоевать его отношение к себе, не догадываясь, что он может иметь такие же отношения с любой другой на ее месте. Этот человек легко сменит одну работу на другую, одних друзей на других, если новая обстановка поможет ему достичь своих целей. Это эгоцентрическая (если не эгоистическая) жизненная позиция.
Долго и упорно психологи и даже социологи (например, Морено) пытались в качестве главного фактора выделить и исследовать субъективные отношения, т.е. симпатии и антипатии людей. Однако при таком подходе реальные отношения людей из поля зрения выпали, а ученые оказались в плену субъективизма, поскольку симпатии и антипатии часто бывают необоснованными и даже неосознаваемыми. Хотя они и сказываются в жизненных отношениях, но не могут заменить реальных объективных отношений людей (деловые отношения людей, как правило, не строятся на симпатии или антипатии). «Жизнь,— писал Рубинштейн,— это процесс, в котором объективно участвует сам человек. Основной критерий его отношения к жизни — строительство в себе и в других новых, все более совершенных, внутренних, а не только внешних форм человеческой жизни и человеческих отношений» 20.
Жизненная позиция личности может быть определена и через ее активность, но тогда важно не только раскрыть активность как психологическую особенность самой личности и ее сознания, но и показать, как она реализовала свои возможности, способности, свое сознание в своей жизненной позиции. Речь идет о том, насколько она применила свои способности, в какой мере сознательно она живет.
Выше были приведены примеры достаточно последовательных позиций. Однако возможны и их раздвоенные, противоречивые варианты. Человек считает себя принципиальным, любит поговорить о своих принципах, однако реально использует свое профессиональное положение для своей выгоды, может обмануть, подвести, сделать назло. Его «двойная игра» в конечном счете кроме материальных приобретений приводит к одним потерям (теряется уважение близких, коллег, прочность профессионального статуса, профессиональное мастерство, авторитет и т.д.).
Другой тип противоречивой позиции проявляется в своеобразных жизненных «метаниях»: человек то принимает решения продвигать свои дела (защиту диссертации, «карьеру»), то замыкается в семейном кругу, откладывая первые до «лучших времен», потом бросает и то и другое, решив начать жизнь «заново», меняет семью, работу. Позиция такого человека (и он сам) ненадежна, неустойчива, хаотична, хотя в каждом начинании он берется все «наладить», «устроить», «организовать». Он до конца так и не узнает, чего хотел и чего достиг в жизни.
Жизненная позиция имеет исходную объективную характеристику — участие личности в сферах, где социальная жизнь наиболее интенсивна, перспективна, где сконцентрировано множество возможностей. Одни люди начинают жизнь с того, чего другие добиваются только к концу жизни. Это и культурная среда, и возможности образования, и более или менее благоприятная социальная ситуация, в которой они оказываются независимо от своей воли и усилий. Но существует и «бедная социальная среда», или обстановка, лишенная значительных возможностей, событий. Попадая в такие условия, личность оказывается в бесперспективной жизненной позиции, которая объективно не способствует ее развитию. Но и от человека как субъекта зависит, достигнет ли он более высоких успехов, добьется ли более оптимальных условий. Личность как субъекта жизни характеризует стремление, направленность на развивающие, более оптимальные сферы жизни, потребность в собственном развитии.
Когда мы говорим о роли социальных условий в жизни отдельного человека (при равенстве принципов труда, прав, свобод и т.д.), то они также могут оказаться более или менее благоприятными для его развития (вовремя и в лучшем учебном заведении полученное образование, благоприятные возможности для освоения профессии и т.д.) 21. Более благоприятные условия в свою очередь могут повышать активность личности, которая более интенсивно (чем другая при тех же условиях) реализует их в профессиональной деятельности, дополняя их своими личными усилиями, способностями, что в совокупности и образует активную жизненную позицию.
Однако можно привести много примеров из жизни семей крупных ученых, художников, т. е. людей, предоставивших своим детям исходные оптимальные условия для развития, из которых видно, как протекция родителей при поступлении в институт, на работу и т. д. парализуют собственную мотивацию, потребности молодого человека. Эти благоприятные условия еще должны «согласоваться», совпасть с внутренними потребностями, возможностями, активностью детей. Иногда молодой человек получает так много, что это закрывает для него перспективу собственного развития и движения, лишает мотивации достижения, потребности жить на свой страх и риск. Именно поэтому нужно говорить о пропорциональности объективных и субъективных моментов в жизненных отношениях и позиции личности.
