Общая характеристика познавательных процессов 4 страница

В рамках когнитивного подхода возникли две теории памяти: теория двойственности и теория уровневой организации.

Представители теории двойственности памяти Р.Аткинсон, Р.Клацки, Д.Норман рассматривают память как систему, состоящую из отдельных статичных блоков, выполняющих определенные функции.

Блок сенсорной памяти - это система, удерживающая точную и полную картину мира, воспринимаемую органами чувств. Функция сенсорной памяти заключается в обеспечении времени, необходимого для переработки чувственной информации. Наиболее изучены в когнитивной психологии такие виды сенсорной памяти, как иконическая (зрительная) и эхоическая (слуховая).

Иконическая память обладает большим объемом, но переработать всю воспринимаемую человеком информацию она не может в результате недостаточного времени ее хранения (менее одной милли секунды). Затем информация исчезает из памяти вследствие угасания сенсорного следа или стирания в результате интерференции, (затормаживания). Другими словами, иконы создаются в течение первых десятков миллисекунд фиксации, т.е. воспринимаются не сами стимулы, а их непосредственный сенсорный отпечаток (икона).

Эхоическая (слуховая) память связана с пониманием устной речи. Благодаря ей возможно сравнение акустического звучания слова с его семантикой. Информация, которая содержится в каждой частичке речи, мелодии не имеет смысла, если не находится в контексте других звуков.

Блок кратковременной памяти служит для переработки информации и передачи ее в долговременное хранилище. Блок долговременной памяти представляет собой более сложную систему семантической или смысловой переработки информации, накопленной в течение жизни.

Переработка информации имеет линейную схему и осуществляется различными процессами: распознаванием образов, вниманием, повторением, кодированием.

Процесс распознавания образов связан с поиском и извлечением материала из долговременной памяти и выполняет функцию соотнесения поступающей и имеющейся информации. Этот процесс включает несколько этапов: сенсорную регистрацию, выделение существенных признаков, построение конкретного образа на основе выделенных признаков, сравнение конкретного образа с обобщенным понятием, хранящимся в долговременной памяти.

Распознавание образов осуществляется благодаря принципам использования контекста и параллельного сравнения информации. Названные принципы позволяют свернуть процесс, сократить его во времени для обеспечения быстроты запоминания и воспроизведения информации. Благодаря принципу использования контекста происходит сравнение информации на «входе» с эталоном, хранящимся в долговременной памяти. Принцип параллельного сравнения позволяет одновременно сопоставлять распознаваемый образ со многими внутренними кодами, пока не отыщется соответствующий эталон в долговременной памяти.

Процесс внимания связан с отбором значимой, релевантной (соответствующей целям и задачам) информации для запоминания. Этот процесс выполняет функции селекции информации и переноса ее из сенсорной памяти в кратковременную.

Повторение предполагает неоднократное воспроизведение информации. Оно выполняет функции удержания и закрепления материала в кратковременной памяти и перевода ее в долговременную. Повторение – гибкий, управляемый процесс переработки информации.

Кодирование представляет собой процесс введения запоминаемого материала в контекст дополнительной, легко извлекаемой информации. Он связан преимущественно с долговременной памятью, поскольку сохранение в ней информации зависит от того, как она закодирована.

Рис. 7. Стохастическая (структурная) модель памяти

Теория уровневой организации памяти, представителями которой являются Крейк, Локхарт и другие несколько иначе представляют процесс переработки информации в памяти. Данная теория акцентировала внимание не на блочных системах, а на связи запоминания информации с уровнями ее переработки. Память, по их мнению, – это модель уровневой переработки запоминаемого материала, включающая три уровня: сенсорный, фонематический, семантический, отличающейся широтой и глубиной. Если на сенсорном (поверхностном) уровне информация способна сохраняться в течение короткого времени, то на семантическом, глубинном - длительное время.

Общая характеристика познавательных процессов 4 страница - student2.ru Поверхностный уровень переработки

информации

Глубинный уровень переработки информации

Рис. 8. Модель уровневой организации памяти (модель «воронки» )

Существенное отличие между названными теориями состоит в различном понимании роли повторения. В теориях двойственности памяти повторение служит для передачи информации в долговременное хранилище. В теориях уровневой организации повторение необходимо для сохранения информации на первом уровне и перевода ее на глубинный уровень. В первом случае повторение обеспечивает сохранность информации в памяти, во втором – качество ее переработки. Существенным в данной теории является то, что человек рассматривается не как пассивный приемник информации, значительная роль отводится его мотивам и эмоциям.

