Лирика, ее отличительные особенности. Основные жанры. Лирич. сюжет и лирич. герой

В лирике (от гр. lyra —музыкальный инструмент, под звуки кото­рого исполнялись стихи) на первом плане эмоционально окрашенные размышления, волевые импульсы, впечатления, внерациональные ощущения и уст­ремления. Если в лирическом произведении и обозначается какой-ли­бо событийный ряд (что бывает далеко не всегда), то весьма скупо, без сколько-нибудь тщательной детализации (вспомним пушкинское «Я помню чудное мгновенье...»). «Лирика всегда изображает лишь само по себе определенное состояние: порыв удивления, вспышку гнева, боли, ра­дости и т.д.» (теоретик романтизма Ф. Шлегель). Этот взгляд на предмет лирической поэзии унаследован современной наукой. В лирике (и только в ней) система художественных средств всецело подчиняется раскрытию цельного движения человеческой души. Лирическая эмо­ция — это своего рода сгусток, квинтэссенция душевного опыта чело­века. Также лирику неизменно привлекают душевные состояния, знаменующие сосредоточенность человека на внешней ему реальности. Поэтому лирическая поэзия оказывается художественным освоением состояний не только сознания, но и бытия. Таковы философские, пейзажные и гражданские стихо­творения. Лирическая поэзия способна непринужденно и широко запечатлевать пространственно-временные представления, связывать выражаемые чувства с фактами быта и природы, истории и современ­ности, с планетарной жизнью, вселенной, мирозданием.

При этом лирическое творчество, может обретать в своих наиболее ярких проявлениях религиозный характер. Оно оказывается (вспомним стихотворение М.Ю. Лермонтова «Молитва») «соприродным молитве», воссоздает раздумья поэтов о высшей силе бытия (ода Г. Р. Державина «Бог») и его общение с Богом («Пророк» А.С. Пушкина). Религиозные мотивы весьма настойчивы и в лирике нашего века: у В.Ф. Ходасевича, Н.С. Гумилева, А.А. Ахматовой, Б.Л. Пастернака. Лирика тяготеет главным образом к малой форме, хотя и сущест­вует жанр лирической поэмы, воссоздающей переживания в их сим­фонической многоплановости («Про это» В.В. Маяковского, «Поэма горы» и «Поэма конца» М.И. Цветаевой, «Поэма без героя» А.А. Ахматовой. Состояния человеческого сознания воплощаются в лирике по-разному: либо открыто и прямо, в задушевных признаниях, исповедальных монологах ( Есенин «Не жалею, не зову, не плачу…»), либо косвенно, опосредованно, в форме изображения внешней реальности ( описательная лирика, прежде всего пейзажная) или компактного рассказа о каком-нибудь событии (повествовательная лирика). Едва ли не в любом лирическом произведении присутствует медитативное начало. Меди­тацией (лат. meditatio — обдумывание, размышление) называют взвол­нованное и психологически напряженное раздумье о чем-либо.

Речьлирического про­изведения исполнена экспрессии, которая здесь становится организую­щим и доминирующим началом. Лирическая экспрессия дает о себе знать и в подборе слов, и в синтаксических конструкциях, и в иносказаниях, и, главное, в фонетико-ритмическом построении текста. На первый план в лирике выдвигаются «семантико-фонетические эффекты» в их нераз­рывной связи с ритмикой, как правило, напряженно-динамичной. При этом лирическое произведение в подавляющем большинстве случаев имеет стихотворную форму. В исполненной экспрессии лирической речи привычная логическая упорядоченность высказываний нередко оттесняется на периферию, а то и устраняется вовсе, что особенно характерно для поэзии XX в., во многом предваренной творчеством французских символистов вто­рой половины XIX столетия (П. Верлен, Ст. Малларме).

Жанрово-видовое членение лирики:

Малые:

-эпиграмма- краткое лирическое произведение с комическим пафосом (2-8 строк). Эпиграммы, как правило, адресованы кому/чему-либо.

-эпитафия - берет свое начало от поминального ритуала. Трагический или драматический пафос. Эпитафия не обязательно кому-либо адресована. Эпиграмма и эпитафия могут быть записаны как моностих ("Здесь лежит Суворов").