И при отсутствии благоприятных социальных условий личность может благодаря своей активности добиться перспективной жизненной позиции (вырваться из провинции, из профессиональных традиций семьи, поступить в лучшее учебное заведение страны, в совершенстве овладеть профессией, сочетать учебу и работу и т.д.).
Жизненная позиция — это не только жизненные отношения, но и способ их реализации, отвечающий (или не отвечающий) потребностям, ценностям личности. Человек может иметь активные жизненные устремления, высокие нравственные ценности, но способ организации жизни (иногда неумение, иногда страх, иногда пассивность в реализации) может противоречить этим исходным «добрым намерениям», его жизненная позиция оказывается не соответствующей этим стремлениям, потребностям. Тогда он или начинает оправдывать себя в своих же глазах, или пытается изменить такую позицию.
Анализ своей жизненной позиции дает в своих дневниках С. Л. Рубинштейн. В связи с внезапной болезнью отца, который лишился адвокатской практики и возможности материально обеспечивать семью, он очень рано (вначале нравственно-психологически, а затем и жизненно-практически) стал старшим в семье, опорой родителей и братьев. Позиция старшинства и связанная с ней ответственность стала его ведущей позицией на всю жизнь, определила его отношения и с близкими, и с «дальними», проявилась и в его личной, и в научной жизни.
Жизненная позиция — это выработанный личностью при данных условиях способ своей общественной жизни, место в профессии, способ самовыражения. В отличие от субъективных отношений (смысла, картины и даже концепции жизни) жизненная позиция — это совокупность реализованных жизненных отношений, ценностей, идеалов и найденный характер их реализации, который и определяет дальнейший ход жизни.
Если основные жизненные отношения личности интегрированы, отвечают ее исходным намерениям, то ее позиция характеризуется целостностью, целенаправленностью и даже гармоничностью. Если основные отношения не связаны между собой, а способ их осуществления не соответствует им, то такую жизненную позицию можно назвать неустойчивой, неопределенной, а личность — неуверенной. Такая личность не готова к жизненным переменам, неожиданностям, жизненным трудностям.
Бывают такие варианты жизненной позиции, когда она оказывается оторванной от реальной жизни. Это происходит с творческими личностями, когда они не могут реализовать себя в науке или искусстве, или с людьми, которые сугубо внешне, поверхностно участвуют в практической жизни и фактически занимают позицию неучастия. Их жизненные отношения случайны, но это замаскировано их собственными иллюзиями.
Жизненная позиция — это определенное сложившееся образование, имеющее свою относительно фиксированную структуру, что не исключает ее изменчивости, возможности развития. Жизненная позиция может быть охарактеризована на разном уровне конкретности, начиная от эмпирически-описательного и кончая сущностно-абстрактным. Важную ее характеристику составляют жизненные противоречия, которые в результате такой или иной позиции или обостряются, или сглаживаются. Например, личность максимально активна, но не может данным способом реализовать ее, и, наоборот, у личности отсутствуют готовность, активность, зрелость, казалось бы, в самой оптимальной жизненной обстановке. Легко получаемые материальные блага развращают личность, вырабатывают опасную иллюзию вседоступности и вседозволенности, формируют установку на легкую жизнь. Жизненная позиция характеризуется и противоречиями, и способом их решения (конструктивным, пассивным, поверхностным и т.д.), который показывает, умеет ли личность соединить свои индивидуально-психологические, статусные, возрастные возможности и притязания с условиями жизни, умеет ли непротиворечиво скомпоновать эти условия.
В эпоху застоя жизненные позиции многих людей, как это ни парадоксально, не вступали в противоречие с общественными требованиями в силу внутренних компромиссов, на которые (сознательно или бессознательно) шли люди. Однако личностная цена, которую им приходилось платить за этот компромисс, состояла в глубоких личностных потерях и в деградации личности. Занимая позицию «лишь бы уцелеть», «перебиться», люди, сохраняя жизненное благополучие, теряли собственные цели, идеалы, смелость и широту натуры, становились мелкими обывателями. Желая сохранить возможность творчества и самореализации в искусстве, человек попадал в зависимость от чуждых искусству людей, верил некомпетентным оценкам, оказывался связанным круговой порукой со спекулировавшими его талантом и постепенно терял свое творческое вдохновение, превращался в ремесленника.
