Развитие сенсуалистических идей в рамках натурфилософской мысли периода Возрождения. Натурфилософские идеи Бернардино Телезио и Джираламо Фракасторо
На фоне развития экономической жизни и интереса к изучению природы возникают широкие натурфилософские обобщения. Стимулом служит обращение к научным знаниям древности и заимствование созвучных духу Возрождения идей - эмпиризма, чувственного познания реальности.
Во главе эмпирико-натурфилософского направления в Италии стоял Бернардино Телезио (1509-1588), который, окончив университет в г. Падуе, являющемся центром свободомыслия в то время, создает в Неаполе Общество (Академию) естествоиспытателей (опытного изучения). Это стало примером и стимулировало возникновение научных обществ и в других городах Италии. Известен труд Телезио "О природе вещей" в девяти книгах (1565-1586). Телезио (Telesio) Бернардино (1509, Козенца, - 2.10.1588, там же), итальянский натурфилософ эпохи Возрождения. Окончил Падуанский университет (1535). Основное сочинение - "О природе вещей согласно сё собственным началам" (1565; 9 книг в 1586). Противник схоластического аристотелизма, основал в Неаполе академию (Academia Telesiana, или Cosentina) с целью опытного изучения природы на основе её законов. Натурфилософия Телезио опирается на традиции античного гилозоизма. Противоположные стихии тепла и холода, но Т., - главные движущие начала всего, воздействующие на пассивную материю. Материя земли и неба тождественна, но земная находится во власти холода, небесная - во власти тепла. Тепло - источник всякой органической жизни, а также тонкоматериального жизненного "духа" (spiritus), присущего животным и человеку, у которого наряду с этим имеется бессмертная душа, вложенная в него богом. В теории познания Телезио развивал точку зрения сенсуализма. Основой этики считал стремление всего сущего к самосохранению. Своей ориентацией на опытное познание Телезио оказал большое влияние на Т. Кампанеллу, а также на Дж. Бруно, Р. Декарта и Ф. Бэкона.
В концепции Телезио Бог выносился за пределы физической картины мира, хотя и признавался его творцом. Создав природу, он дает ей возможность развиваться далее самостоятельно. Таким образом, в соответствии с натурфилософскими воззрениями, природа развивается по своим собственным законам. Изучение природы, утверждал Телезио, должно вестись в соответствии с ее собственными началами, без оглядки на теологию.
Телезио, сторонник опытного познания, считал, что познание действительности, свойств вещей должно опираться на ощущения, опыт. В этом проявлялся его эмпиризм и сенсуализм (от лат. sensus - восприятие, чувство), направление в теории познания, согласно которому ощущения, восприятия - основа и главная форма достоверного познания).
Он считал, что в основе природы лежат 2 начала: теплота (расширение, разряжение) и холод (сжатие, конденсация), выступающие как основные противоборствующие принципы. Теплота производит движение и жизнь, являясь материальным носителем возникающих психических процессов. Телезио восстанавливает идею пневмы. Божественная пневма, или "жизненный дух", воплощается в развитии мира (макрокосма), а затем через легкие, артерии, мозг становится материалом души, представляемой им как особое тонкое вещество, называемое, по аналогии со взглядами Лукреция, "духом".
Все познание основано, согласно его подходу, на внешнем опыте - запечатлении и воспроизведении тонкой материей души внешних воздействий. Из сравнений и связи чувственных впечатлений складывается разум.
Обосновывая свои эмпирические идеи, Телезио пишет, что даже геометрия, казалось бы, независимая от чувственности наука - нуждается в опыте, так как построена на сравнении фактов и их переработке путем аналогии.
Материя, движимая силами разряжения и конденсации, действует целесообразно и ориентирована на сохранение достигнутого состояния. Так как психическое (спиритус) есть определенное состояние материи, то ум, чувства и т.д. также подчиняются природному закону самосохранения.
Эту же идею Телезио использовал при разработке теории аффектов: в положительных аффектах проявляется сила, стремящаяся к самосохранению, в отрицательных - слабость.
Он отстаивал взгляд на личность как на высшую ценность и, несмотря на свою естественно-научную ориентацию, считал, что одним движением материи не объяснить особого положения человека, которого отличает бессмертная душа, данная ему Богом.
Сходные идеи о зависимости динамики психических процессов от материальных факторов выдвигали Джироламо Фракасторо (1488-1553) и ученик ТелезиоТомас Кампанелла (1568-1639).
Фракасторо (Fracastoro) Джироламо (1478, Верона, - 8.8.1553, там же), итальянский учёный эпохи Возрождения - врач, астроном, поэт. В 1502 окончил Падуанский университет; профессор этого же университета. Первые научные труды - по геологии (история Земли), географии, оптике (рефракция света), астрономии (наблюдения Луны и звёзд), философии и психологии. В 1530 опубликована научно-дидактическая поэма Ф. "Сифилис, или Французская болезнь" (отсюда последующее название болезни, см. Сифилис).