Некоторые средние и крупные жанры заимствованы современной европейской литературой из греческой и римской античности.

-Элегия- содержательно близка к эпитафии. Жалобная песня под флейту. По внешней форме - дистих (2 строки).

В элегии человек смертен, а бытие вечно. Пространство элегии - космос, весь мир. Ценностная установка (императив) - "Цени миг, дарованный тебе свыше" (миг=жизнь). В содержательном плане: первоначально элегия могла писаться на любую тему, но позже только на любовную. Еще позже элегия - стихотворения, объединенные комплексом мотивов (уныние, разочарование, скорбь...). Пафос драматический или романтический.

-Ода - близка к гимну. Торжественная хвалебная песня, исполнялась хором без аккомпанемента. По внешней форме - 6 строк, позже - 10. 6-стопный ямб. В оде обязательна гражданская тематика, пафос героический.

-Идиллия. Этот жанр никогда не доминировал в литературе. Была популярна у сентименталистов. Пространство - родная страна и ее пейзажи. В этом жанре протекает жизнь рода, эта родовая жизнь вписана в природу и подчинена ей. Из идиллии возникает жанр "послание". В идиллии и в послании часто противопоставляется город и деревня. Послание носит адресный характер, они бывают с разными тематиками. Визуальные приемы: акростих (первые буквы строк в определенном порядке), мезостих (средние буквы строк в определенном порядке), телестих (последние буквы строк в определенном порядке, без рифмы).

-Мадригал- любовно-комплиментарное произведение.

К этим жанрам примыкают лироэпические жанры.

-Поэма - повествовательное стихотворение.

Для баллады характерен переходный статус. Императив баллады: не человек правит своей жизнью, а судьба.

Басня - комический жанр, всегда оформлялась как вольный (разностопный) стих. Басня - аллегорический жанр (ни один образ не должен быть прочитан буквально). В басне обязательна мораль.

Кроме того существует рассказ в стихах ("В дороге" Некрасова).

Сюжет – цепь событий, изображенная в литературном произведении, жизнь персонажей в ее пространственно-временных измерениях, в сменяющих друг друга положениях и обстоятельствах. В эпическом жанре сюжет – незаменимая основа повествования, усиливая сюжет, эпический жанр только укрепляет свою основу. Лирика же – жанр одухотворенный, возвышенный, состоящий из чувств, мыслей, настроений. Поэтому для лирики сюжет – динамика переживаний, чувств лирического героя. Но существуют и произведения, где есть динамика действий, т.е. сюжет в традиционном понимании («Чёрная шаль» Пушкина, «Побег» Ахматовой).

Носителя переживания, выраженного в лирике, часто называют лирическим героем. Этот термин введен Ю.Тыняновым. Это весьма специфичный образ человека, принципиально отличный от образов повествователей-рассказчиков, о внутреннем мире которых мы почти ничего не знаем, и персонажей эпических и драматических произведений, которые дистанцированы от писателя. Лирический герой не просто связан тесными узами с автором, с его мироотношением, духовно-биографическим опытом, душевным настроем, манерой речевого поведения, но часто оказывается от него неотличимым. Лирика в основном автопсихологична. Автор в процессе творчества нередко творит силой воображения те психологические ситуации, которых не было в реальности. Литературоведы неоднократно убеждались в том, что мотивы и темы лирических стихотворений Пушкина не всегда согласуются с фактами его личной судьбы. Лирически выражаемые переживания могут принадлежать как самому поэту, так и иным, непохожим на него лицам. Лирику, в которой выражаются переживания лиц, заметно отличающихся от автора, называют ролевой ( «Я убит подо Ржевом» Твардовского, «Нет имени тебе, мой дальний…» Блока).

Соотношение между лирическим героем и субъектом (поэтом) осознается литературоведами по-разному. К Аристотелю восходит представление о их слитности, нерасторжимости . Ряд ученых 20 века, в частности М.М. Бахтин усматривал в лирике сложную систему отношений между автором и героем, а также о присутствии в ней хорового начала. Тем не менее важнейшим свойством лирики по-прежнему признается субъективность.

Наши рекомендации