Тема 1. Виды, условия и механизмы научения. Факторы, определяющие успешность научения
1. Понятия учебной деятельности, научения, обученияи учения.
2. Виды научения.
3. Механизмы научения.
4. Социально-психологические факторы,определяющие успешность научения.
Тема 2. Соотношение научения и развития
1. Три точки зрения на связь наученияи развития.
2. Научение и созревание организма.
3. Психическое развитие и созревание.
Тема 3. Теория учебной деятельности
1 Структура учебной деятельности.
2. Основные требования, предъявляемые к учебной деятельности.
3.Психолого-педагогические требования к обучению как к преподаванию.
4.Психолого-педагогические требования к учению как усвоению учащимися знаний.
5.Формы организации учебной деятельности.
6. Индивидуальные различия в учебной деятельности.
7. Основные параметры, по которым оценивается развитость учебной деятельности.
Тем а 4. Современные концепции научения
1.Теория планомерного (поэтапного) формирования знаний, умений, умственных действий (П. Я. Гальперин).
2.Теория формирования научных понятий у школьников (В. В. Давыдов).
3.Теория проблемного обучения (Л. В. Занков, А. М. Матюшкин).
Темы для рефератов
1.Основные понятия психологической теории научения.
2.Соотношение научения и психического развития учащихся.
3.Требования, предъявляемые к учебной деятельности.
4.Психологические теории научения.
Темы для самостоятельной исследовательской работы
1. Психологические условия оптимальной организации учебной деятельности учителя (обучения).
2. Психологические условия оптимизации учебной деятельности ученика (учения) .
3. Психологические проблемы развивающего обучения.
4. Общее и различное в теориях научения у отечественных и зарубежных авторов.
Литература
I
Брунер Д.С. Психология познания: за пределами непосредственной информации.— М., 1977. (Обучение и развитие. Готовность к обучению: 359—377.)
Давыдов В. В. Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования//Вопросы психологии.—1991.—№ 6.
Зинц Р. Обучение и память.— Минск, 1984.
(Понятие обучения: 12—21, 53—55. Систематизация учебных процессов: 74—180.)
История зарубежной психологии. 30—60-е годыXX века. Тексты.— М., 1986.
(Теория Пиаже: 232—292.)
Кабанова-Меллер Е. Н. Учебная деятельность и развивающее обучение,— М., 1981.
(Приемы учебной работы: 6—15. Управление учебной деятельностью: 23—28. Показатели и условия умственного развития учащихся: 29—42. Учебная деятельность в условиях развивающего обучения: 42—91.)
Калмыкова 3. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости.— М., 1981.
(Обучаемость и ее компоненты: 26—33. Обучение и развитие продуктивного мышления у школьников: 144—155. Психолого-педагогические принципы развития продуктивного мышления школьников: 155—188. Проблемность обучения: 156—162. Индивидуализация и дифференциация обучения: 162—171.)
Клаус Г. Введение в дифференциальную психологию учения.— М., 1987.
(Понятие учения и его виды: 21—40. Индивидуальные различия в учебной деятельности: 41—78.)
Кравцов Г. Г., Кравцова Е. Е. Шестилетний ребенок: психологическая готовность к школе.— М., 1987.
(Ведущая деятельность: 13—16.)
Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т,— М., 1983.—Т. 1.
(Овладение учащимися научными понятиями: 324—347. Психологические вопросы сознательности учения: 348—381.)
Лингарт Й. Процесс и структура человеческого учения.— М., 1970.
(Основные аспекты психологической теории учения: 16—31. Решение проблем и учение: 327—339. Психологические проблемы теории учения: 486—591.)
Линден Ю. Обезьяны, человек и язык.—М., 1981.
(Проблема развития языка у детей: 40—53.)
Линдсей П., Нормам Д. Переработка информации у человека (введение в психологию).—М., 1974.
(Обучение и развитие познавательных способностей: 442—472.)
Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против.—М., 1981.
(факторы интеллектуального развития ребенка: 53—56.)
Одаренные дети.—М., 1991.
(Психологическая характеристика одаренности детей, их сильные и слабые стороны: 43—67, 153—157. Психологические основы работы с одаренными детьми: 257—319.)'
Психология и педагогика игры дошкольника (материалы симпозиума).—М., 1966.
