Лирика, ее отличительные особенности. Основные жанры. Лирич. сюжет и лирич. герой
В лирике (от гр. lyra —музыкальный инструмент, под звуки которого исполнялись стихи) на первом плане эмоционально окрашенные размышления, волевые импульсы, впечатления, внерациональные ощущения и устремления. Если в лирическом произведении и обозначается какой-либо событийный ряд (что бывает далеко не всегда), то весьма скупо, без сколько-нибудь тщательной детализации (вспомним пушкинское «Я помню чудное мгновенье...»). «Лирика всегда изображает лишь само по себе определенное состояние: порыв удивления, вспышку гнева, боли, радости и т.д.» (теоретик романтизма Ф. Шлегель). Этот взгляд на предмет лирической поэзии унаследован современной наукой. В лирике (и только в ней) система художественных средств всецело подчиняется раскрытию цельного движения человеческой души. Лирическая эмоция — это своего рода сгусток, квинтэссенция душевного опыта человека. Также лирику неизменно привлекают душевные состояния, знаменующие сосредоточенность человека на внешней ему реальности. Поэтому лирическая поэзия оказывается художественным освоением состояний не только сознания, но и бытия. Таковы философские, пейзажные и гражданские стихотворения. Лирическая поэзия способна непринужденно и широко запечатлевать пространственно-временные представления, связывать выражаемые чувства с фактами быта и природы, истории и современности, с планетарной жизнью, вселенной, мирозданием.
При этом лирическое творчество, может обретать в своих наиболее ярких проявлениях религиозный характер. Оно оказывается (вспомним стихотворение М.Ю. Лермонтова «Молитва») «соприродным молитве», воссоздает раздумья поэтов о высшей силе бытия (ода Г. Р. Державина «Бог») и его общение с Богом («Пророк» А.С. Пушкина). Религиозные мотивы весьма настойчивы и в лирике нашего века: у В.Ф. Ходасевича, Н.С. Гумилева, А.А. Ахматовой, Б.Л. Пастернака. Лирика тяготеет главным образом к малой форме, хотя и существует жанр лирической поэмы, воссоздающей переживания в их симфонической многоплановости («Про это» В.В. Маяковского, «Поэма горы» и «Поэма конца» М.И. Цветаевой, «Поэма без героя» А.А. Ахматовой. Состояния человеческого сознания воплощаются в лирике по-разному: либо открыто и прямо, в задушевных признаниях, исповедальных монологах ( Есенин «Не жалею, не зову, не плачу…»), либо косвенно, опосредованно, в форме изображения внешней реальности ( описательная лирика, прежде всего пейзажная) или компактного рассказа о каком-нибудь событии (повествовательная лирика). Едва ли не в любом лирическом произведении присутствует медитативное начало. Медитацией (лат. meditatio — обдумывание, размышление) называют взволнованное и психологически напряженное раздумье о чем-либо.
Речьлирического произведения исполнена экспрессии, которая здесь становится организующим и доминирующим началом. Лирическая экспрессия дает о себе знать и в подборе слов, и в синтаксических конструкциях, и в иносказаниях, и, главное, в фонетико-ритмическом построении текста. На первый план в лирике выдвигаются «семантико-фонетические эффекты» в их неразрывной связи с ритмикой, как правило, напряженно-динамичной. При этом лирическое произведение в подавляющем большинстве случаев имеет стихотворную форму. В исполненной экспрессии лирической речи привычная логическая упорядоченность высказываний нередко оттесняется на периферию, а то и устраняется вовсе, что особенно характерно для поэзии XX в., во многом предваренной творчеством французских символистов второй половины XIX столетия (П. Верлен, Ст. Малларме).
Жанрово-видовое членение лирики:
Малые:
-эпиграмма- краткое лирическое произведение с комическим пафосом (2-8 строк). Эпиграммы, как правило, адресованы кому/чему-либо.
-эпитафия - берет свое начало от поминального ритуала. Трагический или драматический пафос. Эпитафия не обязательно кому-либо адресована. Эпиграмма и эпитафия могут быть записаны как моностих ("Здесь лежит Суворов").