Реализацию жизненной позиции во времени и в обстоятельствах жизни, соответствующую динамическим характеристикам жизненного пути, можно назвать жизненной линией. Такая линия — типичный для данной личности способ изменения во времени, в изменяющихся жизненных обстоятельствах. Жизненная линия — это определенная последовательность (или непоследовательность) личности в проведении, реализации своей жизненной позиции, верность себе, своим принципам и отношениям в изменяющихся обстоятельствах. Она также имеет свои типологические характеристики. У одних жизненная линия последовательна, она укрепляет, выверяет жизненную позицию, у других она непоследовательна, хаотична, у третьих — застойна, ведет к регрессу личности. В жизненной линии сказывается, прежде всего, потенциал возможностей, присущих жизненной позиции, которые разворачиваются, обнаруживают себя в дальнейшем ходе жизни.
Жизненная линия — это не только линейное, но и иерархическое образование, т. е. каждый более высокий, достигнутый личностью уровень жизни открывает более далекую перспективу, более широкие возможности (веер возможностей), жизнь приобретает большую структурированность. Однако это зависит не только от того, предвидит ли личность будущее, а именно от того, насколько конструктивна была ее исходная позиция. Здесь имеет место жизненное продвижение личности (подобно интеллектуальному продвижению), подъем на более высокий уровень, что характеризуется все новыми жизненными достижениями. «Моя жизнь всегда шла по восходящей, несмотря на жизненные потери, ее сопровождавшие, несмотря на то, что порой она принимала трагический оборот»,— писал в своих дневниках С. Л. Рубинштейн 22. Основной характеристикой прогрессивной жизненной линии является непрерывное обратное влияние результатов предшествующего этапа (решений, поступков и т.д.) на последующий. Это обратное воздействие достижений жизни на личность, умножение достижений жизни на ее собственные возрастающие возможности мы называем вторичными условиями ее развития.
Занятая личностью позиция «сидеть сложа руки» приводит к непоправимым изменениям в ее жизни: она испытывает разочарование, в ней накапливаются злоба к людям, мстительность, которые и проявляются в ее последующих жизненных отношениях (таковы вторичные последствия жизненной позиции личности, которые ведут к ее деградации). Однако иногда человек, заняв активную позицию, может растратить себя на «переделку мира», включиться в решение социально тупиковой ситуации, но потом изменяет себе, занимает пассивную, отстраненную позицию. Ему не хватает жизненного разума, чтобы отделить бесплодность своих личных усилий, связанных с тупиковой социальной ситуацией, от собственных личностных возможностей, он переживает поражение и принимает его как судьбу. Траектория жизненной линии здесь прерывается.
На протяжении жизни изменяются основные жизненные отношения личности, которые иногда наталкиваются на внутреннюю инерцию: способ жизни и отношение (например, с детьми, с мужем) коренным образом изменились, а человек пытается жить по-прежнему. Жизненную линию определяет жизненная зрелость (или незрелость). Последняя иногда и в пожилом возрасте проявляется в инфантилизме — переоценке своей значимости, своих возможностей, неадекватной «размашистости» (новая семья, новое дело закладываются без учета жизненных сил). Напротив, жизненная зрелость проявляется в равнодушии к «соблазнам», в преодолении препятствий, в отстаивании своей линии жизни. Человек осознает необходимость решать жизненные противоречия или сдать жизненные позиции.
Некоторые противоречия возникают в процессе самой жизни, ее объективного хода, закономерного или случайного, но их общая черта в том, что они не могут быть разрешены личностью, даже если она проявляет активность, изобретательность, все свои способности. Другие противоречия, будучи объективны по своей природе, не зависят от хода жизни конкретной личности и требуют для своего разрешения активного участия целых групп людей, а не только усилий отдельной личности. Третьи разрешаются самой личностью, ее усилиями и активностью, четвертые — только данной отдельной личностью. Такова в целом первая группа объективных по происхождению и определенных по степени возможности их разрешения личностью противоречий.
Другая большая группа противоречий обусловлена особенностями самой личности, организующей жизнь. Вмешательство личности в ход жизни, композиция ею своих жизненных отношений (противоречивая или гармоничная по отношению друг к другу) порождают внутриличностные и социально-психологические противоречия. В качестве основания для классификации противоречий жизненного пути необходимо определить способ организации личностью жизни, т. е. жизненную позицию личности, и способ проведения этой позиции во времени и в обстоятельствах жизни — жизненную линию. Для характеристики личности как субъекта жизнедеятельности чрезвычайно важен выбираемый ею способ разрешения противоречий.
