Мотив достижения-один из разновидностей мотивов, связанный с потребностью индивида добиваться успехов в деятельности и избегать неудач
22. мотив социального успеха-В социально-психологическом аспекте мотив достижения может рассматриваться как мотив социального успеха. Согласно последним исследованиям он имеет следующую структуру: стремление к известности, престижу, признанию; стремление к соперничеству; стремление к достижениям в значимой деятельности.
23. ответственность- это способность осознания того, что качество жизни, уровень успешности и самореализации человека зависят только от него самого.
24. мотив ответственности-
25. мотивационный кризис личности- мотивационная сфера человека формируется и развивается в непосредственной связи с той системой деятельности и общественных отношений, в которую он вовлекается но мере взросления. Статистически верной оказывается фраза: каждому возрасту - своя мотивационная сфера. Личность, проходя сквозь годы, встречается с различного рода кризисными явлениями. путь человека заложен в наследуемую структуру психики (архетипическое ядро). Если человек долго игнорирует эту базовую программу, то с наступлением следующего этапа жизни начинает испытывать мотивационный раскол личности (кризис).
26. просоциальная мотивация -Просоциальные (общественно значимые) мотивы — мотивы, связанные с осознанием общественного значения деятельности, с чувством долга, ответственностью перед группой или обществом. В случае действия просоциальных мотивов происходит идентификация индивида с группой. Человек не только считает себя членом определенной социальной группы, не только отождествляется с ней, но и живет ее проблемами, интересами и целями.
Личности, которая побуждается к деятельности просоциальными мотивами, присущи нормативность, лояльность к групповым стандартам, признание и защита групповых ценностей, стремление реализовать групповые цели. Ответственные люди, как правило, являются более активными, чаще и добросовестнее выполняют профессиональные обязанности. Они считают, что от их труда и усилий зависит общее дело. Менеджеру довольно важно актуализировать корпоративный дух среди своих подчиненных, поскольку без идентификации с группой (фирмой), а именно — с ее ценностями, интересами, целями достичь успеха невозможно. Общественный деятель (политик), который больше других идентифицируется со своей страной и живет ее проблемами и интересами, будет более активным в своей деятельности, будет делать все возможное ради процветания государства.
Таким образом, просоциальные мотивы, связанные с идентификацией с группой, чувством долга и ответственностью, являются важными в побуждении человека к деятельности. Актуализация у субъекта деятельности этих мотивов способна вызывать его активность в достижении общественно значимых целей.
27. асоциальная мотивация- Нейтральная (или асоциальная) мотивация социального поведения – такая мотивация, которая порождает поведение, само по себе не приносящее ни пользы, ни вреда людям, но в зависимости от обстоятельств может оказаться как полезным, так и вредным.
28. мотив самоутверждения- Мотив самоутверждения — стремление к достижению максимальной полноты жизни, доступной в данных условиях существования, обеспечение положительного социально-психологического статуса в коллективе, обществе. Люди, обладающие по сравнению с другими членами общества большим уровнем притязаний, ярко выраженной духовной энергией, достигают в своей деятельности (при прочих равных условиях) результатов, во много раз превосходящих обычный, средний уровень. Роль усиливающего механизма самоутверждения выполняют высшие чувства — нравственные, интеллектуальные, эстетические, а также инстинкт самосохранения, мобилизующие все ресурсы человека для удовлетворения жизненных потребностей, и, в конечном счете, нужд общества. Наиболее общие способы самоутверждения личности охватывают не только психические процессы и состояния, но и целостные структуры психики человека, всю его внутреннюю сущность
29. смыслообразующий мотив-это главный мотив. По Леонтьеву А.Н. мотивы, выполняющие смыслообразующую функцию, являются ведущими в полимотивированной деятельности человека. Они занимают центральное положение, чаще проявляются в поведении и имеют большее значение для развития личности. Функцией побуждения в основном обладают второстепенные, или подчиненные, мотивы. Ведущие тоже побуждают, но прежде всего – образуют смысл.
30. мотивационная сфера личности- это иерархическая система мотивов личности.
31. мотив соперничества-это мотив достижения успеха (который отрицательно взаимосвязан с избеганием),связанный с мотивом собственности.
32. мотив признания-поиск действий, связанных с формированием своего статуса, повышением престижа, имиджа.
33. мотив престижа-выражаются в стремлении реализовать свою социальную роль, принять участие в общественно значимой деятельности.
34. личностный смысл-индивидуализированное отражение действительного отношения личности к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность, осознаваемое как “значение-для-меня” усваиваемых субъектом безличных знаний о мире, включающих понятия, умения, действия и поступки, совершаемые людьми, социальные нормы, роли, ценности и идеалы. Понятие Л. с. исторически связано с представлениями Л.С.Выготского о динамических смысловых системах индивидуального сознания личности, выражающих единство аффективных и интеллектуальных процессов. Введение понятия Л. с. как единицы сознания (А.Н.Леонтьев) сыграло важную роль в преодолении чисто интеллектуалистской трактовки сознания как сознания (суммы знаний о мире), а также для решения проблемы соотношения индивидуального и общественного сознания в жизни личности. Понятие Л. с. используется в различных областях психологии, изучающих отношение человека к миру в зависимости от его места в обществе, его мотивов, установок, эмоций и т. д. Выделяется ряд составляющих смысловых систем: побуждающие человека к деятельности смыслообразующие мотивы; реализуемое деятельностью отношение человека к действительности, приобретшей для него субъективную ценность (значимость); выражающие Л. с. смысловые установки; регулируемые смысловыми установками поступки и деяния личности. Л. с. обладает рядом важных особенностей, связанных с анализом строения личности в целом. Центральная из этих особенностей — производность Л. с. от места человека в системе общественных отношений и от его социальной позиции. Обусловленность Л. с. социальной позицией определяет и другие особенности психологической природы Л. с: опосредствованность изменения Л. с. изменением лежащей в его основе деятельности, недостаточность осознания Л. с. для его изменения и др. Поскольку перемена социальной позиции человека в мире влечет за собой переосмысление его отношений к действительности, в ряде случаев это может привести к глубоким перестройкам всей совокупности Л. с, порой драматически проявляющимся в таких явлениях, как “потеря себя” и утрата смысла существования. Указанные перестройки следует отличать от существующих на поверхности сознания субъективных переживаний (симпатий, антипатий, желаний, хотений и т. п.), изменяющихся непосредственно под влиянием речевых воздействий. Подобные субъективные переживания (как и эмоции) выполняют функцию оценки Л. с, способствуя осознанию субъектом его отношений к действительности, их “значимости” для него. При несовпадении субъективных переживаний и Л. с. изменяется направленность субъективных переживаний, а не Л. с. Психологический анализ закономерностей становления и функционирования Л. с, и — шире — динамических смысловых систем является центральной проблемой при изучении путей раз' вития и воспитания личности как индивидуальности (А.Г.Асмолов).
35. мотивация нравственного поведения-включает мотивацию поступка и его оценку (самооценку). нравственные принципы мотивируют человеческое поведение, т. е. выступают как причины и побуждения. Автономная нравственность – это моральное саморегулирование своего поведения. Главный мотив нравственного поведения здесь – совесть.