(Игра и развитие ребенка (А. В. Запорожец): 5—10. Основные вопросы теории детской игры (Д. Б. Эльконин): 11—37.) ,
Развитие личности ребенка.— М., 1987.
(Интеллект и достижения детей: 131—150.)
Стоунс Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения.—М., 1984.
(Научение (основания): 42—69. Язык и научение человека: 70—91. Мысль, речевое общение, действие (о теориях Пиаже, Брунера, Выготского, Гальперина): 91—128. Задачи обучения: 161—193. Анализ обучения: 193—210. Обучение понятию: 210— 235. Обучение психомоторным навыкам: 235—255. Обучение решению проблем-256—280. Закрепление научения: 280—310. Структура навыков обучения- 310— 332. Программированное обучение: 332—354. Оценка научения и обучения- 355—376 Научение обучению: 437—452.)
Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний (психологические основы).—М., 1984.
(Требования к теории обучения: 42—55. Теория поэтапного формирования умственных действий: 56—145. Формирование умственных действий и научныхпонятий: 146—223. Ассоциативно-рефлекторная теория как основа программированного обучения: 224—250. Бихевиоризм как психологическая основа программированного обучения: 251—318.) .
Фабри К. Э. Основы зоопсихологии.— М., 1976.
(Проблема инстинкта и научения. Инстинктивное поведение. Научение: 24—87.)
Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника.—М.,1974.
(Особенности школьного обучения: 9—26. Структура и формирование учебной деятельности: 40—54.)
Якиманская И. С. Знание и мышление школьника.— М., 1985.
(О природе умственной активности школьников: 7—11. Формирование способов умственной деятельности при усвоении знаний: 27—45. Организация умственной деятельности школьников на уроке: 45—59.)
Якиманская И. С. Развивающее обучение.— М., 1979.
(Психологические основы активизации учебной деятельности учащихся- 7—42 Характеристика учебной деятельности: 43—62. Формирование приемов учебной деятельности в процессе обучения: 62—104.)
II
Бауэр Т. Дж. Р. Психическое развитие младенца.—М., 1979.
(Научение у детей: 12—26.) , ...
Вилюнас В. К. Психологические механизмы биологической мотивации.— М., 1986.
(Импринтинг: 147—154.)
Возрастная и педагогическая психология/Под ред. А. В. Петровского,— М., 1979.
(Обучение и развитие: 30—33. Сущность и виды научения: 170—182. Факторы, влияющие на научение: 183—189. Обучение умениям и навыкам: 189—193, 211—215. Формирование знаний и понятий: 193—203. Развитие мышления в учении: 203—210.)
Волков К. Н. Психологи о педагогических проблемах.— М., 1981
(Мотивация учения: 5—-26. Теоретические подходы к обучению: 27—49. Организация учебной деятельности в малых группах: 109—115.)
Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка —
М., 1985.
Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении.— М., 1972.
(Особенности образования понятий у школьников: 27—34. Ж. Пиаже о роли действия в мышлении: 224—247. Теория мышления и обучение: 332—399. Психологический анализ трудностей усвоения материала: 111—171.)
Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения.— М., 1986.
(Теория эмпирического мышления в педагогической психологии: 83—96д 102—104.)
Давыдов В. В., Маркова А. К. Концепция учебной деятельности
школьников//Вопросы психологии.—1981.—№ 6.
Доналдсон М. Мыслительная деятельность у детей.— М., 1985.
(Критика теории Ж. Пиаже: 70—89. Теория интеллектуального развития Ж. Пиаже:
158—176. Психологический анализ трудностей в учении: 102—115. Обучение в школе (преодоление отставания): 115—133.)
Лингарт И. Процесс и структура человеческого учения.— М., 1970.
(О роли слова в учении: 277—293.)
Карпова С. Н., Лысюк Л. Г. Игра и нравственное развитие дошкольников.— М., 1986.
(Игра и ее роль в психическом развитии ребенка: 4—13. Нравственное развитие ребенка-дошкольника: 13—28.)
Кулюткин Ю. Н. Личностные факторы развития познавательной активности учащихся в процессе общения//Вопросы психологии.— 1984.—№ 5—С. 41—44.
Лейтес Н. С. Способности и одаренность в детские годы.— М., 1984.
(Умственное развитие и способности: 47—54.)
Маркова А. К. и др. Формирование мотивации учения.— М., 1990.