Классификации жизненных противоречий, таким образом, основаны на разных моделях организации жизни личностью. Одной из наиболее распространенных является модель резких перемен в жизни вследствие изменения жизненной позиции. Например, уход большого спортсмена, достигшего славы, на другую, гораздо более скромную работу — тренера и т.д., обнаруживает или прочность внутренней личностной позиции, или ведет к внутреннему кризису. Сохранение активности при изменении жизненной позиции позволяет отделить подлинно личностную активность от тех социально-психологических опор (славы и т.д.), которые поддерживали личность прежде. Другой моделью, в известном смысле противоположной первой, является модель возникновения внутренних противоречий и кризиса как результата отсутствия каких-либо желательных для личности жизненных перемен, жизненных достижений.
Иногда позиция внешне, казалось бы, непротиворечивая, изменяясь и развиваясь, выливается в такие отношения, которые личность не может удержать или непротиворечиво соединить. Когда отношения в семье исходно являются компромиссными, неподлинными, подрастающие дети и новые отношения с ними обнаруживают несостоятельность позиции жены (мужа) или их взаимоотношений.
Наиболее яркой иллюстрацией неспособности решать жизненные противоречия являются два феномена — уход и возложение ответственности. Уход личности проявляется в самых разнообразных формах: уход из семьи, в другую профессию, в другую возрастную группу и т. д. Однако этот феномен при разнообразии его жизненных форм является симптомом того, что личность хочет избежать трудностей. Любая форма ухода, как правило, связана с противоречивой ситуацией, в которой оказалась личность, с ее неспособностью продуктивно разрешать противоречия или их длительно выдерживать. На первый взгляд некоторые формы ухода могут восприниматься как проявление активности личности — поиски новой жизненной позиции, перемена направления жизни, жизненной линии (новой семьи, новой профессии). Однако «уходившие» люди указывали на отсутствие сил для продолжения прежней жизни, выполнения прежней роли.
Другой феномен ухода личности от противоречий — возложение ответственности — также проявляется в самых разнообразных формах, в которых фактически занижается роль «я», роль личной активности, имеет место отсутствие инициативы или избежание ответственности. «Возложение ответственности» определяется нами как стремление личности переложить ответственность на других. Переход от нравственной регуляции к юридической (обвинения, порицание окружающих, начальство и т.д.), религиозность как возложение ответственности на внеличностные силы (судьбу и т.д.) — все это формы падения активности, неспособности отстоять собственную позицию.
Негибкость жизненной позиции проявляется в стремлении сохранять свои взгляды на жизнь, «принципы», привычки, круг общения и т. д. неизменными. Это часто присуще старческому возрасту и выражается в нежелании перемен (путешествий, встреч и т.д.). Однако такое состояние довольно часто проявляется и у молодых, и в зрелом возрасте как нежелание что-либо изменять в жизни, что-то «сдвигать со своих привычных мест», проявлять активность, идти навстречу трудностям. Такие люди во всех отношениях придерживаются ритуальных правил, твердого распорядка. Для них важна не мудрость, которая свойственна возрасту, а форма субординации старших и младших, мужа и жены, педагога и учеников. Они скорее согласятся разрушить сложившиеся отношения, по существу сломать свою жизненную позицию, чем изменить привычный для них стиль жизни.
Возрастные противоречия обостряются противоречиями, связанными со сменой жизненной позиции, с изменением жизненной линии, жизненной направленности. Наиболее сложным этапом жизни трудновоспитуемых подростков является их переход от этапа жизни в колонии к этапу новой трудовой жизни. Предполагается, что в колонии они прошли перевоспитание и, попадая в хорошие, передовые коллективы, сразу должны успешно включиться в трудовую жизнь. Однако часто они уходят с работы, бросают «благополучную» жизнь и даже уезжают в другие города в поисках близкой себе группы. Чем объяснить это возвращение к прошлому? Неэффективностью перевоспитания?
В этих и аналогичных случаях сама личность до поры до времени не разрешает противоречий: происходит чисто внешняя перемена жизни, пусть даже и радикальная. Новый образ жизни не присваивается личностью: она должна перейти от принудительного к добровольному способу жизни, что требует не только времени, но и внутренней перестройки. Противоречия, связанные с изменением (потерей, удержанием, «переосмыслением») жизненной позиции, являются наиболее трудными для жизни личности. Жизненная позиция может меняться или оставаться неизменной в зависимости от характера и способа решения противоречий, конфликтных ситуаций, причем для изменения жизненной позиции как таковой необходимо разрешение жизненно значимых противоречий, ситуаций и т.д. Жизненно значимыми, жизненно важными являются только те противоречия, которые служат средством, способом изменения взглядов, привычек, отношений личности с обществом, с самим собой и т.д. Противоречия, разрешаемые только на «словах», приводят к демагогии, к нежеланию на деле отказаться от своих установок, «принципов», к «изобразительной деятельности».
