Управление межличностными отношениями и коммуникациями
Рассматривая роли менеджеров в организации (см. 1.2.4.1, рис. 1.1), мы отмечали, что менеджеры как члены организаций играют различные роли, большая часть которых тесно увязана с информацией и коммуникациями. Межличностные роли предполагают взаимодействие с подчиненными, коллегами и многими другими людьми внутри и за пределами организации. Роли по принятию решений связаны с выявлением проблем, устранением помех, распределением ресурсов и поиском их оптимальной структуры; все эти виды работ базируются на информации и тесном взаимодействии с другими членами организации. Информационные роли предполагают практически непрерывный процесс получения и распространения информации в организации.
Коммуникации являются неотъемлемой частью всех функций менеджмента — планирования, организовывания, руководства (лидерства) и контроля, для выполнения которых необходимы самые различные связи и отношения с людьми, работающими в организации, и их информационное обеспечение. Процесс коммуникаций всегда предполагает наличие тех, кто посылает, и тех, кто получает сообщение. Исходным моментом любой коммуникации является намерение отправителя переслать некоторую информацию (это могут быть факты, цифры, идеи, мнения и пр.) определенному получателю. Отправитель формирует послание и осуществляет его кодирование, т.е. придает ему соответствующую форму, например текстовую, звуковую, образную и т.п. После этого послание передается по каналам передачи сообщений (это могут быть средства связи, совещания, электронная почта, письма, отчеты, телефонные звонки). После получения сообщения оно декодируется, т.е. переводится в форму, имеющую смысл для получателя. Этот процесс может прерываться из-за шумов, появление которых возможно на каждом из указанных выше этапов. Характер этих помех (шумов) самый разный — от громкого разговора в соседней комнате, мешающего сосредоточиться на послании, до неисправности телефонной линии или ошибочного адреса, указанного в электронной почте.
Наиболее распространенными видами коммуникаций в организации являются:
• межличностные в устной или письменной форме;
• в сетевых образованиях и в рабочих группах;
• организационные (вертикальные и горизонтальные), отражающие структуру организации;
• электронные, осуществляемые по формальным информационным системам и на базе персональных информационных технологий (включая персональные компьютеры, фотокопировальные устройства, электронные почтовые сети, корпоративную интранет и Интернет и т.д.).
Наряду с формальными коммуникациями в организациях имеются неформальные и невербальные связи между людьми, по которым также передается немало сообщений. Управление такими сложными процессами требует от менеджеров действий по максимизации выгод от коммуникаций и межличностных отношений, а также минимизации потерь от возможных проблем из-за их недостаточности.
Главное в этой работе — устранение барьеров на пути эффективных коммуникаций как на индивидуальном, так и на организационном уровнях. В качестве таких барьеров чаще всего выступают: конфликтные ситуации с поступающими сигналами, нежелание общаться, неумение слушать, различия в статусе или власти, разное восприятие, шумы, перегрузка, языковые препятствия и т.п. Усилия менеджеров должны быть направлены на разработку методов, направленных на повышение эффективности коммуникаций за счет более высокого уровня межличностных коммуникаций между отдельными работниками и в целом по организации
Управление конфликтами
Управление конфликтом предполагает умение поддерживать его ниже того уровня, на котором он становится угрожающим для организации, группы, межличностных отношений. Умелое управление конфликтом может привести к его разрешению, то есть к устранению проблемы, вызвавшей конфликт, и восстановлению взаимоотношений сторон в том объеме, который необходим для обеспечения деятельности. Управление конфликтом может выражаться в урегулировании, завершении, предотвращении, достижении консенсуса, профилактике, ослаблении, подавлении, отсрочке и т. д.
Межличностное управление конфликтом отражается известной схемой К. Томаса, описывающей различные стратегии поведения в конфликтной ситуации в зависимости от двух основных характеристик: степени настойчивости в удовлетворении собственных интересов и степени сотрудничества в удовлетворении интересов других. В терминологии Томаса это избегание (уклонение), приспособление, конкуренция (подавление), компромисс и сотрудничество.
- Конкуренция: соперничество, подавление, открытая борьба за свои интересы, отстаивание своей позиции.
- Приспособление: изменение своей позиции, перестройка поведения, сглаживание противоречий, отказ от своих интересов.
- Избегание: уклонение от конфликта, стремление выйти из конфликтной ситуации, не разрешая ее.
- Компромисс: урегулирование разногласий через взаимные уступки.
- Сотрудничество: совместный поиск решения, удовлетворяющего интересы обеих сторон
Р. Вердербер и К. Вердербер предлагают 15 общих рекомендаций по управлению конфликтом
- Постоянное внимание к партнеру (партнерам) по общению, предоставление возможности высказаться.
- Доброжелательное, уважительное отношение.
- Естественность, отражение своих чувств и чувств собеседника.
- Сочувствие, участие, терпимость к слабостям.
- Подчеркивание общности интересов, целей, задач. Нахождение в позиции партнера того, с чем можно согласиться.
- Признание правоты собеседника там, где это действительно так.
- Выдержка, самоконтроль, спокойный тон.
- Обращение к фактам.
- Лаконичность, немногословность, вербализация основных ключевых мыслей партнера (партнеров).
- Высказывание вслух и объяснение понимания проблемы, вопросы партнеру (партнерам) по ее прояснению.
- Предложение рассмотреть альтернативные решения.
- Демонстрация заинтересованности в решении проблемы и готовности разделить ответственность за это.
- Повышение значимости партнера.
- Поддержание контакта вербальными и невербальными средствами на протяжении всей ситуации общения.
- В случае агрессивной конфликтной ситуации постараться отключиться от нее. Поставить эмоциональный барьер («Защита!»).
Рекомендации для решения конфликта через сотрудничество:
- Признайте наличие проблемы.
- Опишите конфликт через
- поведение (Когда ты включаешь радио...)
- последствия (...я отвлекаюсь и не могу сосредоточиться на работе)
- чувства (...испытываю беспокойство и досаду)
- Старайтесь не позволять другому человеку менять тему разговора («У всех включено радио...»).
- Предложите разумное решение на основе общих ценностей («У всех нас бывает время, когда необходимо сосредоточиться...»).
- Продумайте, что сказать, прежде чем столкнетесь с другим человеком, чтобы выразить просьбу коротко и ясно («Что я должен сказать?»).
В управлении конфликтами большое значение имеет ведение переговоров с целью достижения взаимного согласия. Выдвигая конкретные предложения по конкретным проблемам, партнеры по переговорам ставят целью одновременное удовлетворение своих интересов и интересов других сторон. Результатом переговоров является план решения проблемы, выяснение доли участия партнеров в ее решении и взаимные обещания конкретных действий.
Вопрос №20