(Мотивация учения (направления исследований): 5—54. Формирование мотивации учения школьников: 54—75. Мотивация совместной учебной деятельности: 78—121. Тренинг мотивации: 122—179.) .
Мелхорн Г., Мелхорн Х.-Г. Гениями не рождаются (общество и способности человека): Книга для учителя.—М., 1989.
(Факторы и условия развития интеллекта: 33—37, 50—82.)
Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик.— М., 1988.
(Зона ближайшего развития и индивидуальный подход к ребенку на первых этапах обучения: 18—35.)
Норман Д. А. Память и научение.— М., 1985. (Как мы обучаемся и запоминаем: 10—14. Способы научения: 103—114.)
Особенности обучения и психического развития школьников 13— 17 лет.— М., 1988.
(Теоретические вопросы психологии обучения школьников: 6—19. Психолого-педагогические предпосылки повышения эффективности обучения:139—152.)
Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми.—
(Влияние эмоционального общения на возникновение первых слов у детей: 99—118.)
Особенности психического развития детей б—7-летнего возраста.—
М., 1988.
(Переход от дошкольного к младшему школьному возрасту: 4—11.)
Проскура Е. В. Развитие познавательных способностей дошкольника - Киев, 1985.
(Обучение и умственное развитие ребенка: 9—20.)
Салмина Н. Г. Знак и символ в обучении.—М., 1988.
(Символическая деятельность в обучении: 258—271.)
Смирнов А. А. Проблемы психологии памяти.—М., 1966.
(Значение повторения при заучивании: 300—329. Законы памяти и их. использование в обучении детей: 330—341, 402—414.)
Способности и склонности: комплексные исследования.—М., 1989.
(Виды мнемических способностей и усвоение школьных знаний: 56—83.)
Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя.— М., 1988.
(Общее понятие о познавательной деятельности: 8—19. Виды познавательной деятельности: 20—57. Закономерности процесса усвоения: 58—90. Формирование познавательной деятельности: 91—172.)
Фридман Л. М. Педагогический опыт глазами психолога: Книга для учителя.— М., 1987.
(Основные принципы организации и проведения учебного процесса: 9—62. Организация учебно-познавательной деятельности (передовой педагогический опыт): 63— 176. Модель учебной деятельности учащегося: 178—184.)
Фридман Л. М., Волков К. Н. Психологическая наука — учителю.— М., 1985.
(Психология обучения: 95—141.)
Ярошевский М. Г. Психология в XX столетии. Теоретические проблемы развития психологической науки.— 2-е изд.— М., 1974.
(Учение Ж. Пиаже об интеллекте: 270—289.)
Ill
Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения.—М., 1980.
(Память и научение: 204—272.)
Аткинсон Р., Бауэр Г., Кротерс Э. Введение в математизированную теорию обучения.—М., 1969.
(Теория обучения )
Бернс Р. В. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.
_Я-концепция и успеваемость школьников: 246—274.)
Брушлинский А. В. Продуктивное мышление и проблемное обучение.-М., 1983.
Проблемная ситуация. Виды проблемности: 34—44, 52—70.)
Венгер Л. А. Восприятие и обучение (дошк. возраст).—М., 1969. (сенсорное воспитание: 292—340.)
Виноградова М. Д.,Первин И. Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников: Из опыта работы.— М., 1977.
(Формы организации коллективной познавательной деятельности: 41—90.)
Возрастная и педагогическая психология/Под ред. М. В. Гамезо и
др.—М., 1984.
(Учебная деятельность. Мотивы учения: 84—115.)
Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся.— М., 1989.
(Развитие образного мышления в процессе обучения: 5—42. Образное мышление в процессе усвоения математики: 69—112.)
Вулдридж Д. Механизм мозга.— М., 1965.
(Виды научения: 279—300. Сознание и обучение: 310—323.)
Гальперин П. Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка//Вопросы психологии.—1969.—№ 1.—С. 15—25. Гальперин П. Я. Развитие исследований по формированию умственных действий//Психологическая наука в СССР.— М., 1959.— Т. I.—С. 441—469.
Гончаров В. С. Типы мышления и учебная деятельность.—Свердловск, 1988.
(Психологическая характеристикаучебной деятельности: 39—55. Усвоение знаний и формирование понятий: 56—72.) .
Дусавицкий А. К. Дважды два—икс.—М., 1985.
(О теории Ж. Пиаже: 11—23.)
Изучение учителем психического развития шестилетних учащихся. Методические рекомендации.— Киев, 1984.