В период застоя за декларациями, правильными словами не стояли правильные действия. Неправильно было бы думать, что постоянное разрушение связи слова и реального дела не разрывало естественной психологической связи намерения и действия, а сама личность не утрачивала своего волеизъявления. В личной жизни это зачастую приводило не только к потере личностью истинных мотивов, но и к утрате ею чувства, что это ее собственная жизненная позиция, что отчуждало личность от ее жизни.
Наступившая эпоха гласности дала возможность многим людям открыто признать не только свои достижения, но и потери, трудности, причем как на общественном, так и на личном уровне. Гласность в постановке жизненно значимых проблем позволила выявить их важность, прежде всего, для самого человека, а не только для общества, как это практиковалось в предыдущие периоды. Индивид получил право на признание своей личной свободы, независимости как право на собственную жизненную позицию, мнение, даже на свою личную трагедию. Плюрализм мнений открыл возможность не только самостоятельно выбирать позицию, но и последовательно отстаивать (изменять, перестраивать) ее на всех этапах жизни.
Личность получила право на решение своих сугубо личных проблем без привлечения «официальных» инстанций. Таким образом, социалистический плюрализм становится гарантом того, что личные проблемы каждого перестают быть под общественным контролем, что и является гарантом права на личную жизнь. Признание каких бы то ни было личных противоречий не является признаком ни идеологической неустойчивости, ни низкой производительности труда, а лишь правом личности решать их по своему усмотрению. Мнение коллектива теряет общественно-нормативную функцию «добровольного принуждения» и приобретает другие — совета, порицания, одобрения.
Разрешение жизненных противоречий осуществляется человеком на уровне повседневных, бытовых проблем, ситуаций. Контроль за «жизненным раскладом» (в семье, на службе) необходим для поддержания нравственного здоровья не только человека, но и общества в целом. Исследования венгерскими социальными психологами причин самоубийств свидетельствуют о важности своевременного самоконтроля, об опасности утраты чувства ценности собственной жизни, ответственного отношения к будущему своих детей 23.
Преобладание внутренних противоречий личности над общественными — не нарушение социалистической морали, а показатель того, насколько личность в состоянии справиться с их решением самостоятельно. Анализируя направленность личности на решение внешних проблем, надо, прежде всего, выявить истинные мотивы этой направленности, источники недовольства личности своим положением в обществе: имеется ли оно в действительности или является показателем неспособности личности занять это положение, пустоты ее жизни и т.д.
Интересные примеры можно привести из прошлого. В России существовал суд присяжных, и, как отмечает известный советский историк психологии Е. А. Будилова, и судьи, и присяжные прекрасно знали психологию людей, что помогало им выявлять противоречия, сложные ситуации, связанные с преступлениями и нарушениями законов. Поэтому они могли отделить личные мотивы преступления от тех, которые, скажем, были типичны и даже популярны в определенных слоях общества, группах населения, отделить глубоко личный конфликт от традиционного и т.д. 24
В подходе к противоречиям внутреннего мира личности, часто выплескивающимся наружу, принимающим социально типичные и даже массовые формы, важно учитывать связь ее внутренних проблем и жизненных социальных обстоятельств. Связь эта обнаруживается только при рассмотрении целостного жизненного пути личности. Нельзя абсолютизировать только внешние, социальные или только внутренние причины противоречий. Например, при изучении проблемы самоубийств в Венгрии, число которых в последние годы катастрофически росло, вначале отдельно рассматривались только личные или только социальные их причины и традиционные формы их разрешения. Когда же к проблеме подошли комплексно, т.е. стали анализировать и экономические, исторические и собственно личные причины, то выяснилось, что при общем довольно высоком жизненном уровне реальный уровень жизни людей из разных слоев населения сильно различается, более того, есть группы, живущие за чертой бедности. Однако не бедность сама по себе является причиной преждевременного ухода из жизни, а бедность на фоне сознания того, что в социалистическом обществе все должны быть равны. Бедность рассматривается личностью как социальная несправедливость. Венгерский психолог К. Яро считает, что противоречия социалистического общества наиболее концентрированно и остро проявляются и сосредоточиваются в сфере семьи, личной жизни, в малой группе.