Некоторые средние и крупные жанры заимствованы современной европейской литературой из греческой и римской античности.
-Элегия- содержательно близка к эпитафии. Жалобная песня под флейту. По внешней форме - дистих (2 строки).
В элегии человек смертен, а бытие вечно. Пространство элегии - космос, весь мир. Ценностная установка (императив) - "Цени миг, дарованный тебе свыше" (миг=жизнь). В содержательном плане: первоначально элегия могла писаться на любую тему, но позже только на любовную. Еще позже элегия - стихотворения, объединенные комплексом мотивов (уныние, разочарование, скорбь...). Пафос драматический или романтический.
-Ода - близка к гимну. Торжественная хвалебная песня, исполнялась хором без аккомпанемента. По внешней форме - 6 строк, позже - 10. 6-стопный ямб. В оде обязательна гражданская тематика, пафос героический.
-Идиллия. Этот жанр никогда не доминировал в литературе. Была популярна у сентименталистов. Пространство - родная страна и ее пейзажи. В этом жанре протекает жизнь рода, эта родовая жизнь вписана в природу и подчинена ей. Из идиллии возникает жанр "послание". В идиллии и в послании часто противопоставляется город и деревня. Послание носит адресный характер, они бывают с разными тематиками. Визуальные приемы: акростих (первые буквы строк в определенном порядке), мезостих (средние буквы строк в определенном порядке), телестих (последние буквы строк в определенном порядке, без рифмы).
-Мадригал- любовно-комплиментарное произведение.
К этим жанрам примыкают лироэпические жанры.
-Поэма - повествовательное стихотворение.
Для баллады характерен переходный статус. Императив баллады: не человек правит своей жизнью, а судьба.
Басня - комический жанр, всегда оформлялась как вольный (разностопный) стих. Басня - аллегорический жанр (ни один образ не должен быть прочитан буквально). В басне обязательна мораль.
Кроме того существует рассказ в стихах ("В дороге" Некрасова).
Сюжет – цепь событий, изображенная в литературном произведении, жизнь персонажей в ее пространственно-временных измерениях, в сменяющих друг друга положениях и обстоятельствах. В эпическом жанре сюжет – незаменимая основа повествования, усиливая сюжет, эпический жанр только укрепляет свою основу. Лирика же – жанр одухотворенный, возвышенный, состоящий из чувств, мыслей, настроений. Поэтому для лирики сюжет – динамика переживаний, чувств лирического героя. Но существуют и произведения, где есть динамика действий, т.е. сюжет в традиционном понимании («Чёрная шаль» Пушкина, «Побег» Ахматовой).
Носителя переживания, выраженного в лирике, часто называют лирическим героем. Этот термин введен Ю.Тыняновым. Это весьма специфичный образ человека, принципиально отличный от образов повествователей-рассказчиков, о внутреннем мире которых мы почти ничего не знаем, и персонажей эпических и драматических произведений, которые дистанцированы от писателя. Лирический герой не просто связан тесными узами с автором, с его мироотношением, духовно-биографическим опытом, душевным настроем, манерой речевого поведения, но часто оказывается от него неотличимым. Лирика в основном автопсихологична. Автор в процессе творчества нередко творит силой воображения те психологические ситуации, которых не было в реальности. Литературоведы неоднократно убеждались в том, что мотивы и темы лирических стихотворений Пушкина не всегда согласуются с фактами его личной судьбы. Лирически выражаемые переживания могут принадлежать как самому поэту, так и иным, непохожим на него лицам. Лирику, в которой выражаются переживания лиц, заметно отличающихся от автора, называют ролевой ( «Я убит подо Ржевом» Твардовского, «Нет имени тебе, мой дальний…» Блока).
Соотношение между лирическим героем и субъектом (поэтом) осознается литературоведами по-разному. К Аристотелю восходит представление о их слитности, нерасторжимости . Ряд ученых 20 века, в частности М.М. Бахтин усматривал в лирике сложную систему отношений между автором и героем, а также о присутствии в ней хорового начала. Тем не менее важнейшим свойством лирики по-прежнему признается субъективность.