В основном произведении Ф. - "О контагии, контагиозных болезнях и лечении" (1546), которое многократно переиздано во многих странах, изложено учение о сущности, путях распространения и лечении заразных болезней. Фракасторо описал 3 пути заражения: через непосредственное соприкосновение, опосредованно через предметы и на расстоянии, при обязательном участии мельчайших невидимых "зародышей болезни"; зараза, по Фракосторо, - материальное начало ("контагий телесен"). Фракасторо впервые применил в медицинском смысле термин "инфекция". Описал оспу, корь, чуму, чахотку, бешенство, проказу, сыпной тиф и др. Развивая взгляды о контагиозности инфекций, частично сохранял (в отношении сифилиса) и прежние представления о передаче их через миазмы. Труды Фракасторо заложили первые основы клиники инфекционных болезней и эпидемиологии.
Фракасторо рассматривал знание как постижение не общих сущностей, а индивидуальных, находящихся в движении тел, отстаивая, таким образом, идеи номинализма. Но, в отличие от У. Оккамы, он отклонил "знаковую" теорию и пытался на новых началах восстановить теорию образов.
Исходные идеи Фракасторо:
o не может быть действия без физического контакта;
o сама по себе душа не может изменяться;
o изменения в ней вызывают только внешние толчки: "от объекта должно быть послано нечто такое, что непосредственно толкнет душу и изменит ее".
В этих своих позициях Фракасторо выступает как продолжатель механистического детерминизма Демокрита в психологии.
Для объяснения генезиса и структуры образа им использовалась корпускулярная гипотеза (корпускулы отличаются от атомов делимостью и отсутствием пустых промежутков между ними). Фракасторо утверждал, что от вещей отделяются сочетания корпускул (симулакры) - образы, изображения, действующие на органы чувств и оставляющие в них свой отпечаток. Таким образом, ученый развивает особый подход в объяснении психологических явлений - телесный, психофизиологический.
Познание определялось им как отделение истинного от ложного. Чтобы перейти от перцепции к подлинному знанию, душа должна произвести отбор в непрерывном и смешанном потоке чувственных элементов. Для этого она развивает собственную разумную деятельность, но при этом не формирует понятия, а только отбирает и комбинирует идущий извне материал. В этих утверждениях обосновывается первичность внешнего воздействия, главная роль чувственного познания.
Кампанелла (Campanella) Томмазо (5.9.1568, Стило, Италия, - 21.5.1639, Париж), итальянский философ, поэт, политический деятель; создатель коммунистической утопии. Сын сапожника; с 1582 монах-доминиканец. В 1591 выступил с книгой "Философия, доказанная ощущениями" в защиту натурфилософии Б. Телезио против схоластического аристотелизма. Неоднократно подвергался церковному суду по обвинению в ереси. В 1598-99 возглавил в Калабрии заговор против испанского владычества, был схвачен и приговорён к пожизненному заключению. За время почти 27-летнего пребывания в неаполитанских тюрьмах создал десятки сочинений по философии, политике, астрономии, медицине, частично опубликованных в Германии и распространявшихся в списках. В 1626 благодаря покровительству папы Урбана VIII, заинтересовавшегося астрологическими познаниями Кампанеллы, был передан в распоряжение римской инквизиции, в мае 1629 освобожден и оправдан. В 1634 К. бежал во Францию, где ему, при покровительстве кардинала Ришелье, удалось опубликовать часть своих сочинений.
В философии Кампанелла отстаивал необходимость опытного познания и развивал учение о "двойном" откровении (Природы и Писания). Выступив в защиту Г. Галилея, Кампанелла не принял учения о бесконечности Вселенной, допуская, однако, существование множества миров.
Коммунистическая утопия Кампанеллы представляет собой программу всеобщего социального преобразования на основе общности имущества ("Город Солнца", произведение, построенное в форме рассказа мореплавателя, 1602, опубликовано 1623, рус. пер. 1906) в рамках всемирной теократической монархии ("Монархия Мессии"). В идеальной коммунистической общине у Кампанеллы упразднены собственность и семья, дети воспитываются государством; труд является почётным и равно обязательным для всех, рабочий день сокращён до 4 часов благодаря высокой производительности и облегчению труда машинами; огромное внимание уделяется развитию науки ("магическому знанию"), просвещению и трудовому воспитанию. Руководство коммунистической общиной находится в руках учёно-жреческой касты. Осуществление своей программы Кампанелла, после провала Калабрийского заговора, возлагал на европейских государей (испанского, затем французского короля) и римского папу, стремясь достичь духовного единства человечества в рамках реформированного в соответствии с его идеалами католицизма.
Натурфилософия К. явилась одной из предпосылок нового естествознания; коммунистическая утопия К. делает его одним из ранних предшественников научного социализма.
Поэзия Кампанеллы (канцоны, мадригалы, сонеты) с большой выразительностью утверждает веру в человеческий разум, раскрывает противоречия между несчастной судьбой личности и совершенством Вселенной, а также трагедию человека, зажёгшего светоч знания во "мраке".