Тест для самоконтроля

1.К какому подходу в изучении памяти противоречит сформулированный Бернштейну принцип «повторение без повторения»:

а) бихевиористическому

б) ассоциативному

в) гештальтпсихологии

д) когнитивной психологии

2. «Деятельность с объектами является основной причиной их непроизвольного запоминания». С именем какого их отечественных психологов связан данный подход ?

а) Смирнов

б) Леонтьев

в) Выготский

г) Блонский

д) Зинченко

3. Каким явлением памяти можно объяснить следующее: школьные учителя отмечают, что часто воспроизведение смыслового содержания материала учащимися со временем не ухудшается, а улучшается:

а) реминисценции

б) интерференцией

в) законом сохранения информации

4. Забывание заученного материала под влиянием поступающей информации:

а) интерференцией

б) запредельным торможением

в) реминисценцией

5. Яркость и прочность образов, способность сохранять их долгие годы и произвольно вызывать их давало Шерешевскому возможность запоминать неограниченное число слов и сохранять их на определенное время. Это характеризует разновидность образной памяти как:

а) эйдетизм

б) последовательные образы

в) образы представлений

6. Какой закон реализуется в формуле, объясняющей работу памяти с позиции бихевиоризма «Стимул – Подкрепление - Реакция»:

а) закон Йоста

б) закон Торндайка

в) закон фон Ресторф

г) закон Зейгарник.

7. В рассказе А.П.Чехова «Мальчики» Маша, взглядывая на Чечевицина говорила: «Когда пост . . . надо кушать горох и чечевицу». Или вспоминала: «А у нас чечевицу вчера готовили». Какой способ переработки информации в памяти имеет место:

а) ассоциаций

б) локуса

в) словесных посредников

8. Согласно теории Аткинсона, информация переходит из кратковременного хранилища в долговременное благодаря процессу:

а) внимания

б) распознавания

в) повторения

г) кодирования

д) угасания

9. Эволюция во времени является характеристикой памяти:

а) образной

б) эмоциональной

в) двигательной

г) логической

д) эйдетической

10. Соотнесите виды памяти и их особенности:

а) эмоциональная память 1) полимодальность

б) эйдетическая память 2) эволюция

в) образы представлений 3) константность

г) моторная память 4) способ группировки

д) словесно-логическая память 5) фазовая динамика

11. Назовите представителей теории двойственности памяти в когнитивной психологии:

а) Аткинсон

б) Локхард

в) Тульвинг

г) Норманн

д) Клацки

12. Использование средств по Выготскому является условием:

а) произвольной памяти

б) непроизвольной памяти

13. Соотнесите виды памяти с их особенностями:

а) сенсорная 1. объем (7 2 элемента), время (30-40сек.),

вербально-акустическая форма хранения

б) кратковременная 2. объем минимальный, время менее 1 сек.

сенсорн.форм. хран.

в) долговременная 3. неограниченность объема и время хран.

семантич. форма.

14. Частота повторения и смежность во времени - это условие запечатления информации в:

а) бихевиоризме

б) ассоциативной психологии

в) когнитивной психологии

д) психологии деятельности

15. Перевод информации в скрытое, латентное состояние называется процессом памяти:

а) запоминанием

б) сохранением

в) запечатлением

г) забыванием

д) воспроизведением

16. Согласно какому закону информация сохраняется лучше при минимальном количестве повторений и времени, затрачиваемом на ее заучивании:

а) закону Йоста

б) закону фон Рестор

в) закону Торндайка

17. Какой вид памяти обусловлен целями, мотивами и способами деятельности:

а) произвольной

б)непроизвольной

в) кратковременной

г) долговременной

18. В каком феномене нашла отражение связь между запоминанем материала и прерванными действиями человека:

а) феномен Зейгарник

б) феномен фон Ресторф

19. Функция какого процесса управления информацией в памяти спосбствует ее сохранению и передачи в долговремнное хранилище:

а) внимание

б) повторение

в) распознавание образов

г) кодирование

20 Память - это процесс:

а) отражения предметов в целом

б) отражения прошлого опыта человека

в) отражения существенных связей в обобщенной и опосредованной форме.

Рекомендуемая литература

Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. – М., 1980.

Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: в 2 т.- М., 1976.

Зинченко Т.П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. – СПб., 2002.

Исследование памяти. Под ред. Н.Н.Корж и др. – М., 1990.

Клацки Р. Память человека: структуры и процессы. – М., 1978.

Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. – М., 1979.

Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти.- М., 19

Ляудис В.Я. Память как хронотопическая основа личностной самоорганизации. – Вестник МГУ. – 1991. – Сер.14. - № 4.

Ляудис В.Я. Память в процессе развития.- М., 1976.

Подлиняев О.Л. Эффективная память. – Иркутск., 2005.

Хофман И. Активная память. – М., 1986.

Наши рекомендации