Плюрализм подразумевает богатство, всю палитру оттенков человеческой жизни со всеми ее трудностями, противоречиями, «разрешимыми» и «неразрешимыми». При оценке человеком своей жизни всегда присутствует момент субъективности, и именно он в первую очередь заслуживает самого пристального рассмотрения и всестороннего анализа 25. Именно он выступает результирующей и движущей силой реальной жизни человека, ее достижений и потерь. Поэтому, как говорилось выше, удовлетворенность (или неудовлетворенность) жизнью является серьезным показателем ее реальной проблемности. В любом сложном положении, в любой жизненной ситуации помимо ее «диагноза» должно присутствовать осознание ее проблемности, а в этом осознании на первом месте должно стоять понимание самоценности жизни для самого человека. Какие бы противоречия ни разрывали человека, он должен решать их с позиций ценности своей жизни и для самого себя, и для общества.
Однако можно разрешить любую ситуацию, переменив свою жизненную позицию (уйти из семьи, с работы, бросить любимое дело, изменить жизненным принципам). Но это будет внешнее решение, внешнее изменение, которое, если противоречие носит принципиальный характер, возобновится в новой форме и в новой ситуации. Поэтому стратегия жизни должна, по-видимому, заключаться в раскрытии и разрешении подлинных причин противоречий, а не в уходе от них путем жизненных перемен. Когда, обсуждая проблемы роста числа разводов, обратились к психологу с вопросом, где же выход, он ответил так: если нельзя устранить все причины конфликтов и противоречий в семье, то можно сделать только одно — научить людей их разрешать.
Конечно, не нужно создавать проблемы искусственно и раздувать конфликты там, где их нет. Но нельзя закрывать глаза и оттягивать решение наболевших проблем, назревших конфликтов. Некоторые люди, желая сохранить устоявшуюся жизненную позицию, сложившиеся отношения, оттягивают решение внутренних конфликтов. Это можно понять. Но незаметно серьезный конфликт разрушает личность, отнимает душевные силы, выводит из состояния душевного равновесия, оборачивается внутренним оцепенением, падением активности, интереса к жизни.
Нередко думают, что внутренние противоречия — это только разлад с самим собой, борьба разных побуждений. Однако это не так. Например, такое, казалось бы, внешнее несоответствие размера оклада статусу или способностям, большому объему выполняемой работы, отсутствие условий для профессионального роста являются причинами глубоких внутренних переживаний. Сорокалетний мужчина начинает считать себя социально несостоятельным, не способным прокормить семью и т.д. Его переживания, как кажется на первый взгляд, не принимают формы противоречий. В силу отсутствия условий для полноценной реализации своих способностей возникает озлобление, появляется чувство скуки, неудовлетворенность. Именно эти переживания приводят к внутренней ломке личности: к отказу от профессиональных интересов, к появлению ориентации на карьеру, «денежную должность» и т.д. Создается как бы иерархия противоречий, когда к внешним противоречиям надстраиваются внутренние, образуя противоречия второго порядка. Иногда исчезает желание бороться за жизнь, соответствующую возможностям человека. В подобных ситуациях человек нередко обращается к алкоголю, под действием которого его поведение изменяется так, что он сам лишает себя «прав» на улучшение своей социальной ситуации. Лечение такого человека — это забота не только медиков, но и психологов, которые помогли бы ему решить его жизненные противоречия.
Долгие годы из общественного сознания исключалась проблема противоречий, хотя в теории утверждалось, что противоречия — основа развития. Они чаще всего отождествлялись с недостатками, с негативными явлениями. Между тем противоречия приносят личности не только «вред», но и «пользу», поскольку их разрешение, как правило, способствует ее развитию. Важно только, чтобы человек мог найти их правильное решение, чтобы он имел силы и потребность их преодолевать. Польские психотерапевты, сталкиваясь с больными, находящимися в так называемых пограничных состояниях, критических для душевного здоровья, утверждают, что часто таким людям бывает полезно испытать сильное потрясение, пережить и разрешить конфликт.
Подлинное разрешение противоречия вызывает у человека удовлетворенность, внутреннее облегчение, которое, однако, часто игнорируется окружающими, да и самим человеком. А между тем, даже если жизненная ситуация продолжает оставаться трудной, противоречивой, найденное решение придает человеку новые силы для построения новой жизненной стратегии. Не надо бояться таких «пересмотров», считая их изменой самому себе, своей позиции, не следует упорно держаться за то, что сохранилось только в нашем воображении или памяти, тогда как в реальной жизни уже давно разрушилось.