(Строение мотивации учения и способы ее изучения: 17—29.)
Ильясов И. И. Структура процесса учения.— М., 1986.
(Структура процесса учения: 10—67, 74—100. Учение и его виды: 68—74. Сравнительная эффективность разных вариантов учения: 137—156.)
Исследование мышления в советской психологии.— М., 1966.
(Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий: 236—277.)
Клаус Г. Введение в дифференциальную психологию учения.— М., 1987.
(Учение и личность: 79—118. Развитие познавательной деятельности ребенка: 119—160.)
Кликс Ф. Пробуждающееся мышление: у истоков человеческого интеллекта.— М., 1983.
(Инстинкты и научение в эволюции когнитивных процессов: 56—75.)
Котырло В. К. Развитие волевого поведения у дошкольников.—Киев, 1971.
(Формирование произвольного (волевого) поведения ребенка: 78—98. Условия развития волевого поведения ребенка: 145—161.)
Коул М., Скибнер С. Культура и мышление: психологический очерк.—
М., 1977.
(Культура, научение и память: 153—173.)
Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьников.— М., 1968. 1
(Структура математических способностей школьников: 201—4.00.)
Левитина С. С. Можно ли управлять вниманием школьника? — М.,
1980.
(Организация внимания учащихся на уроке: 19—25. Факторы, влияющие на состояние внимания школьников: 42—46. Практические рекомендации по организации внимания школьников: 66—89.)
Лейтес Н. С. Способности и одаренность в детские годы.— М., 1984. (Значение для развития способностей склонности к труду и потребности в деятельности: 37-43.)
Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении.— М., 1972.
(Проблемная ситуация: 28—46. Решение проблемных ситуаций как условие развития мышления: 73—86. Проблемные ситуации в обучении: 87—167. Эффективность проблемного обучения: 168—180. Правила проблемного обучения: 181—186.)
Матюшкин А. М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопросы психологии.— 1982.—№ 4.—С. 5-17.
Мелхорн Г., Мелхорн Х.-Г. Гениями не рождаются.— М., 1989.
(Развитие интеллекта—настоятельная потребность времени: 5—12, 31—33.)
Механизмы памяти. Руководство по физиологии.— Л., 1987.
(Нейрофизиология памяти и обучение: 132—172. Нейрофармакологическая регуляция памяти и обучение: 309—324.)
Микулинская М. Я. Развитие лингвистического мышления учащихся.— М., 1989.
(Показатели развития лингвистического мышления учащихся: 102—124.)
Милнер П. Физиологическая психология.— М., 1973.
(Память и обучение: 529—583.)
Отстающие в учении школьники. Проблемы психического развития.— М;, 1986.
(Умственное развитие школьников, отстающих в учении: 9—22. Волевая регуляция деятельности у школьников, отстающих в учении: 85—104. Самооценка и уровень притязаний у отстающих в учении школьников: 104—124. Мотивация учения У отстающих школьников: 124—143.)
Поддьяков Н. Н. Мышление дошкольника.—М., 1977.
(Обучение как стихийный, неорганизованный процесс: 24—35.)
Познавательная активность в системе процессов памяти.— М., 1989.
(Память в учебной работе школьников: 137—169.)
Понугаева А. Г. Импринтинг (запечатлевание).—Л., 1973.
(Импринтинг и его биологическое значение: 82—87. Импринтинг и теория обучения: 88—95.)
Поршнев Б. Ф. О начале человеческой истории. Проблемы палеопсихологии.—М., 1974. (Имитация у животных и человека: 298—351.)
Раттер М. Помощь трудным детям.— М., 1987.
(Психологические трудности в обучении детей: 313—321.)
Рубцов В. В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения.— М., 1987.
(Предмет, структура и психологические условия возникновения учебной деятельности: 5—36. Соотношение операционального и конструктивного способов анализа объекта. Критика концепции Ж. Пиаже: 37—46. Способы организации совместных учебных действий школьников: 88—105.)
Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология: Вып. IV.— М., 1973.
(Условные реакции: 13—58. Научение: 59—208.)
Хорн г. Память, импринтинг и мозг: исследование механизмов.—М., 1988.
(Импринтинг: 301—308.)
Якиманская И. С. Знание и мышление школьника.—М., 1985.
(Мышление и решение учебных задач: 59—76.)
Глава 17.